Проект «Культурные и исторические ценности русского народа» для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Управление дошкольного образования Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка — детский сад № 17" г. Сыктывкара (МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 17»)
Разработала: Лодыгина Елизавета Владимировна, воспитатель 1 категории Сыктывкар 2021г.
Актуальность:
Известный ученый Д.С. Лихачев писал о традициях русской народной культуры: «Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры».
Очень жаль порой слышать и наблюдать, как многие россияне не разделяют мнение тех, кто внес колоссальный вклад в богатейшее культурное наследие, которым мы и наши потомки обязаны гордиться так же, как это делал великий Пушкин. Кроме того, у подрастающего поколения наблюдается уменьшение интереса и уважения к прошлому России, социальные опросы зачастую показывают низкий процент знания истории и культуры Российского государства. А ведь именно здесь, на родной земле, проходит наше детство, юные счастливые годы, здесь живут наши родные и друзья, именно наша страна дает нам возможность получить качественное образование, реализовать мечты, жить и трудиться для своей семьи и для Родины.
Так в чем же заключается проблема? Возможно все дело в том, что средства массовой информации и социальные сети пропагандируют иностранный уклад жизни — оградить детей от влияния мировой сети интернет и контролировать его использование в разумных пределах становится все труднее...
Поэтому современные воспитатели и учителя работают по эффективным образовательным программам, уделяющим большое внимание нравственно-патриотическому воспитанию, внедряют в свою педагогическую деятельность новые технологии, чтобы возродить работу по формированию патриотических чувств детей.
Цель проекта:
- формирование патриотических чувств, интереса к истории и культуре русского народа посредством развития творческих навыков у детей 6-7 лет
Задачи проекта:
- расширять знания о прошлом своего народа, о жизни и быте предков;
- приобщать к культуре и традициям русского народа, прививать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;
- знакомить с богатым, образным языком русского фольклора, являющегося источником познавательного, эмоционального и нравственного развития детей;
- обогащать словарь детей посредством введения в него древнерусских и старославянских слов и изречений;
- формировать чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, а также толерантности и уважения к другим народам и их традициям;
- развивать художественный вкус и творческие способности детей;
- воспитывать духовный, творческий патриотизм, осознание гордости за великие достижения русского народа, его прошлое, и ответственности за будущее своей Родины.
Технологии:
- Технология проектной деятельности — создание на организационном этапе проекта «Путешествие в прошлое России»
- Технология создания предметно-развивающей среды — создание в группе мини-музея предметов старины, выставки рисунков и иллюстраций на тему «Быт и культура русского народа»
Методы и формы работы с детьми и родителями
Формы:
Непосредственно образовательная деятельность:
- коммуникация «Быт и культура русского народа». «Русь-матушка»;
- чтение русских народных сказок;
- рисование «Русская изба», «Русский народный костюм», народных промыслов; лепка «Чугунок, каток и ухват»
Игровая деятельность:
- Знакомство с русскими народными играми (подвижные игры «Ручеек», «Гори ясно!», «Золотые ворота»; малой подвижности «Колечко»)
- конструирование «Строительство древнего города».
|
|
Методы
|
Наглядный
|
Словесный
|
Практический
|
- видео, слайды, иллюстрации, карточки (презентация «Быт и культура русского народа», «Русская изба», «Как одевались на Руси» и т.д.);
- показ способов действия (изготовление куколок из ткани, лепка из глины, рисование народных промыслов и т.д.);
- обследования предметов (мини-музея, таких как ухват, коромысло, крынки, каток и т.д.).
|
- объяснение (например, чем отличался праздничный костюм от повседневного);
- беседы о быте и культуре русского народа;
- указание, пояснение;
- вопросы к детям;
- художественное слово (русские народные сказки, поговорки и пословицы, потешки, песенки и т.д.);
|
- упражнения;
- дидактические игры («Продолжи пословицу», «Подбери слово»);
- индивидуальная работа;
- участие в русских народных праздниках «Рождество», «Масленица»;
- разучивание элементов русского народного танца;
- игра на музыкальных инструментах (ложки, трещотки, балалайка).
|
|
|
|
|
Тип проекта: информационно - творческий,
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители и другие члены семей воспитанников. музыкальный руководитель, администрация.
Сроки реализации проекта: октябрь 2021год - апрель 2022 год.
Гипотеза: Реализация проекта « Исторические и культурные ценности русского народа» позволит объединить усилия ДОУ и семьи и поможет ребятам повысить знания об истории русского народа, осознать ценность культуры наших предков, оценить их достижения в искусстве, народную мудрость, а также осознать чувство гордости и уважения к историческому прошлому и ответственность за будущее своей страны.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
- освоение доступных знаний о жизни, быте и культуре русского народа в историческом прошлом;
- расширение и углубление знаний русского фольклора;
- осознание важности проявления таких качеств, как трудолюбие, взаимовыручка, храбрость, верность и других, присущих особенным чертам русского характера;
- повышенный интерес к истории нашей Родины, к традициям и культурным ценностям русского народа;
- обогащение и активизация словаря, употребление в речи старинных русских слов, а также малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок и др.);
- осознание себя частью великого народа, его достойного представителя;
- освоение творческих навыков в создании национального искусства (изобразительного, музыкального, прикладного).
Для родителей:
- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности по приобщению к историческим и культурным ценностям русского народа;
- проявление позиции активных участников образовательного процесса.
Для педагогов:
- разработка системы работы по приобщению детей к историческим и культурным ценностям русского народа;
- повышение педагогической компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Этапы реализации проекта:
1этап – подготовительный
2 этап –основной
3 этап - заключительный
Этап
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Работа с родителями
|
I Подготовительный этап
|
- Анализ развивающей предметно-пространственной среды.
- Обсуждение с детьми и их родителями наполнение развивающих центров в группе.
- Приобретение и создание русской народной атрибутики, альбомов и плакатов с иллюстрациями декоративно-прикладного творчества «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Полхов-Майдан», предметов, иллюстраций, фотографий по теме «Русский быт»; демонстрационных презентаций для работы с детьми «Русская изба», «Из истории русской национальной одежды, женской и мужской», «Русский быт в народных сказках», а также музейных экспозиций — предметов старины, раскрасок «Русский народный костюм», «Герои русских народных сказок» и др., библиотеки «Произведения русского народного творчества».
|
Сентябрь 2021г.
|
|
|
Тема: «Знакомство с бытом и культурой русского народа»
- Познавательное занятие «Быт и культура русского народа».
- Беседа «Русская изба». Просмотр презентации «Как на Руси строили жилище».
- Экскурсия в «Историко-краеведческий музей по теме «Русский быт».
- Рисование: «Русская изба».
- Разучивание осенней песни «Листья кружатся».
- Постановка русской народной сказки «Теремок» (театр пальчиковый).
- Подвижная игра "Мельница".
- Пальчиковая гимнастика «Семья».
- Сюжетно-ролевая игра "Семья".
- Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
- Дидактическая игра "Назови по-другому".
- Просмотр сказки «Гуси-лебеди».
|
Октябрь 2021 г.
|
- Участие и помощь в оформлении творческой выставки «Путешествие в прошлое России».
- Участие и помощь в организации экскурсии в историко-краеведческий музей.
|
Тема: «Русь-матушка»
- Познавательное занятие «Из истории Руси Великой».
- Беседа «Русь-матушка, так наши предки называли свою Родину».
- Составление рассказов на тему: «Моя Родина».
- Рисование: «Русский народный костюм», «Герои русских народных сказок».
- Прослушивание и пение заклички «Восенушка-осень».
- Постановка русской народной сказки «Маша и медведь» (театр кукольный)
- Подвижная игра "Золотые ворота".
- Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
- Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка".
- Дидактическая игра "Продолжи пословицу".
- Просмотр сказки «Хаврошечка».
|
Ноябрь 2021г.
|
- Участие и помощь в оформлении выставки работ «Что такое толерантность?»
|
Тема: «Русские народные художественные промыслы»
- Познавательные занятия: «Художественные изделия из дерева и роспись. Хохлома. Городец», "Керамические художественные изделия. Дымка. Гжель», «Зима — не лето — в шубу одето».
- Беседа «Где живет перо Жар-птицы?», «Чудо-чудное, диво-дивное — Золотая Хохлома», «О русской зиме».
- Составление рассказов на тему: «Какая у нас зима».
- Рисование: "Гжель прекрасная», «Элементы Хохломской росписи («кудрина», «травака»).
- Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».
- Игра на музыкальных инструментах (ложки, трещотки).
- Подвижная игра "Два мороза".
- Пальчиковая гимнастика «Каша».
- Чтение сказки "Снегурочка».
- Дидактическая игра "Выложи узор", «Укрась фартук».
- Просмотр сказки «Снегурушка и лиса».
|
Декабрь 2021г.
|
- Участие в новогоднем утреннике, исполнение ролей, изображение героев русских народных сказок и мифов.
|
Тема: «Праздники традиционные и обрядовые»
- Познавательное занятие «Пришла Коляда накануне Рождества».
- Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.
- Пение колядок «Коляда-моляда прикатила молода!».
- Составление рассказов на тему: «Как мы встречали Рождество».
- Экскурсия в «Историко-краеведческий музей по теме «Игрушка - дело серьезное.
- Рисование: «Русская зима».
- Подвижная игра "Белые медведи»".
- Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз принес подарки».
- Сюжетно-ролевая игра "Ходим в гости, колядуем".
- Чтение русской народной сказки «Морозко».
|
Январь 2022г.
|
- Участие и помощь в организации экскурсии для детей в историко-краеведческий музей.
|
Тема: «Русские богатыри»
- Познавательное занятие «На героя и слава бежит».
- Беседа «Рассказ о русских богатырях», «Беседа о Масленице».
- Составление рассказов на тему: «Мой папа — самый лучший!».
- Экскурсия в «Историко-краеведческий музей по теме «Выставка постеров иллюстраций Е.Д. Поленовой".
- Рисование: «Портрет папы».
- Прослушивание русской народной песни «Валенки».
- Разучивание русского народного танца.
- Подвижная игра "Снежная баба".
- Пальчиковая гимнастика «Пирог».
- Сюжетно-ролевая игра "Богатыри".
- Чтение русских былин и преданий "Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
- Просмотр сказки «Каша из топора».
|
Февраль 2022г.
|
- Выставка-конкурс художественного и декоративно-прикладного творчества «Красная Масленица»
- Участие в музыкально-спортивном досуге, посвященном Дню защитника Отечества
|
«Поэзия народного костюма»
- Познавательные занятия: «Из истории мужской и женской одежды», "Из истории головных уборов»
- Беседы: "Сердце матери лучше солнца греет» (беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок», «Грач на горе — весна на дворе» (о русских обычаях встречи весны»), «Из истории русской кухни», «Русский самовар и чаепитие на Руси».
- Составление рассказов на тему: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
- Рисование: «Кокошник для мамочки». Украшение кокошника элементами народных промыслов: Гжель, Городец и Хохлома.
- Прослушивание и пение закличек о весне «Весна, весна, поди сюда!».
- Театр варежковый «Русская народная сказка «Маша и медведь».
- Подвижная игра "Ручеек".
- Пальчиковая гимнастика «Птички».
- Сюжетно-ролевая игра "Едем мы на ярмарку".
- Дидактическая игра "Чей костюм?", «Путаница».
- Просмотр сказки «Хаврошечка».
|
Март 2022г.
|
- Создание выставки ручных изделий «Моя мама — мастерица!».
- Участие в музыкальном концерте, посвященном дню «8 марта», в русском народном стиле
- Участие в празднике, посвященном встрече Масленицы.
|
«Утварь избы русской или Удивительные предметы »
- Познавательное занятие «Загадки русской избы»
- Беседа о русской избе и о прошлом нашей Родины.
- Литературная викторина «Путешествие по русским народным сказкам».
- Беседа «Предметы обихода русского народа», «Рассказ о Пасхе», «Беседа о народном юморе» (докучные сказки, скороговорки, дразнилки).
- Составление рассказов на тему: «Обустройство русской избы»
- Рисование: «Предметы старины».
- Лепка «Старинная посуда».
- Прослушивание русской народной песни «Красный сарафан».
- Подвижная игра "Гори ясно!".
- Динамическая пауза «За дровами мы идем».
- Чтение русской народной сказки "Липунюшка».
- Дидактическая игра "Кому что нужно для работы?».
- Повторение пословиц и поговорок о труде.
- Просмотр сказки «Федул да Меланья».
|
Апрель 2022г.
|
- Создание мини-музея предметов старины в группе
- Выставка-конкурс технического творчества объемных моделей «Герои русских сказок»
|
III Заключительный этап
|
1. итоговый мониторинг детей
2. повторное анкетирование родителей
3. Итоговое занятие «Удивительные предметы или Поиски Липунюшки»
|
Май 2022г.
|
|
Заключение
В процессе реализации проекта по приобщению к историческим и культурным ценностям русского народа дети подготовительной группы получили достаточные знания об истории крестьянского жилища – избы, ее устройстве, о быте крестьян, познакомились с разнообразными праздничными в процессе участия в русских народных праздниках, а также с народным фольклором (заучивание и толкование русских народных пословиц и поговорок, закличек, песенок) У детей появился интерес к русским народным играм, к народным промыслам России. Повысилась активность родителей, расширилась сфера их участия в жизни группы, в организации воспитательно-образовательного процесса.
Вывод: анализ результатов проекта показывает, что дети владеют устной речью, используя малые фольклорные формы в разных видах деятельности, обладают установкой положительного отношения к миру, к духовным ценностям других народов, обладают чувством собственного достоинства, как представителя своего народа, понимают свое место в семье, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, обладают развитым воображением в проявлении творческой сферы художественно-прикладного искусства.
Список литературы
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Спб.: Детство-Пресс, 1999. - 304 с.: ил.
- Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: М.: Изд-во АРКТИ, 2004. - 110 с.
- Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013
- Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970.
|