Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект «Там русский дух, там Русью пахнет»
Фольклор
Автор: Боброва Клавдия Васильевна Музыка Наталья Ивановна Жердева Татьяна Владимировна   
03.02.2021 06:31

Педагогический проект «Там русский дух, там Русью пахнет»Педагогический проект «Там русский дух, там Русью пахнет»

Авторы:

  • Боброва Клавдия Васильевна
  • Музыка Наталья Ивановна
  • Жердева Татьяна Владимировна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 502 комбинированного вида»

Актуальность проекта

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю, городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил в детстве, с двором, где гулял с бабушкой.

Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, при организации историко-краеведческой работы с дошкольниками важно учитывать следующее положение: «…история для ребёнка дошкольника начинается с истории своей семьи, со знания своих корней, своей родословной (прадедушки, прабабушки, дедушки, бабушки)».

Сегодня актуальность вопроса духовно-нравственного воспитания детей продиктована временем. И как бы это прискорбно не звучало, психологи с уверенностью говорят о том, что у подростков переломной эпохи, произошли изменения в понимании вечных ценностей и преходящих. Подрастающему поколению девяностых трудно было отыскать жизненные ориентиры, духовные идеалы и точки нравственной опоры.

 

Поэтому, решение вопросов духовно-нравственного воспитания детей сегодня, родители которых выросли в переломную историческую эпоху, по словам Ю.М. Лотмана — осложняется «Разобщённостью поколений по отношению к нравственным ценностям, семейным корням». Он доказал, что народ, которого лишают корней, обретает комплекс оккупанта – свою культуру и нравственные ценности забыл, чужую не принял – таким образом живёт вне культуры становится разрушителем. Нас убеждают в этом исторические факты, происходившие и происходящие сегодня в мире.

Исходя из выше сказанного и с учётом того, что каждая семья имеет свою историю, свои корни, к которым приобщается ребёнок, и через призму истории родных людей, предков в сознание ребёнка входят первые исторические представления, мы предположили — привлечение родителей воспитанников к деятельности в рамках проекта, будет способствовать важности обратного эффекта.

Заключается он в следующем — дети становятся инициаторами:

  • в выполнении детско-родительских творческих проектов по сбору информации о своих предках, о районах области, других городах и посёлках России, где жили раньше их прародители (прабабушки, прадедушки)
  • в оформлении выставочных детско-родительских творческих работ
  • в посещении выставок, музейных композиций по тематике проекта
  • в оформлении мультимедийных презентаций о замечательных людях своей семьи.

И если раньше информация, направленная на формирование нравственно-патриотических качеств личности, шла от старших в роду к младшим, то, в рамках проекта, через совместное выполнение проектных мероприятий проецируется — от ребёнка к взрослому – родителям.

Таким образом, возрождение национальной культуры будет способствовать восстановлению утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека. А источником формирования этих качеств личности, как известно, являются многогранная культура народа: их быт, фольклор, традиции, обычаи, народное искусство, в которых мы находим мудрые и умные советы предков в воспитании детей.

Цель проекта: оказание содействия — возрождению у всех участников интереса и любви к Отечеству через знание истории и культурных традиций своего народа; оказание содействия осознанию всеми участниками проекта своего «Я» как части своего Рода, своего Народа, своей Родины.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

На первом этапе для нас очень важно было продумать виды мотивации темы для детей и родителей. Доминирующими стали мотивы: игровые, проблемно — исследовательские. Исходили из того, что усвоение содержания осуществляется путём максимальной включённости детей в процесс познания, через разнообразные виды детской деятельности. Формы работы: организация выставок семейных реликвий, составление родословных и их презентация — основная цель этого этапа – формирование интереса к родному краю через знание истории своей семьи.

На втором этапе планирования проектных мероприятий:

Исходили из того, что развитие духовно-нравственных представлений в дошкольном возрасте происходит успешнее путём использования игровых форм и методов организации деятельности. Воспитатели совместно с детьми и родителями бережно отыскивая старинные предметы быта, посуду, кухонную утварь приносили в мини-музей детского сада. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями, их прошлым. В результате этого взаимодействия был создан музей русского быта.

Воспитатели Музыка Наталья Ивановна, Жердева Татьяна Владимировна, Боброва Клавдия Васильевна оформили дидактическую игру «Русская изба», где представлены в миниатюре предметы русского быта. При разработке содержания исходили из общепризнанного: игра ведущий вид деятельности дошкольника, а быт является основным и универсальным средством познавательного, речевого и социального развития ребенка дошкольника. Содержание игры помогает детям понять, что все предметы вокруг нас – результат творческих поисков людей разных поколений, многие семейные реликвии хранятся долгие годы и становятся посредниками между прошлым и настоящим. Простраивая сюжеты и манипулируя предметами игры, дети имеют возможность накрыть на стол в русской избе, приготовить пищу в русской печи, укачивать ребенка в люльке — используя предметы, соответствующие тому времени. С помощью содержания игры, мы имеем возможность показать своим детям какие вещи окружали людей раньше, совершить им маленькое путешествие во времени и у нас появилась прекрасная возможность продемонстрировать, как изменилась жизнь в нашей стране.

Значимость проекта заключается в том, что, познавая историю своей семьи, дети и их родители узнают о её историческом прошлом и настоящем, у них развивается чувство принадлежности к определённой семейной культуре, сопричастности к событиям, происходившим и происходящим в семье, родном крае, Отечестве. Дети получают элементарные исторические знания, которые влияя на эмоциональную сторону личности, помогают включить духовно-нравственные ценности во внутренний духовный мир ребёнка, что способствует развитию самосознания и мировоззрения, формирует образ малой Родины и Отечества.

Опыт показывает, родители с удовольствием включаются в процесс деятельности, проявляют интерес к своим родословным, выполняя совместные творческие детско-родительские проекты.

Мы убеждены, что разобщённость поколений сегодня можно восстановить в таком порядке.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год