Фольклор в народной и современной народной педагогике |
Фольклор | |||
Автор: Блажевич Анна Вадимовна | |||
10.04.2021 21:48 | |||
Фольклор в народной и современной народной педагогике Есть чистый источник питанья души- Каждый из родителей хорошо понимает, что ребенок растет и успешно развивается в активных действиях. Однако активность ребенка не возникает сама по себе. Её мотивами служат побуждающие действия взрослых. И едва ли не главным мотиватором детской активности с раннего возраста является художественное слово. Первые ласковые песенки мамы успокаивают малыша, пробуждают речевые реакции – гуление. Песенки, потешки, прибаутки вызывают эмоциональные и двигательные оживления. Первые сказки побуждают к выразительному имитационному подражанию.
Устное народное творчество, передаваясь из поколения в поколение, с давних пор служило делу семейного воспитания. В арсенале заботливых родителей всегда был «полон кузовок» приговорок, песенок, потешек, прибауток, сказок, небылиц, пословиц, поговорок, скороговорок, считалок… Фольклорный материал – это педагогическое средство, которое применяется в непосредственном общении взрослого с ребенком. И в этом его главная ценность. Сами произведения устного народного творчества вызывают у детей живой интерес, привлекают яркостью, выразительностью образов, лаконичностью и, в тоже время, динамичностью сюжета. Их неоднократное повторение уже с первых слов вызывает у детей оживление речевую и двигательную подражательную активность. К сожалению, современная семейная педагогика теряет богатейший арсенал фольклорных средств. Довольно часто молодые родители заменяют живое, насыщенное образами непосредственное общение с ребенком на пассивное созерцание им мелькающих на экране мультиков с непонятным сюжетом, перемежающихся с назойливой рекламой. Главный мотив таких родителей: «Ребенку это нравится, и это современно». Но давайте задумаемся: может ли ваш ребенок в будущем стать духовно – развитой личностью и вырасти патриотом, если в детстве он не прикоснулся к фольклорному наследию, не познал и не почувствовал красоту и богатство родного языка. Приходится признать, что современных родителей больше заботит физическое и умственное воспитание, чем духовно – нравственное. Но, в воспитании дошкольника и в этих направлениях добиться успехов без народного творчества довольно сложно. Например, в физическом воспитании вместо ничего не значащих для дошкольника призывов к здоровому образу жизни и действиям по образцу взрослого можно предложить ребенку «потешную» гимнастику или зарядку по загадкам. Повысят интерес к двигательной деятельности народные подвижные игры, сопровождаемые словом, игры — хороводы, считалки, прибаутки и потешки. Сказочное путешествие с включением песенок, потешек, скороговорок, небылиц может стать увлекательным походом с различными умственными и двигательными упражнениями. В системе умственного воспитания фольклор – незаменимое средство. Можно устроить с детьми «Загадочный бой», устроить «Переправу из пословиц», организовать эстафету интеллектуально – речевых игр: «Загадалки» (загадки); «Догонялки» (пословицы); «Объясняли» (приметы); «Сочинялки» (сказки, небылицы); «Музыкалки» (песенки, хороводы) … В целях художественно – творческого развития родители могут предложить детям вместе создать: картинную галерею «Любимые сказки»; коллаж или скульптурную композицию «Необычные встречи героев». В деле воспитания будущего семьянина, формирования у детей представлений об идеалах мужества и женственности помогут сказочные образы «Красна девица и добрый молодец». Можно не только прочитать ребенку народные сказки, но и посмотреть фрагменты фильмов, рассмотреть иллюстрации, составить словесный портрет добродетелей героев. Если родители озабочены современными подходами к воспитанию своего ребенка, можно фольклорный материал применять в игровых формах по типу современных телевизионных передач и шоу – программ: «Лотерея загадок»; «Устами младенца»; «Что, где, когда»; «Лучше всех»; «Удивительные люди» и другие. При этом сами родители должны стать не только организаторами таких игр, но и партнерами ребенка. Усилению эффекта современности могут служить видео съемка, фото сессия, слайдовые и видео презентации. Конечно, фольклор, являясь кладезем народной мудрости и источником народной педагогики, самоценен уже сам по себе. Чем богаче и насыщенней художественно – речевым материалом речь родителей, тем ярче и выразительней станет речь ребенка. Главное помнить, что приобщение ребенка к речевому наследию народа не должно превратиться в навязчивое нравоучение. Успех применения художественно – речевых средств в деле семейного воспитания обеспечивается интересом и увлеченностью самих родителей, живым общением, партнерской игрой, совместным творчеством взрослых и детей.
|