Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Культурные и исторические ценности русского народа» для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Фольклор
Автор: Лодыгина Елизавета Владимировна   
23.09.2022 18:59

Проект «Культурные и исторические ценности русского народа» для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)Проект «Культурные и исторические ценности русского народа» для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Управление дошкольного образования Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка — детский сад № 17" г. Сыктывкара (МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 17»)

Разработала: Лодыгина Елизавета Владимировна, воспитатель 1 категории Сыктывкар 2021г.

Актуальность:

Известный ученый Д.С. Лихачев писал о традициях русской народной культуры: «Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры».

 

Очень жаль порой слышать и наблюдать, как многие россияне не разделяют мнение тех, кто внес колоссальный вклад в богатейшее культурное наследие, которым мы и наши потомки обязаны гордиться так же, как это делал великий Пушкин. Кроме того, у подрастающего поколения наблюдается уменьшение интереса и уважения к прошлому России, социальные опросы зачастую показывают низкий процент знания истории и культуры Российского государства. А ведь именно здесь, на родной земле, проходит наше детство, юные счастливые годы, здесь живут наши родные и друзья, именно наша страна дает нам возможность получить качественное образование, реализовать мечты, жить и трудиться для своей семьи и для Родины.

Так в чем же заключается проблема? Возможно все дело в том, что средства массовой информации и социальные сети пропагандируют иностранный уклад жизни — оградить детей от влияния мировой сети интернет и контролировать его использование в разумных пределах становится все труднее...

Поэтому современные воспитатели и учителя работают по эффективным образовательным программам, уделяющим большое внимание нравственно-патриотическому воспитанию, внедряют в свою педагогическую деятельность новые технологии, чтобы возродить работу по формированию патриотических чувств детей.

Цель проекта:

  • формирование патриотических чувств, интереса к истории и культуре русского народа посредством развития творческих навыков у детей 6-7 лет

Задачи проекта:

  • расширять знания о прошлом своего народа, о жизни и быте предков;
  • приобщать к культуре и традициям русского народа, прививать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;
  • знакомить с богатым, образным языком русского фольклора, являющегося источником познавательного, эмоционального и нравственного развития детей;
  • обогащать словарь детей посредством введения в него древнерусских и старославянских слов и изречений;
  • формировать чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, а также толерантности и уважения к другим народам и их традициям;
  • развивать художественный вкус и творческие способности детей;
  • воспитывать духовный, творческий патриотизм, осознание гордости за великие достижения русского народа, его прошлое, и ответственности за будущее своей Родины.

Технологии:

  1. Технология проектной деятельности — создание на организационном этапе проекта «Путешествие в прошлое России»
  2. Технология создания предметно-развивающей среды — создание в группе мини-музея предметов старины, выставки рисунков и иллюстраций на тему «Быт и культура русского народа»

Методы и формы работы с детьми и родителями

Формы:

Непосредственно образовательная деятельность:

  • коммуникация «Быт и культура русского народа». «Русь-матушка»;
  • чтение русских народных сказок;
  • рисование «Русская изба», «Русский народный костюм», народных промыслов; лепка «Чугунок, каток и ухват»

Игровая деятельность:

  • Знакомство с русскими народными играми (подвижные игры «Ручеек», «Гори ясно!», «Золотые ворота»; малой подвижности «Колечко»)
  • конструирование «Строительство древнего города».
   

Методы

Наглядный

Словесный

Практический

- видео, слайды, иллюстрации, карточки (презентация «Быт и культура русского народа», «Русская изба», «Как одевались на Руси» и т.д.);

- показ способов действия (изготовление куколок из ткани, лепка из глины, рисование народных промыслов и т.д.);

- обследования предметов (мини-музея, таких как ухват, коромысло, крынки, каток и т.д.).

- объяснение (например, чем отличался праздничный костюм от повседневного);

- беседы о быте и культуре русского народа;

- указание, пояснение;

- вопросы к детям;

- художественное слово (русские народные сказки, поговорки и пословицы, потешки, песенки и т.д.);

- упражнения;

- дидактические игры («Продолжи пословицу», «Подбери слово»);

- индивидуальная работа;

- участие в русских народных праздниках «Рождество», «Масленица»;

- разучивание элементов русского народного танца;

- игра на музыкальных инструментах (ложки, трещотки, балалайка).

       

Тип проекта: информационно - творческий,

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители и другие члены семей воспитанников. музыкальный руководитель, администрация.

Сроки реализации проекта: октябрь 2021год - апрель 2022 год.

Гипотеза: Реализация проекта « Исторические и культурные ценности русского народа» позволит объединить усилия ДОУ и семьи и поможет ребятам повысить знания об истории русского народа, осознать ценность культуры наших предков, оценить их достижения в искусстве, народную мудрость, а также осознать чувство гордости и уважения к историческому прошлому и ответственность за будущее своей страны.

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

  • освоение доступных знаний о жизни, быте и культуре русского народа в историческом прошлом;
  • расширение и углубление знаний русского фольклора;
  • осознание важности проявления таких качеств, как трудолюбие, взаимовыручка, храбрость, верность и других, присущих особенным чертам русского характера;
  • повышенный интерес к истории нашей Родины, к традициям и культурным ценностям русского народа;
  • обогащение и активизация словаря, употребление в речи старинных русских слов, а также малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок и др.);
  • осознание себя частью великого народа, его достойного представителя;
  • освоение творческих навыков в создании национального искусства (изобразительного, музыкального, прикладного).

Для родителей:

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности по приобщению к историческим и культурным ценностям русского народа;
  • проявление позиции активных участников образовательного процесса.

Для педагогов:

  • разработка системы работы по приобщению детей к историческим и культурным ценностям русского народа;
  • повышение педагогической компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный

2 этап –основной

3 этап - заключительный

Этап

Мероприятия

Сроки

Работа с родителями

I Подготовительный этап

- Анализ развивающей предметно-пространственной среды.

- Обсуждение с детьми и их родителями наполнение развивающих центров в группе.

- Приобретение и создание русской народной атрибутики, альбомов и плакатов с иллюстрациями декоративно-прикладного творчества «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Полхов-Майдан», предметов, иллюстраций, фотографий по теме «Русский быт»; демонстрационных презентаций для работы с детьми «Русская изба», «Из истории русской национальной одежды, женской и мужской», «Русский быт в народных сказках», а также музейных экспозиций — предметов старины, раскрасок «Русский народный костюм», «Герои русских народных сказок» и др., библиотеки «Произведения русского народного творчества».

Сентябрь 2021г.

 
 

Тема: «Знакомство с бытом и культурой русского народа»

- Познавательное занятие «Быт и культура русского народа».

- Беседа «Русская изба». Просмотр презентации «Как на Руси строили жилище».

- Экскурсия в «Историко-краеведческий музей по теме «Русский быт».

- Рисование: «Русская изба».

- Разучивание осенней песни «Листья кружатся».

- Постановка русской народной сказки «Теремок» (театр пальчиковый).

- Подвижная игра "Мельница".

- Пальчиковая гимнастика «Семья».

- Сюжетно-ролевая игра "Семья".

- Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

- Дидактическая игра "Назови по-другому".

- Просмотр сказки «Гуси-лебеди».

Октябрь 2021 г.

- Участие и помощь в оформлении творческой выставки «Путешествие в прошлое России».

- Участие и помощь в организации экскурсии в историко-краеведческий музей.

Тема: «Русь-матушка»

- Познавательное занятие «Из истории Руси Великой».

- Беседа «Русь-матушка, так наши предки называли свою Родину».

- Составление рассказов на тему: «Моя Родина».

- Рисование: «Русский народный костюм», «Герои русских народных сказок».

- Прослушивание и пение заклички «Восенушка-осень».

- Постановка русской народной сказки «Маша и медведь» (театр кукольный)

- Подвижная игра "Золотые ворота".

- Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

- Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка".

- Дидактическая игра "Продолжи пословицу".

- Просмотр сказки «Хаврошечка».

Ноябрь 2021г.

- Участие и помощь в оформлении выставки работ «Что такое толерантность?»

Тема: «Русские народные художественные промыслы»

- Познавательные занятия: «Художественные изделия из дерева и роспись. Хохлома. Городец», "Керамические художественные изделия. Дымка. Гжель», «Зима — не лето — в шубу одето».

- Беседа «Где живет перо Жар-птицы?», «Чудо-чудное, диво-дивное — Золотая Хохлома», «О русской зиме».

- Составление рассказов на тему: «Какая у нас зима».

- Рисование: "Гжель прекрасная», «Элементы Хохломской росписи («кудрина», «травака»).

- Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

- Игра на музыкальных инструментах (ложки, трещотки).

- Подвижная игра "Два мороза".

- Пальчиковая гимнастика «Каша».

- Чтение сказки "Снегурочка».

- Дидактическая игра "Выложи узор", «Укрась фартук».

- Просмотр сказки «Снегурушка и лиса».

Декабрь 2021г.

- Участие в новогоднем утреннике, исполнение ролей, изображение героев русских народных сказок и мифов.

Тема: «Праздники традиционные и обрядовые»

- Познавательное занятие «Пришла Коляда накануне Рождества».

- Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

- Пение колядок «Коляда-моляда прикатила молода!».

- Составление рассказов на тему: «Как мы встречали Рождество».

- Экскурсия в «Историко-краеведческий музей по теме «Игрушка - дело серьезное.

- Рисование: «Русская зима».

- Подвижная игра "Белые медведи»".

- Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз принес подарки».

- Сюжетно-ролевая игра "Ходим в гости, колядуем".

- Чтение русской народной сказки «Морозко».

Январь 2022г.

- Участие и помощь в организации экскурсии для детей в историко-краеведческий музей.

Тема: «Русские богатыри»

- Познавательное занятие «На героя и слава бежит».

- Беседа «Рассказ о русских богатырях», «Беседа о Масленице».

- Составление рассказов на тему: «Мой папа — самый лучший!».

- Экскурсия в «Историко-краеведческий музей по теме «Выставка постеров иллюстраций Е.Д. Поленовой".

- Рисование: «Портрет папы».

- Прослушивание русской народной песни «Валенки».

- Разучивание русского народного танца.

- Подвижная игра "Снежная баба".

- Пальчиковая гимнастика «Пирог».

- Сюжетно-ролевая игра "Богатыри".

- Чтение русских былин и преданий "Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

- Просмотр сказки «Каша из топора».

Февраль 2022г.

- Выставка-конкурс художественного и декоративно-прикладного творчества «Красная Масленица»

- Участие в музыкально-спортивном досуге, посвященном Дню защитника Отечества

«Поэзия народного костюма»

- Познавательные занятия: «Из истории мужской и женской одежды», "Из истории головных уборов»

- Беседы: "Сердце матери лучше солнца греет» (беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок», «Грач на горе — весна на дворе» (о русских обычаях встречи весны»), «Из истории русской кухни», «Русский самовар и чаепитие на Руси».

- Составление рассказов на тему: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

- Рисование: «Кокошник для мамочки». Украшение кокошника элементами народных промыслов: Гжель, Городец и Хохлома.

- Прослушивание и пение закличек о весне «Весна, весна, поди сюда!».

- Театр варежковый «Русская народная сказка «Маша и медведь».

- Подвижная игра "Ручеек".

- Пальчиковая гимнастика «Птички».

- Сюжетно-ролевая игра "Едем мы на ярмарку".

- Дидактическая игра "Чей костюм?", «Путаница».

- Просмотр сказки «Хаврошечка».

Март 2022г.

- Создание выставки ручных изделий «Моя мама — мастерица!».

- Участие в музыкальном концерте, посвященном дню «8 марта», в русском народном стиле

- Участие в празднике, посвященном встрече Масленицы.

«Утварь избы русской или Удивительные предметы »

- Познавательное занятие «Загадки русской избы»

- Беседа о русской избе и о прошлом нашей Родины.

- Литературная викторина «Путешествие по русским народным сказкам».

- Беседа «Предметы обихода русского народа», «Рассказ о Пасхе», «Беседа о народном юморе» (докучные сказки, скороговорки, дразнилки).

- Составление рассказов на тему: «Обустройство русской избы»

- Рисование: «Предметы старины».

- Лепка «Старинная посуда».

- Прослушивание русской народной песни «Красный сарафан».

- Подвижная игра "Гори ясно!".

- Динамическая пауза «За дровами мы идем».

- Чтение русской народной сказки "Липунюшка».

- Дидактическая игра "Кому что нужно для работы?».

- Повторение пословиц и поговорок о труде.

- Просмотр сказки «Федул да Меланья».

Апрель 2022г.

- Создание мини-музея предметов старины в группе

- Выставка-конкурс технического творчества объемных моделей «Герои русских сказок»

III Заключительный этап

1. итоговый мониторинг детей

2. повторное анкетирование родителей

3. Итоговое занятие «Удивительные предметы или Поиски Липунюшки»

Май 2022г.

 

Заключение

В процессе реализации проекта по приобщению к историческим и культурным ценностям русского народа дети подготовительной группы получили достаточные знания об истории крестьянского жилища – избы, ее устройстве, о быте крестьян, познакомились с разнообразными праздничными в процессе участия в русских народных праздниках, а также с народным фольклором (заучивание и толкование русских народных пословиц и поговорок, закличек, песенок) У детей появился интерес к русским народным играм, к народным промыслам России. Повысилась активность родителей, расширилась сфера их участия в жизни группы, в организации воспитательно-образовательного процесса.

Вывод: анализ результатов проекта показывает, что дети владеют устной речью, используя малые фольклорные формы в разных видах деятельности, обладают установкой положительного отношения к миру, к духовным ценностям других народов, обладают чувством собственного достоинства, как представителя своего народа, понимают свое место в семье, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, обладают развитым воображением в проявлении творческой сферы художественно-прикладного искусства.

Список литературы

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Спб.: Детство-Пресс, 1999. - 304 с.: ил.
  2. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: М.: Изд-во АРКТИ, 2004. - 110 с.
  3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013
  4. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год