Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого занятия для детей 6-7 лет «Былинные богатыри — защитники земли русской»
Фольклор
Автор: Дерябина Марина Михайловна   
30.03.2021 02:05

Конспект открытого занятия для детей 6-7 лет «Былинные богатыри — защитники земли русской»Конспект открытого занятия для детей 6-7 лет «Былинные богатыри — защитники земли русской»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 43 «СОСЕНКА» Московская область, Дмитровский район, д. Целеево,

Выполнила: воспитатель Дерябина Марина Михайловна

Задачи:

  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
  • Продолжать знакомить детей с репродукцией картины В. М. Васнецова «Богатыри».
  • Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);
  • Развивать мышление, умение делать выводы, обосновывать суждения.
  • Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  • Воспитывать интерес к истории России и своего родного края.
  • Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов.

Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

 

Скачать презентацию

Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура.

Предварительная работа.

  1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
  2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян». К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
  3. Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М.П.

Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»

4. Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», и др.

5. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

6. Дидактические игры

  • Альбом «Былинные богатыри»
  • Альбомы на печатной основе "Великий ратный обычай", "Русские богатыри"
  • Презентация — викторина "Богатыри земли русской"

7. Активизация словаря:

Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

8. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.

11. Разучивание с детьми динамических пауз, физминуток.

Материалы и оборудование: Презентация по ходу занятия с иллюстрациями карты России, Древней Руси, нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, богатырей, изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит; дубовые листья из бумаги. Канат, одежда для конкурса, кони, конусы, дощечки,

Ход занятия:

Дети собираются в круг, выполняют приветствие.

Воспитатель: В круг скорее становитесь,

Крепче за руки держитесь. Давайте передадим частичку тепла друг другу, пожелаем хорошего дня.

«Здравствуй, солнышко родное!»

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуйте, и вы, и я!

Воспитатель: Сегодня у нас гости, давайте и им пожелаем здравия, дети хором

«Здравствуйте»

Дети рассаживаются на стулья перед экраном.

Воспитатель: За рекой запел соловушка

Полыхает зорька алая

Все в краю родном наполнено

Красотою небывалою

На широкую дороженьку

Приведет тропинка узкая

Не найти земли прекраснее

Чем сторонка наша русская. Слайд 2-5

Воспитатель: Ребята, мы живём с вами в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?

Ответ: Россия

Воспитатель: Да, Россия — это наша Родина. Слайд 6

Как вы понимаете слово Родина?

Дети: Родина – значит родная. Родина от слова род. Как мать и отец.

Воспитатель: А помните пословицу, давайте повторим.

Дети: Родина мать, умей за неё постоять.

Воспитатель: Родина это место где мы родились и живём. Издавна Россию воспевали в стихах и песнях русские поэты и композиторы.

Послушайте стихотворение которое написала Татьяна Васильевна Чурилина

Ребенок: Мы любим тебя, край родной,

Твои просторы и равнины.

Мы очарованы тобой!

И пеньем в роще соловьиным,

И синим цветом васильков,

Что слились с небом воедино,

И ароматом тех лугов, полей,

Что стали сердцу милы. Слайд 7

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина? Слайд 8

Дети. Большая, огромная, необъятная. Россия – самая большая страна в мире.

Воспитатель: А как раньше называлась наша Родина? Слайд 9

Дети. Она была меньше. Называли нашу Родину – Русь. Столица Киев.

Воспитатель: А проживали в основном славяне.

Хороша Русь во все времена, предлагаю игру со словом русский.

Игровое задание «Продолжи слово»

Русский – человек, мороз, солдат и т.д.

Русская – земля, песня, роспись, матрёшка, сказка и т.д.

Посмотрите на экран, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Слайд 10

Дети: Мы будем говорить о прошлом нашей Родины. А ещё о людях русских и о богатырях.

Воспитатель: Представим, что мы в машине времени. Давайте перенесёмся в старо – давние времена. В прошлое России.

Много у нас на Руси лесов, а в них ягод да грибов, много рек, а в них рыбы видимо невидимо, много животных, а это меха ценные и растений разных от болезней исцеляющих. Слайд 11

Вот и привлекали все эти богатства наших врагов. Хотели они завладеть землями. Разоряли села и деревни, забирали в плен, увозили с собой награбленные богатства.

Воспитатель: Кто вставал на защиту нашей Руси? Слайд 12

Ответы детей: Богатыри

Воспитатель: Откуда мы узнали о богатырях? Слайд13

Дети: Из былин, сказок.

Воспитатель: Что такое былина?

Дети: Былина произошла от слова быль, было.

Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?

Дети: Народ сочинял.

Воспитатель: А кто рассказывал?

Дети: Сказитель. Он ходил по деревням и рассказывал о героях-богатырях, о их подвигах.

Воспитатель: Отгадайте вы загадки про былинных персонажей, противников богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой:

Свист соловьиный

Взор орлиный

Не зверь, не охотник

А (соловей разбойник) слайд 14

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь

В ноздри он дышал огнем

Ночью стало словно днем

(Змей Горыныч) слайд 15

Живёт в длинноногой избушке

Одна хулиганка-старушка,

У нее костяная нога,

А зовут ее …

(Баба-Яга) слайд16

Очень страшный и опасный,

Любит золото он страстно.

Смерть его в иголке – в утке,

Любит он лишь злые шутки!

Он – противный, он – злодей.

А зовут его… (КОЩЕЙ) слайд17

Рассматривание картины «Три богатыря» Слайд 18

Воспитатель: Внимание на экран. Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович)

Каких богатырей вы видите?

Ответы детей: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.

Воспитатель:

– Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри и чем они отличаются?? (ответы детей)

Воспитатель: У них разное оружие, одеты они по разному.

Воспитатель: Главным другом богатырей был конь, лошадь.

- А зачем им нужны были кони? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, какие кони тоже сильные, мощные, как богатыри.

Скажите у какого богатыря какой по цвету конь?

Ответы: У Добрыни Никитича — белый, у Ильи Муромца – чёрный, а у Алёши Поповича рыжий.

Воспитатель: Как вы думаете хорошо ли заботились о своих конях богатыри?

Ответы: Богатыри очень любили своих коней и хорошо о них заботились, а кони служили богатырям, помогали им в бою и охранять земли родные.

Воспитатель: Кто может объяснить значение скороговорки?

«Из под топота копыт –

Пыль по полю летит»

Воспитатель: А теперь произнесите скороговорку.

Дети произносят.

Воспитатель: Куда смотрит каждый из богатырей?

Ответы: Они смотрят вдаль, не видно ли где врагов.

Воспитатель: А сейчас представим, что мы богатыри

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»

Дружно встанем раз-два-три- (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам представим, (Руку правую подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво. (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево- вправо (Руки на поясе, наклон влево — вправо)

Получается на славу! (Руки вверх)

Воспитатель: А давайте посмотрим, во что одеты наши богатыри?

Отгадайте загадку: Рубашку такую не вяжут, не шьют

Её из колечек железных плетут.

Ответы: Кольчуга – железная рубашка. Слайд 19

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Воспитатель: Железная шапка с острым концом.

А спереди клюв навис над лицом

Ответы: Шлем. слайд 20

Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

Воспитатель: А как называется защита от ударов?

Дети: Щит, он круглый, блестящий, тяжелый – Слайд 21

Воспитатель: А какое оружие богатырей вам известно?

Игра: «Назови лишнее» Слайд 23-26

Слайд — лук, стрелы, палица, копьё, меч, дубина, булава и оружие современности.

Воспитатель: Меч был главным оружием воинов – богатырей. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Слайд 27

Воспитатель: Дружно встаём, физминутку проведем. Слайд 28

Физкультминутка

Богатырь, он таков: Показывают «силача».

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, Имитируют движения.

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал,

Подрастаем и мы, смотри, Дети из положения сидя медленно поднимаются

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Ну, что же испытаем богатырскую нашу силушку!

Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»

Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые. Мальчишки, вы хотите нарядиться в богатырскую одежду?

Игровое задание: «Кто быстрее превратится в богатыря»

Участвуют три человека (три кольчуги, три шлема и три меча)

Воспитатель: вот наши богатыри, настоящие защитники Руси.

А вот и кони вороные. А теперь для девочек задание. Кто ответит правильно у кого из богатырей какого цвета конь, выберет сама богатыря.

Дети: У Добрыни Никитича — белый, у Ильи Муромца – чёрный, а у Алёши Поповича рыжий.

Воспитатель раздаёт коней.

Воспитатель: Ну, что по коням.

Игровое задание «Проскачи на коне»

Воспитатель: А впереди река быстрая, камни. Оставим коней водицы испить, жажду утолить, а сами переправу будем мастерить.

Богатырские пословицы нужно вспоминать,

Из дощечек крепкий мостик собирать (за каждую пословицу дощечку даём, чтобы удалось быстро переправиться.

Игровое задание:

-Один в поле не воин.

- Один за всех и все за одного.

- За правое дело, стой смело.

- Тот герой, кто за Родину горой.

- Если дружба велика, будет Родина крепка.

- Когда мы едины, мы непобедимы.

Дети по очереди проходят по дощечкам на другую сторону зала.

Все подходят к экрану. Слайд 29

Воспитатель: Что же это за дерево?

Дети: Дуб.

Воспитатель: А вы знаете, почему люди очень любили дуб, поклонялись ему? (Дуб как богатырь почитался за могучесть, крепость. Уходя на сражение, богатыри брали с собой дубовый листочек и горсть родной земли.)

- Предлагаю встать в круг и сделать хороводный обряд-поклонение дубу. Слайд 30

Игровое задание «Дубок»

У нас рос дубок (Дети медленно поднимаются из положения сидя)

Вот таков! (Тянут руки вверх)

Корень его вот так глубок, (Наклон вниз)

Листья его да вот так широки, (Развести руки в стороны)

Ветки да его да вот так высоки! (Руки вверх)

Ах ты, дуб-дубок, ты могуч (руки согнуть в локтях и сжать в кулак, затем медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч (Покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

Воспитатель: Говорили мы про дела старые,

Про дела старые, про бывалые.

Бегут века, не меркнет слава русская!

Что лучше того дела нет,

Чем родную землю от врагов защищать! Слайд 31

Пусть живётся нам спокойно и мирно в нашей любимой стране!

Дети: Россия!

Воспитатель: Сейчас символом нашей страны является берёза. Слайд 32

Давайте послушаем стих Татьяны Васильевны Чурилиной.

Ребёнок:

Берёзы водят хоровод

И здесь нам дышится свободно.

И ветер радостно поёт:

-Россия! – это звучит гордо!

Так встанем мы плечом к плечу,

Пусть навсегда исчезнут войны!

Клянёмся Родине своей,

Что будем мы её достойны! (Т. Чурилина) Слайд33

Воспитатель: Давайте все вместе повторим стихотворение Сергея Есенина «Берёза» Слайд 34

Под музыку «Богатырская» А. Пахмутовой воспитатель раздаёт раскраски.

Воспитатель: Получите в дар вот эти раскраски. Мы будем достойными внуками наших предков, богатырей русских.

Достойно будем защищать нашу родную землю – матушку от всех врагов и никому не дадим её в обиду.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год