Проект «Сундучок потешек» для детей раннего возраста |
Фольклор | |||
Автор: Малышева Елена Михайловна | |||
09.01.2022 17:23 | |||
Проект «Сундучок потешек» для детей раннего возраста Тип проекта: практико – ориентированный. Масштаб: средней продолжительности (октябрь 2020– декабрь 2020). Участники: Малышева Е.М. (воспитатель, родители, дети группы раннего возраста). Целевая группа: 10 детей. Общие сведения о детях: возраст от 1,5 лет – до 2 лет Обоснование: Одна из центральных задач педагогики раннего детства – изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двухсторонний контакт. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно – образное мышление и воображение, развивается речь.
В последние годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Детский фольклор может стать средством воспитания ребёнка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего – это то, что взрослый на протяжение многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения. Заклички, считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Без этих весёлых стишков ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно – гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений не вызывает интереса радости, желание повторить ещё и ещё. В период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я, зная какую особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в дошкольном учреждении, начала подбор потешек, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Правильно подобранные потешки помогают в режимных моментах. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е., привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи. Цель: Создание необходимых условий для положительных эмоций, развития речи, памяти, воображения, мышления, овладении культурно – гигиеническими навыками. Задачи:
Реализация образовательных областей: Познавательная: Развивать у детей способность слушать художественный текст и активно реагировать на его содержание. Речевая: Развивать у детей проявление интереса к книгам, умение запоминать первые потешки путём включения в рассказ взрослого отдельных слов, эмоционально, позитивно реагировать на песенки, потешки. Художественно-эстетическая: Развивать у детей желание самостоятельно рассматривать иллюстрации в книгах, узнавать персонажи, озвучивать их характерными вокализациями. Физическая: Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки посредством фольклора. Социально-коммуникативная: Посредством фольклора создать условия для благоприятной адаптации ребёнка к ДОО, научить детей узнавать членов своей семьи и с желанием слушать потешки и стихи про семью, детский сад. Работа с родителями: Ознакомление родителей с малыми формами худ. литературы; Консультация «Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста»; изготовление родителями книжек – малышек; Стратегии реализации проекта: Первый этап: предварительный Изучение методической литературы. Создание картотеки. Разработка проекта, комплексно-методического плана по теме «Сундучок потешек»; Подбор художественной литературы с малыми формами фольклора; Подбор иллюстраций к потешкам; Подбор различных видов театров; Работа с родителями: порекомендовать чтение потешек; Разработать консультацию для родителей: «Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста». Второй этап: основной Установить доверительный контакт между участниками проекта. Привлечение участников проекта к реализации. Непосредственная работа по проекту: Использование потешек в режимных моментах, Рассматривание иллюстраций к потешкам, закличкам идр.; Слушание потешек в аудиозаписи; Использование настольного театра, театра Би-Ба-Бо, театра на фланелеграфе, пальчикового театра при чтении малых форм фольклора; Разучивание потешек с детьми Третий этап: Заключительный Изготовление "сундучка потешек". Изготовление различного вида театров. Материально –технические: книжки – малышки; иллюстрации к стихам, потешкам. сундучок. аудиоаппаратура. диски, кассеты с фольклором. пальчиковый театр. мелкие игрушки – зверюшки. Предполагаемый результат: Положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т. е, всесторонне развивает ребёнка. Методические: - Г. П. Фёдорова «На золотом крыльце сидели». С-П «Детство — Пресс» 2000г. -Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 1997г. - В. Ветрова «Ладушки, ладушки…» М. 1995г. - Г. Науменко «Гуленьки» М. 1982г. - Интернет. - Л. Кузьмин. «У нас полный дом ребят» Пермь 1990г. - В. Берестов. Матрёшкины потешки. М. 1982г. - Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года. М. 1999г. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова. -Л. Павлова. роль детского фольклора в воспитании ребёнка первого года жизни. Д/в №12 – 1986г. Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста Чтение потешки «Ладушки, ладушки» Цель: вызвать у детей желание слушать потешку, проговаривать слова; способствовать развитию воображения у детей; продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Образовательные: учить рассказывать потешку с помощью воспитателя; Развивающие: развивать память, внимание, мышление. Воспитательные: прививать интерес к русскому фольклору; вызвать эмоциональный отклик на чтение потешки. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное». Материал: игрушечная посуда Ход занятия: Дети сидят полукругом около стола в центре группы. Воспитатель читает потешку: Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, Детушкам давала. Даше — два, Паше — два, Ване — два, Тане — два, Саше — два, Маше — два, Хороши оладушки У нашей доброй бабушки! (Во время чтения потешки воспитатель имитирует выпекание блинов). Воспитатель: Посмотрите какие оладушки лежат у нас на тарелочке. Сейчас я их попробую (пробует оладушек, взятый с тарелочки, игровая ситуация). Воспитатель: Ой, какие вкусные оладушки у нашей бабушки! А ну-ка угощайтесь! (Игровая ситуация: дети пробуют оладушки). Воспитатель: Хороши оладушки? Ответы детей. Воспитатель читает потешку ещё раз, проговаривая имена тех детей, которые присутствуют в группе, предлагает им оладушки. Воспитатель: Ой, какие вкусные и румяные оладушки! Горяченькие! Подуем на них и «скушаем». (Игровая ситуация: дети дуют на оладушки). Воспитатель проговаривает потешку 2 – 3 раза, проговаривая имена других детей. Воспитатель: Что пекла бабушка? Дети: Оладушки! Воспитатель: Наелись оладушек? Дети: Да. Воспитатель: Что нужно сказать бабушке? Дети: Большое спасибо бабушка! (В течение дня во время игр в кукольном уголке, можно предложить детям самим попробовать испечь оладушки). Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста Чтение потешки «Наши уточки с утра» Цель: Познакомить детей с русской народной потешкой «Наши уточки с утра. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке. Задачи: Образовательные: учить рассказывать потешку с помощью воспитателя, активизировать словарь за счёт звукоподражаний: га-га-га, кря-кря-кря, грру- грру и т.д. Развивающие: развивать память, внимание, мышление. Воспитательные: прививать интерес к русскому фольклору; вызвать эмоциональный отклик на чтение потешки. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное». Оборудование: Картинки с птицами, потешка «Наши уточки с утра…» Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по потешке, чтение потешек, рассматривание картин из серии «Домашние птицы». Слушание потешек, народных песен; Ход занятия. Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки и беседует с детьми по их содержанию: «Выглянуло солнышко (показывает картинку) и проснулись уточки (картинка). Проснулись закрякали: «Кря- кря-кря». Как закрякали уточки? (хоровой и 3-4 индивидуальных ответа.) Воспитатель повторяет фразу, побуждая детей договаривать слова: «Выглянуло… (солнышко), проснулись… (картинка). Пошли на пруд поплавать. Идут, кричат: «кря- кря-кря». Воспитатель продолжает рассказ: «Проснулись и гуси (картинка). Пошли на пруд поплавать. Идут, кричат: «Га-га-га». Как гуси кричат? Выглянуло солнышко, проснулся индюк. Вот он какой индюк (картинка): сам большой, хвост колесом. По двору индюк ходит, сам с собой разговаривает: «Бал- бал- бал, бал-бал-бал!» Как индюк сам с собой разговаривает? И курочки (картинка) проснулись. «Ко-ко-ко, — говорят. — Вот мы, ко-ко-ко». Кто проснулся? Воспитатель показывает детям голубей и петушка, напоминает, как они кричат. Затем воспитатель читает потешку» Наши уточки с утра» … Повторяет потешку1-2 раза, поощряя малышей повторять звукоподражания. Проводится дидактическое упражнение:" Кто пришёл? " Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, — рассказывает воспитатель. Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц. Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли … (гуси), затем пришёл (индюк), прибежали (курочки). А какую потешку они нам могут рассказать? Давайте вспомним. При помощи картинок воспитатель вместе с детьми рассказывает потешку «Наши уточки с утра…» Понравилось всем птицам у нас. Хотите с ними поиграть, их покормить? Воспитатель предлагает для обыгрывания персонажей потешки. Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста Чтение потешки «Водичка, водичка» Цель: вызвать у детей радость от слушания потешки, желание послушать её ещё и учувствовать в рассказывании; формировать способность к общению. Задачи: Воспитывать желание слушать народные песенки, сопровождать чтение показом игрушек, игровыми действиями; Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений; Поощрять попытки проговаривать стихотворный текст целиком с помощью взрослого; Формировать привычку заботиться о чистоте своего тела; Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Образовательные: учить рассказывать потешку с помощью воспитателя; Развивающие: развивать память, внимание, мышление; Воспитательные: прививать интерес к русскому фольклору; вызвать эмоциональный отклик на чтение потешки; Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное». Оборудование: кукла, потешка «Водичка, водичка» Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по потешке, чтение потешек, Ход занятия: Игровая ситуация с куклой. Воспитатель организует игру «Покорми куклу Машу». Воспитатель: Машенька идём я тебя покормлю. Садись на стульчик, я повяжу тебе салфетку. Вот тебе кашка, кушай кашку. Кашка вкусная. Воспитатель «набирает» на ложку «кашу» и подносит ложку ко рту куклы. Воспитатель: Дети, помогите покормить Машу кашей. Скажите все вместе: «Ам-ам, Маша кушай кашу». Вот это – хорошая девочка наша, Зовут эту девочку Маша! А это – её тарелочка. А в этой тарелочке.. Нет, не каша, Нет, не каша, И не угадали! Села Маша, Съела кашу Всю, сколько дали! Э. Мошковская Воспитатель: Вот Маша и скушала всю кашу. Молодец. Ой, ребята, посмотрите на щеке у Маши засохла кашка и ладошки вымозала. Ах ты, Машенька, неряшка! Нам нужно Машу умыть, чтобы она стала чистой. Будем умывать Машу водичкой. Чтение потешки: Водичка, водичка, Умой Маше личико! Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Воспитатель: Я попросила водичку помочь умыть Машеньку, а сейчас я умою куколку. Повторное чтение потешки и показ действий на игрушке. Воспитатель читает потешку и «умывает» игрушку. Воспитатель. Вот как я Машу умыла. Куклу Машу я умыла, давайте и сами теперь умоемся! Обыгрывание потешки. Воспитатель читает потешку и вместе с детьми выполняет движения. Водичка, водичка, (Волнообразные движения кистями рук сверху вниз.) Умой мое личико! (Тереть ладонями лицо.) Чтобы глазоньки блестели, (Показать ладонями глаза.) Чтобы щечки краснели, (Показать ладонями щеки.) Чтоб смеялся роток, (Показать ладонями рот.) Чтоб кусался зубок. (Постучать зубами.) Воспитатель. Вот теперь вы все чистые, красивые. Посмотрите, а все ли наши куклы сегодня умылись? Давайте умоем наших кукол. Каждый возьмите себе по кукле. Садитесь рядом со мной, помогайте мне рассказывать потешку и вместе со мной умывайте своих кукол. Умывание кукол. Воспитатель повторно читает потешку и вместе с детьми выполняет действия в соответствии с текстом с игрушкой. Воспитатель: Вот теперь и наши игрушки чистые и красивые.
|