«СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОЛЬКЛОРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
Фольклор | |||
Автор: Лупачёва Лариса Борисовна | |||
25.06.2015 00:46 | |||
«СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОЛЬКЛОРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ музыкального руководителя МДОУ № 20 «Веснушки» Лупачевой Л.Б. Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Музыкально-фольклорное искусство как часть культуры народа представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает опыт, является действенным средством воспитания творческой личности.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям и обычаям русского народа не случайна. Очень важно возрождать преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому главной задачей в своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о народном музыкальном фольклоре, а именно:
Для решения поставленных задач в своей работе я руководствуюсь программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакций Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, методическим пособием М.Б. Зацепина и Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду», а также использую парциальные программы Т.А. Пигиловой «Народная культура», И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой «ЛАДУШКИ», современные технологии Д.А. Рытова «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», Е.В. Бессонова, Е.В. Матейко по обрядово- игровому фольклору Московской и тульской областей «У нас в горенке вянок», сборниками «Гармошечка-говорушечка», сборником М.Ю. Картушиной «Русские народные праздники в детском саду, дисками с записью народной музыкой, исполняемой ансамблями народных инструментов. В нашем ДОУ созданы хорошие условия для музыкального развития детей: музыкальные занятия проводятся в музыкальном зале, где есть пианино, музыкальный и DVD центры, имеется мультимедийная установка для показа презентаций, музыкальные детские инструменты (металлофоны, треугольники, деревянные ложки, дудочки, свистульки, трещотки, деревянные шумовые инструменты, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки, дудочки и др.). Большая фонотека, театральные шумы, музыка из мультфильмов и д., методическая литература: журналы "Музыкальный руководитель», "Музыкальная палитра", сборники "Колокольчик", "Праздник каждый день", "Ритмическая мозаика" Бурениной, "Топ-хлоп, малыши" Т.Сауко, и др. На занятиях используются иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты. В каждой возрастной группе оформлены уголки для самостоятельной художественной деятельности. Для работы с детьми в данном направлении я разработала систему НООД, в которую включено комплексно-тематическое планирование, проектная деятельность, а также разработала конспекты тематических, комплексных, интегрированных занятий: «Русская народна песня – душа народа», «Русская народная лирическая песня», «Русская народная хороводная песня», «Русская народная плясовая песня», «Без частушки прожить можно, да чего-то не живут», «Знакомство с русскими народными инструментами», а также интегрированные занятия «Заходите в гости в русскую избу», «Осенняя мозаика», «Без рубахи в люди не выйдешь», и сценарии фольклорных праздников для всех возрастных групп, в содержание которых включаю:
В содержании образовательной деятельности учитывала возрастные особенности детей и тесное взаимодействие со всем учебно-воспитательным и оздоровительным процессом в дошкольном учреждении.
Такие песни, как «Ладушки». «Петушок», «Зайчик», уже с младшего возраста становятся горячо любимыми моими дошколятами. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. Интонационной особенностью этих песен является повторение 2-3 или нескольких звуков в определённой последовательности, что позволяет детям хорошо усваивать определённые мелодические обороты. Большинство детских игровых песен построены на интервалах кварты, например, «Дождик» «Солнышко», «Зайчик, зайчик», «Петушок» и другие. Все занятия с детьми в младшем возрасте провожу только в игровой форме, так как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес к выполнению того или иного задания. В результате, дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют). Заинька-зайка, Потом укачивают, а когда проснётся, стараются развеселить, чтобы он не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации). В средней группе увеличиваю объём песенного репертуара, добавляю хороводные песни, появляется новый жанр – игровая песня. Такие песни, как «Две тетери», «Кисонька-мурысонька», «Гуси», «На зелёном лугу», «Веснянка». Стараюсь активизировать переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе часто предлагаю ребёнку ситуацию, в которой необходимо действовать самостоятельно; «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачать её». Ребёнок должен спеть колыбельную или рассказать потешку. В средней группе усложняю режиссуру песни: песню поют несколько солистов ( «ведёт музыку» комар, а стрекоза «плясать идёт» и т.д.) Ввожу понятие «Обрядовая песня» (зимние калядки, масленичные, весенние заклички). Для работы со старшими дошкольниками значительно расширяю объём песенного репертуара подбираю специальный материал, отвечающий следующим требованиям: подбираю произведения фольклора, в которые включены доступные детям явления, выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни, добавляю песни шутливо-комического характера Это такие песни, как «Во поле берёза стояла», «Коровушка», «Как у наших, у ворот», «Ах, вы, сени», «Семечки, «Как пойду я на быструю речку», «Котенька-коток» и другие. В этом возрасте на маленьких несложных песенках формирую у детей навыки пения «а капелла». В старшей группе ввожу новый жанр – частушку. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и лёгкости. Объясняю детям каждую частушку, чтобы дети прожили и показали характер героя, вложенный всего в четыре строчки. И дети стараются обычно не только спеть, но и показать, сплясать, а ещё и подыграть на доступных музыкальных инструментах. В подготовительной группе закрепляю умение петь частушки, даю понятие о таких жанрах русской народной песни, как:
Предоставляю детям больше возможности искать решения в инсценировании песен. Использую песни-упражнения, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистой интонации в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчётливого произношения слов в песнях. Например, мелодия песни «Солнышко-вёдрышко» полезное упражнение на гласные для расширения диапазона голоса. Песня «Дудочка» р.н. м. – одно из упражнений, которое побуждает ребёнка чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширяет диапазон голоса. Для того, чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно воспроизвести ритмический рисунок попевки, показать рукой чередование звуков (движение руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении) а затем графически передать это чередование на фланелеграфе (длинными и короткими полосками) начинаю, например, с упражнения, включающего потешку «Сорока, сорока, где была? Далёко», «Андрей воробей» и др. Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно, помогают такие народные песни, как «Не летай соловей», «Барашеньки», а также использую ритмические карточки, по которым дети выстукивают ритм. Дети любят русские народные песни и с большим желанием поют песни и игрового характера, и протяжные, и лирические, и торжественные, грустные и весёлые. Одна из сложных задач – петь индивидуально с музыкальным сопровождением и без него. В работе с детьми 7-го года жизни, учу их петь без музыкального сопровождения более сложные песни. Удобны при этом такие такие народные песни «Пошла млада за водой» «Ходила младёшенька» «Во кузнеце», «Веснянка»» Был у бабушки коток». Исполнение их «а капелла» способствует формированию у детей более устойчивого ладотонального слуха. Использую при этом такой приём: дети начинают петь, я, если ребёнок ошибается, поддерживаю его голосом. В музыкальном фольклоре неразрывно связано – музыка, пение и движение. В младшей группе основной задачей ставлю– овладеть простейшими элементами народной пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам, повороты ладошек из стороны в сторону, пружинка, прыжки. Учу детей самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске, реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это желанием. Разучиваем такие хороводные игры, как «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по лесу», где используются плясовые элементы. Разучивание плясовых движений и хороводных перестроений проводим только по показу взрослых. В плясках часто применяю игрушки: мишка, кошка, лиса, что вызывает большой интерес у малышей, и они стараются выполнять движения живо, эмоционально В средней группе ввожу новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и на пятку, топать с остановками. Уделяю внимание пластике рук в пляске – кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах партнёра. В этом возрасте при показе роль взрослого чаще выполняет ребёнок (по желанию), в таких хороводах, как: «Воробышек», «Заинька, попляши». Учу детей в хороводах менять направление в кругу, разрывать круг по окончании мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Стараюсь поощрять детей к проявлению большой самостоятельности в свободной пляске, к умению давать оценку друг другу ( «У Ани хорошо пляшут ножки, а ручки скучные, а у Алёнка наоборот»). Поощряю желание детей вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировании песен. В старшей группе обучаю детей хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе использую такие движения, как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка» (улитка) «стенка на стенку», выворачивание круга, два круга в разные стороны. Все орнаментальные хороводы ( «Светит месяц» «Во саду ли, в огороде»,» Во поле берёзка стояла») выполняем по команде: выбираем одного ведущего, который диктует порядок построения. Поощряю в старших группах приплясывание во время исполнения весёлых песен, частушек, часто предлагаю солирование, которые дети очень любят ещё со средней группы. В подготовительной группе ввожу такие элементы народного танца: пляска с подскоком ( «Краковяк», Подгорная тройками»), овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучиваем новые элементы хоровода: «плетень». Стараюсь сделать так, чтобы дети свободно использовали знакомые движения при исполнении свободных плясок, при инсценировании песен и т.п. Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. В хороводах сопровождение пения движением влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Учу детей отражать в движении содержание и характер музыкального образа, помогаю развивать у старших дошкольников воображение, активизирую его творческие проявления. Следующей формой знакомства с музыкальным р.н фольклором является народная игра. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. В младшей группе забавные игры ( «Петушок», «Идёт коза рогатая») побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе, обычно, показываю детям образец, а потом, как правило, этого не требуется – дети ориентируются на интонацию взрослого. ( «весёлый петушок», «грустная кисонька»). Чувство ритма хорошо развивается в игре «Барашеньки», когда я во время считалки ритмично дотрагиваюсь до каждого ребёнка в кругу, таким образом происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу. В средней группе усложняются правила игры: нужно быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Учу детей использовать считалки, чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Два мороза» усложняю диалог с ведущим: ребёнок не только даёт ответ, а и придумывает его. Сначала вместе детьми выясняем варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей быта или работ в огороде, поле). Вначале на роль ведущих выбираю по желанию. А затем привлекаю тех, кто робок. Обращаю внимание на то, чтобы во время свободных игр дети использовали народные песни и считалки. В старшей группе стараюсь вызывать желание детей участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами. Во время игры обращаю внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и на манеру поведения героев. В таких играх, как «Теремок», «Как у наших у ворот», «Ворон» и другие. В подготовительной группе стараюсь активизировать детей для участия в играх с развёрнутым театральным действием ( «Селезень утку догонял», «Савка и Гришка», «Федул»), усложнять правила и связывать их выполнение с прохождением некоторых обрядовых игр. Объясняя детям связь некоторых игр с древними обычаями, помогаю детям понять необходимость отдельных действий и их порядок ( «Бояре», «А мы просо сеяли», «Ой, вставала я ранёшенько»). Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребёнка с теми или иными инструментом. Ребёнок обычно стремится сам поиграть на инструменте и я стараюсь предоставить ему эту возможность. Но делаю это так, чтобы не сводить этот момент к шалости, а научить его играть что-то конкретное: звуки свистульки похожи на птичьи голоса и т.п. При этом происходит не только игра, а обучение по звукоизвлечению. Учу детей держать правильно погремушки, колокольчики, извлекать ритмичные звуки. В игре на ложках сначала рассматриваем её части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная сторона её называется «щекой». На двух деревянных ложках осваиваем 2-3 приёма (стучать «щёчками», ручками и «щёчками» в кулачках). В средней группе продолжаю знакомить с музыкальными инструментами, их звучанием в ансамбле. Обучаю игре на отдельных инструментах; на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы звучания, с которой в неё дуют; добавляю приёмы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой). Постепенно осваивая разнообразный репертуар и исполнительские приёмы, дети начинают чувствовать выразительность тембра бубна, колокольчика, усваивать возможности их применения. Для разнообразия в работе по обучению игре на инструментах часто предлагаю песни ( «На зеленом лугу» (дудочка), прокричав заклички, послушать, как поют птички (свистульки). Учу играть в ансамбле. В старшей группе продолжаю с детьми осваивать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушав записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учимся с детьми правильно называть инструменты. Чаще сочетаем игру на инструментах с песней, игрой. пляской. Знакомимся с такими приёмами игры на ложках, как «ладушки», «блинчик, «тарелочки», «солнце». В подготовительной группе учу детей не только различать инструменты в оркестре, но и даю теоретические знания о составе оркестра народных инструментов. Также, даю представление о предметах быта, которые использовали как музыкальный инструмент (коса, пила, рубель и т.д.). Часто представляю детям возможность импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитываю симпатии детей к определённым инструментам. Всё чаще включаю инструменты в игры, пляски, предоставляя детям возможность самостоятельно выбирать инструмент для данного произведения. Большою роль в обучении детей игре на ложках сыграли для меня курсы Д.М. Рытова «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей». Этот удивительный человек воодушевляет всех своих слушателей быть его последователями. Наши воспитанники узнали много русских народных инструментов: деревянные ложки, рубель, колокольчики, коробочки, трещотки и научились на них играть. Очень любят исполнять знакомые русские народные мелодии в оркестре и этим доставляют большую радость своим родителям на праздниках. В результате комплексного и творческого подхода достигнута положительная динамика в овладении детьми культурными ценностями русского народа. Начиная с младшего возраста, провожу мониторинг знаний, умений и навыков детей посредством наблюдения за ними на музыкальных занятиях, в самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе. По результатам мониторинга определяю уровень музыкального развития детей, намечаю примерный «план развития», то есть определяю, в каком виде музыкальной деятельности ребёнку следует уделить особое внимание. В результате дети стали лучше чувствовать красоту народной музыки и лучше понимать музыкальные произведения классической музыки; эмоционально и радостно отзываться на произведения музыкального фольклора, появилось много любимых народных песен, игр. Так, например. В начале 2012-2013 учебного года 40% детей эмоционально, выразительно, исполняли русские народные песни, 50% — пели песни, но не выразительно, не эмоционально, 10% — пели неактивно, вяло, не передавали характер песен. К концу года уже 60% детей исполняли р.н. песни легко, непринуждённо, эмоционально, выразительно; 40% детей передавали характер песен, стали более эмоциональны. И такой положительный сдвиг наблюдаю по все видам музыкальной деятельности. По результатам мониторинга детей с высоким уровнем музыкального развития приглашаю в кружок «Ладушки». Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. При отборе содержания и методов работы кружка я поставила перед собой комплексное изучение следующих разделов: Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор». Раздел 2. «Народная песня». Раздел 3. «Игровой фольклор». Раздел 4. «Хоровод». Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах». Дети углублённо знакомятся с народным музыкальным фольклором, разучивают более сложный репертуар, с которым выступают на праздниках в детском саду, Администрации сельского округа «Лаговский» на развлечениях в других группах. Благодаря более обширному знакомству с русским музыкальным фольклором, у детей появился неугасающий интерес к народным песням, да и вообще, к музыке. Многие дети поступают в музыкальную школу на класс фортепиано, гитары, вокала, в хореографическую школу. При поступлении в школу, учителя сразу замечают артистические способности детей, и предлагают им принять участие в школьных праздниках, постановках. Работа с родителями – неотъемленная часть работы педагога. В уголках для родителей постоянно помещаю материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица». Совместно с воспитателями привлекаем родителей к оформлению зала, к пошиву костюмов для праздников и развлечений. Вовлекаю родителей к участию в праздниках. Так, например, родители во второй младшей группе показывали детям интересную инсценировку-оркестр «Теремок». Родители привыкли к нашим фольклорным праздникам, очень их любят и ждут. Мне повезло, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (ложки, трещотки, свистульки, бубенцы), которые используются постоянно. Хочется отметить, что, большую помощь в моей работе оказывает наша заведующая. Любое мероприятие, организованное мной находит поддержку и одобрение со стороны руководства. Далеко не в каждом детском саду есть такое разнообразие русских народных костюмов, декораций, атрибутов, которые позволяют работать творчески и с большим интересом. Именно заведующая нашим ДОУ Т.В. Яровенко были инициатором, вдохновителем и прямым исполнителем по пошиву р.н. костюмов, которые соответствуют именно Подольскому району. Она нашла иллюстрации этих костюмов, сделала выкройки и с помощью всего нашего коллектива эти костюмы были сшиты и сейчас находятся в детском саду. Она же была инициатором создания в нашем ДОУ русской избы. Она просила всех родителей, жителей нашего посёлка Железнодорожный принести старую утварь, сама сделал печь, а остальные члены нашего ДОУ охотно ей в этом помогали. Дети любят ходит на экскурсии в «Русскую избу», в которой собраны элементы русского быта: посуда, ухваты, прялки, русские народные инструменты. Здесь периодически проходят занятия, развлечения. Детям нравится бывать в «Русской избе», а мы с воспитателями любим проводить там разные занятия и развлечения с детьми. В музыкальных уголках в группах постоянно находятся музыкальные народные инструменты, дидактические музыкальные игры, в старших группах периодически меняю ритмические карточки, чтобы дети учились самостоятельно правильно передавать ритмический рисунок песен. Большую помощь в ознакомлении детей с народно-прикладным искусством оказывают воспитатели Они знакомят детей с хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой. Учат с ними р.н. потешки, пословицы, поговорки. Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством пронизана в нашем детском саду духом творчества, радости и любви к русскому народу Итогом работы в данном направлении являются праздники и развлечения, в содержание которых часто включаю произведения русского музыкального фольклора.. В детском саду традиционно отмечаются народные праздники: осенние посиделки, в рождество дети колядуют, весной празднуют масленицу, пасху, где дети выступают в роли ряженых, поют частушки, водят хороводы, играют в народные игры, играют на народных инструментах. Все праздники проходят ярко, красочно, эмоционально. Народная музыка вызывает большой интерес детей, развивает их творческие способности, приносит радость, создает хорошее настроение. Нельзя прервать связь времен и поколений, чтобы не исчезла душа русского народа. Наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры. Опыт моей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении. Своей задачей на будущее считаю продолжение углублённой работы в данном направлении, поиск новых форм и методов работы с детьми и расширении фольклорного репертуара.
|