Организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста |
Фольклор | |||
Автор: Когут Екатерина Васильевна,Ахтариева Резида Расимовна | |||
22.02.2022 12:16 | |||
Организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Ахтариева Резида Расимовна, музыкальный руководитель, Когут Екатерина Васильевна, воспитатель МБДОУ «ДСОВ №7» г. Усинска Аннотация: в статье рассматривается организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию старших дошкольников в дошкольной организации. Ключевые слова: старший дошкольный возраст, национальные коми праздники. Приобщение подрастающего поколения и их родителей (законных представителей) к истории, культуре, традициям и языку коми народа имеет большое место в системе образования и воспитания нашего региона и города. Никому не секрет, что наш город Усинск является многонациональным, ведь он был основан в период комсомольской стройки, в котором преимущественно проживают люди, прибывшие из городов всей нашей страны, процент местного населения невелик. Но это не дает нам права не знать и уважать традиции коренного населения. Мы должны знакомить наших воспитанников с культурой, традициями жителей, коми народа. Ведь именно в дошкольные годы возможно воспитание чувства привязанности, интереса к родному краю, ее природе; приобщения к культуре коренного населения. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения.
Чтобы дошкольникам было интересно знакомиться с историей коми края, его культурой, традициями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, ярко, красочно и запоминающе, в связи с чем наша творческая группа пришла к выводу, что данную задачу можно решить через музыкальные мероприятия — праздники, в которых дети, стали бы непосредственными участниками. Целью проекта «Коми край люби и знай!» являлось приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре, традициям и языку коми народа через погружение в коми национальные праздники. Задачи проекта: 1. Формировать у детей представления об окружающем мире:
2. Познакомить с особенностями проведения и празднования национальных праздников коми народа «Зарни сюр» (День оленевода), «Черинянь гаж» (День рыбного пирога), «Шондiбан» (Праздник солнца). 3. Формировать эмоционально-положительные чувства у детей к окружающему миру:
Участниками проекта являлись дети старшего дошкольного возраста, творческая группа педагогов, родители (законные представители). Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный, в каждом из которых, были обозначены мероприятия, ответственные лица, сроки. Подготовительный этап носил организационно-методический характер, во время которого творческая группа разрабатывала план мероприятий по проекту, разрабатывала сценарии основных мероприятий и т.д. На основном этапе проводилась большая предварительная работа с детьми старшего дошкольного возраста во время занятий по образовательным областям «Физическое развитие» (где происходило разучивание коми подвижных игр), «Художественно-эстетическое развитие» (предметы «Рисование» — знакомство с коми орнаментом, творчеством коми художников и др., «Музыка» — разучивание коми песен). Это позволило дать первичные представления детям о культуре коми народа, традициях, истории в Республики в целом по следующим блокам:
Заключительным мероприятием каждого блока стало проведение праздничных мероприятий – стилизованное представление национальных праздников с непосредственным участием дошколят. Праздник «Зарни сюр» или (День оленевода) помог нашим воспитанникам окунуться в удивительный и загадочный мир жителей тундры — оленеводов. В ходе данного мероприятия дети узнали об особенностях быта оленеводов, основных занятиях коренного населения – это охота, оленеводство и рыболовство. Ребята с большим удовольствием играли в народные спортивные игры: метание аркана, прыжки через нарты, борьба, гонки на оленьих упряжках. Второй праздник «Черинянь гаж» (праздник рыбного пирога) был посвящен знакомству детей с фольклорым наследием и кулинарным искусством жителей Печорского района и удивительной деревне Бызовая, в которой ежегодно проводится этот праздник. Суть праздника заключалась в том, чтобы ребята вместе с символом праздника – мамонтенком искали старинный рецепт рыбного пирога, путешествуя по тематическим «полянам», выполняя различные задания героев праздника. Завершением изучения блока декоративно-прикладного творчества стал праздник народного художественного творчества «Шондiбан» (Праздник солнца). Это мероприятие позволило дошколятам окунуться в чудесный мир народно-прикладного искусства и творчества, узнать тонкости художественной обработки бересты, дерева, плетения и ткачества, а также продемонстрировать зрителям красоту традиционных коми песен и танцев Для того чтобы передать характер полноту, содержательность, особенности, всех национальных праздников творческим коллективом и руководителем проекта была проведена большая предварительная работа. Это и подготовка методического материала, атрибутов, пошив костюмов, декораций. Особого внимания стоит уделить предварительной работе с детьми, которые были главными участниками праздников, выступали в качестве юных артистов. Во — первых, на музыкальных занятиях ребята знакомились с историей праздника, особенностями их проведения, разучивали коми песни, учили водить хороводы, играли на музыкальных инструментах и др. Во — вторых, во время физкультурных занятий знакомились с национальными играми, которые являлись неотъемлемой частью праздников, учились в них играть. Оценивание результатов реализации проекта происходило в процессе наблюдения за детьми в рамках образовательной деятельности через организацию познавательных викторин, музыкальных мероприятий, посвященных национальным праздникам, во время которых участники показали знания, полученные в ходе реализации проекта. Не смотря на завершенность данного проекта, работа по этнокультурному воспитанию дошкольников в нашем детском саду продолжается. В перспективе мы планируем организовывать «Встречи с интересными людьми города», которые бы делились своим опытом, мастерством среди педагогов и воспитанников. Библиографический список:
«Детям о Республике Коми» З.В. Остаповой, М.В. Рудецкой, И.Н. Набиуллиной, Т.И. Чудовой Сыктывкар: ООО «Анбур», 2020. 144 с.
|