Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие толерантности у дошкольников в процессе организации этнокультурных игр»
Фольклор
Автор: Нугаева Гульнара Расимовна Жавикова Галина Анатольевна Репникова Татьяна Викторовна   
23.05.2022 06:59

«Развитие толерантности у дошкольников в процессе организации этнокультурных игр»«Развитие толерантности у дошкольников в процессе организации этнокультурных игр»

В системе дошкольного образования проблема нравственно-патриотического воспитания обозначена как никогда остро. Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт, определили основные принципы этого направления – «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

 

Малой родиной для наших детей является город Балаково, Саратовской области, микрорайон, где расположен детский сад, улица, на которой они живут. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, опытно-экспериментальную деятельность, общение, труд.

Следует исходить из того, что основа толерантности – формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности.

Таким образом, воспитание толерантности ставит целью приобщать дошкольников к общечеловеческим ценностям, формировать гуманные отношения между людьми разной национальности. Поэтому содержание воспитания толерантности у детей должно включать воспитание толерантности, путем проведения мероприятий, раскрывающих особенности разных национальностей и культур.

При формировании данного качества у дошкольников необходимо учитывать ряд принципов: субъектности, адекватности, индивидуализации, рефлексивной позиции и др. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их национальные и культурные особенности, а также особенности той среды, где они проживают.

Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

В это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания со взрослыми «Сороки-вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире.

В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища (пол, потолок, стены, окошки), его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).

В этом возрасте педагог знакомит детей с явлениями общественной жизни. Особое внимание уделяет таким темам, как «Семья» (беседы о членах семьи, подчеркивая их заботу друг о друге); «Детский сад», «Родная страна» и др.

В дошкольном возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.

Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.

Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов этнокультурного развития.

Достоинства игрового метода в том, что игра вызывает повышенный интерес детей, они действуют с эмоциональным подъемом, значительно меньше устают. Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности. Использовались дидактические игры, как например: «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); настольные: «Каков мастер, такова и работа», «Чей хвост, чья голова», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека»; сюжетно-ролевые: «Башня мира», «Готовимся к празднику», «Детский сад». Большинство развивающих игр позволяло как нам, взрослым, так и детям составлять новые варианты заданий, т.е. заниматься творческой деятельностью. Игровые технологии, ориентированные на этнокультурное воспитание, предполагали комплекс игр, объединенных одной сюжетной линией, одной темой. Это были дидактические ( «Собери куклу на праздник», «Что лишнее?» и др.), подвижные народные игры, сюжетно-ролевые игры ( «Путешествие по родному краю», Встречаем гостей»). Народные игры как:

  1. Обыкновенные жмурки (русская народная игра);
  2. Гуси-лебеди (русская народная игра);
  3. У медведя во бору (русская народная игра);
  4. Палочка-выручалочка (русская народная игра);
  5. Филин и пташки (русская народная игра);
  6. Фанты (русская народная игра);
  7. Краски (русская народная игра);
  8. Горелки (русская народная игра);
  9. Кот и мышь (русская народная игра);
  10. Пятнашки (русская народная игра);
  11. Коршун (русская народная игра);
  12. Гуси (русская народная игра);
  13. Молчанка (русская народная игра);
  14. Биляша (Марийская народная игра – катание мяча);
  15. Продаем горшки (Татарская народная игра);
  16. Хищник в море (чувашская народная игра);
  17. Круговой (Мордовская народная игра);
  18. Достань шапку (дагестанская народная игра);

Их комплексное применение обеспечивало не только процесс формирования первичных представлений о многообразии народов, проживающих в Поволжье, в нашем крае, способствовало развитию мыслительных операций (сравнение, обобщение), но и закладывало нормативные основы поведения в будущем.

Толерантность дошкольника представляет собой интегративное качество личности, формирующееся на основе познания многообразия мира, этнокультурной осведомленности и понимания ребенком общности разных культур, определяющее его желание и умения устанавливать социальные контакты с другими детьми и взрослыми, независимо от их пола, этнической принадлежности, физических особенностей, на основе терпимого, уважительного отношения и готовности к взаимодействию и сотрудничеству.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год