«Народные праздники как средство этнокультурного воспитания дошкольников» |
Фольклор | |||
Автор: Соловьева Татьяна Семеновна, Сагиева Рамиля Камилевна | |||
13.02.2022 15:25 | |||
«Народные праздники как средство этнокультурного воспитания дошкольников» РТ, Зеленодольский р-он, с. Большие Ключи, ул. Волостнова 16а, МБДОУ «Детский сад №28 «Рябинка»
Целью нравственного воспитания детей является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу. В этой связи внедрение этнокультурного воспитания в воспитательно-образовательный процесс имеет возможность не только удовлетворить запросы общества и помочь воспитанию детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов, но и способствует единению российского государства. Фольклор как средство этнокультурного воспитания дошкольников Важным средством воспитания духовной культуры в народной педагогике является фольклор. Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Устное народное творчество, являясь важнейшим средством формирования личности, отражало единство труда и познания объективного мира. В фольклоре опосредованно фик-сировались конечные «идеальные» цели народного воспитания. Произведения фольклора отвечают народным идейным и эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа. Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе особенности различных периодов истории Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания. Фольклор является огромным потенциалом в этнокультурном воспитании дошкольников – это древний пласт культуры, представляющий собой неисчерпаемый источник воспитания и развития человека. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Сущность этнокультурного воспитания детей средствами фольклора в учреждениях дошкольного образования представляет собой целенаправленный педагогический процесс добровольного усвоения ребенком этнокультурного опыта на основе воспитательного потенциала фольклора с целью расширения кругозора ребенка через изучение лучших образцов отечественной и мировой культуры. Фольклор позволяет понимать, использовать и вариативно интерпретировать полученные знания и формировать основы социокультурного сознания индивида, способствующие комфортному существованию подрастающего поколения в специфических условиях поликультурности современного мира. Важным моментом в нашей работе явилось использование прогрессивного опыта прошлого и его дальнейшее развитие в современных социокультурных условиях. Значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются народные праздники и игры. Современный взгляд на развитие ребенка в воспитательном пространстве народных праздников позволяет решать задачи физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания. Таким образом, этнокультурное воспитание детей связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:
Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения. Использование фольклора в качестве средства этнокультурного воспитания детей в учреждениях дошкольного образования позволит добиться наиболее эффективных результатов. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного этнокультурного воспитания ребенка и развития его творческих способностей. Содержание этнокультурного воспитания ориентирует развитие личности ребенка на формирование так называемых базовых социокультурных идентичностей, которые, как правило, являются пожизненными и задают расположение, самовосприятие человека в мире. К базовым относятся гражданская (общенациональная) принадлежность, конфессиональная, цивилизационнная принадлежность. В массовом сознании совокупность базовых идентичностей образует обычно целостный образ родной страны, Родины, который включён в образ остального мира. Благодаря использованию в современной образовательной системе этнокультурного воспитания, его богатейшим и уникальным учебно-воспитательным возможностям, думается, можно решить актуальнейшие проблемы нашего времени: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия. Народные праздники в системе методической работы МБДОУ Этнопедагогизация образовательного процесса предполагает построение воспитательной системы на этнокультурных традициях как важнейшем средстве передачи подрастающему поколению исторического опыта народа в виде различных социальных, нравственных норм и правил. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом. Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, впитывая в себя православную религиозную обрядность. Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития. В нашем Детский саду большое внимание уделяется работе с семьей, семейным и народным ценностям и традициям. Разработан системный подход к проведению календарных праздников. В детском саду регулярно проводятся народные праздники: «Золотая осень», «Масленица», «Рождественские колядки» и др., активными участниками которых являются взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное — обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям. Выводы Поставленные цель и задачи потребовали пересмотра предметно — пространственной развивающей среды групповых помещений. В соответствии с принципами этнокультурной среды в группах подобраны сказки, игры, музыкальные и художественные произведения народов России; демонстрационный и раздаточный материал к темам программ. Проводились разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников в возрасте 3-7 лет. Это праздники на народной основе, выставки народно-прикладного творчества, спортивные праздники, такие как «Ярмарка народных игр», «Русские богатыри», викторины по сказкам и др. Совместно с родителями проводятся выставки-ярмарки работ прикладного искусства: игрушек, вышивки, плетения, и др. Особый колорит в мир ребенка внесли народные игры, которые привлекают своей образностью, игровыми правилами, оригинальными игровыми действиями, что даёт ребёнку возможность самоутверждаться, регулировать взаимоотношения и творить — вносить новые элементы, движения, правила. Организуя работу с воспитателями, основная цель направлена на обмен опытом в области этнокультурного воспитания детей, а также работа по подбору необходимого материала и пополнение развивающей среды, разработка практического материала для работы с детьми. Проведение деловых игр также способствовало лучшему усвоению педагогами основ приобщения дошкольников к народной культуре. Целью взаимодействия с семьями воспитанников является передача объёма знаний, необходимых дошкольнику для развития представлений о человеке в областях истории и культуры, воспитания чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры. Для этой цели с родителями проводятся консультации: «Нравственное воспитание личности ребёнка через традиции своего народа», «Народные традиции в моей семье», вовлекаем родителей в совместные мероприятия при организации экскурсий, праздников. Поставленная в начале нашей работы цель достигнута при следующих условиях: первое педагогическое условие — приобщение детей к русской культуре, к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе. Второе педагогическое условие — профессиональная компетентность педагогов МБДОУ в области поликультурного воспитания дошкольников. Третье педагогическое условие — взаимодействие МБДОУ, семьи и культурных центров по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, обеспечивающее создание образовательного пространства в поликультурном обществе. Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитатели, должны помнить, что они первыми знакомят детей с Родиной, окружающей действительностью. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином своей страны.
|