Фольклор в адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду. |
Фольклор | |||
Автор: Шейко Анжелика Александровна | |||
11.06.2022 19:07 | |||
Фольклор в адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Поэтому развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Мои наблюдения показывают что: устное народное творчество (народные песенки, потешки, частушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению Средствами малых форм фольклора можно развивать:
В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание я уделяю ознакомлению с малыми формами фольклора – потешкам, пестушкам, закличкам, поговоркам, колыбельным – песенкам. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в детском саду.
Игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек, поэтому дети с большой охотой играют, просят прочитать потешку или показать понравившуюся игрушку. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбираю потешки, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к ещё малознакомому человеку-воспитателю. Например, потешки позволяющие вставить имя ребёнка, не изменяя содержания текста: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка – пригожий. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать, во время умывания, во время еды, бодрствования. Приучая детей мыть руки, лицо и стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение сопровождаю такой потешкой. Водичка, водичка, чтоб смеялся роток, Кормление детей очень важный момент в жизни каждого малыша. Используя потешки, мы делаем процесс приема пищи непринуждённым, дети с аппетитом принимаются за еду. Умница Дашенька, Укладывая детей спать, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Если кто-то из малышей беспокоится, успокаиваю тихой колыбельной песенкой, поглаживанием по голове. Люли, люли, люли. Для того чтобы малышам было легче запомнить потешки, сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, красочных иллюстраций, а также играми. Рассказывая детям сказки, которые, пользуются, у них огромной любовью стараюсь рассказать её с большим чувством, расстановкой, с упоением. Ведь малыши всё чувствуют, запоминают и повторяют. Сказки рассказываю по картинкам, иллюстрациям, при помощи настольного театра, фланелиграфа, театра рукавички. Дети при этом слушают сказку с замиранием, радуясь удачам героев сказок. Отбирая произведения для игр с детьми, в своей работе обязательно учитываю, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со взрослым. Для развития внимания к звучащей речи я старалась учить детей совместно произносить слова, договаривать их. Для того чтобы речь ребёнка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использовала пальчиковые игры с детьми. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Также я обратила внимание на то, что малыши стали использовать фольклор в самостоятельных играх. Например, во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием напевают колыбельные песенки. Во время кормления куклы приговаривают: «Каша вкусненька, кушай Катя», «Кто у нас любимый самый? — Ложку первую за маму». И так далее. В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Детский фольклор особенно стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Используя малые формы фольклора в своей работе могу отметить, что создается необходимая основа для овладения детьми первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. Шейко Анжелика Александровна Воспитатель МБДОУ детский сад № 60 г. Новороссийск 2022 г.
|