Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона посредством технологии «Интеллект – карта». |
Фольклор | |||
Автор: Лещенко Наталья Петровна | |||
14.01.2021 17:25 | |||
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона посредством технологии «Интеллект – карта». Лещенко Н.П, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида №105. г.Ангарск Иркутская область Аннотация: В статье раскрываются актуальные вопросы приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона. Автором выявлена и обоснована необходимость использования технологии «Интеллект – карта» при ознакомлении воспитанников с культурой и традициями коренных народов Прибайкалья. По мнению автора, «Интеллектуальные карты» способствуют облегчению усвоения детьми знаний, их систематизации, развитию познавательных и речевых способностей. Ключевые слова: Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Прибайкалье — горная область на юге Восточной Сибири, прилегающая с запада и востока к озеру Байкал в Иркутской области и Республике Бурятия. Региональный компонент — это часть включающая материалы о регионе. Буряты — монголоязычный народ, коренное население Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края России. Тофалары — тюркоязычный коренной малочисленный народ России, проживающий в Восточной Сибири. Эвенки — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Современные концепции развития личности ребёнка предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития детей. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Россия многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и уважительному отношению к представителям других культур. Актуальность приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию народов России приобретают важную роль потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё не велик. По мере роста и развития, приобретения социального опыта в сознании ребёнка формируются определённые оценочные суждения, касающиеся явлений и фактов окружающей жизни. Духовная составляющая личности формируется в детстве. Дошкольный период уникален, от детского восприятия окружающего мира во многом зависят последующие жизненные установки человека. По мнению А.П. Оконешниковой: «Ребенок дошкольного возраста начинает осознавать свою этническую принадлежность задолго до обучения в школе». Академик Д. С. Лихачёв отмечал, что: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». На современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС, внедрение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Благодаря реализации регионального компонента, формирование у старших дошкольников любви к малой Родине, гордости за свой народ, желания быть полезным своей Родине, сохранять и умножать её богатства, сохранять культурную самобытность, приобретёт иное качество. Дети получат возможность включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в нашем регионе. Расширение круга познания детей в вопросе приобщения к истокам культуры Сибирского региона способствует формированию основ нравственности, возможности сохранения культурной самобытности народов, проживающих на территории Прибайкалья. Ведь самобытная культура этих народов очень богата. Вокруг Байкала издавна жили и живут разные народы: буряты, эвенки, русские, тофалары… Предки бурят и эвенков жили в районе Байкала с глубокой древности, а тофы (тоха – человек) – коренные жители юго-запада Иркутской области, точнее Нижнеудинского района. В традициях, обычаях, мировосприятии каждого народа проявляется самобытность народной культуры, являющейся частью культуры мировой. Знание народной культуры помогает людям лучше узнать, а главное, понять друг друга. Для коренных народов Сибири земля вокруг Байкала родная. Другие же народы она гостеприимно приняла, давая энергию жизни, энергию нашего священного озера. Культурное наследие народов Прибайкалья необходимо сохранить и передать детям. В процессе реализации регионального компонента по теме: «Народы Прибайкалья», опирались на педагогические технологии образовательной деятельности с детьми «Байкал – жемчужина Сибири» под редакцией О. В. Удовой, О.Ю. Зайцевой. Технологии ориентированы на социокультурное развитие ребёнка, позволяют создать условия для продуктивного, творческого взаимодействия всех участников образовательных отношений – педагогов, социальных партнёров, детей и их родителей. Оптимальной формой организации исследовательской работы с воспитанниками по изучению темы «Народы Прибайкалья» являлась технология «Интеллект – карта», разработанная американским учёным Тони Бьюзеном. «Интеллект-карта» — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. «Интеллект – карта» – это визуальный метод, основывающийся на наглядно-образном мышлении детей, которое является ведущим в дошкольном возрасте. Карты «ума» объединяют в сознании детей факторы: зрительные образы, план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте. Использование интеллектуальной карты в работе с детьми по формированию представлений о народах Прибайкалья способствовало решению следующих задач:
Работа осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе выявляли уровень представлений детей о народах, населяющих наш край. Методы и приёмы: беседа, вопросы поискового характера, вопросы – гипотезы. Создание условий в группе для стимулирования познавательной активности обучающихся по теме «Народы Прибайкалья» — обогащение развивающей предметно – пространственной среды. В развитии предметно – пространственной среды группы активное участие приняли семьи воспитанников. Совместными усилиями создан центр «Моё Прибайкалье». Следующим этапом стало реализация задач по теме с использованием карт «ума». Работа строилась по следующему алгоритму:
Следующий этап – ход «детского исследования»: деятельность педагога по ознакомлению воспитанников с коренными народами Прибайкалья в образовательной ситуации. Реализация данного этапа представлена в авторской «Рабочей программе дополнительного образования для детей 6 – 7 лет «Народы Прибайкалья». Образовательная программа предусматривает ознакомление обучающихся с культурой и традициями коренных народов Прибайкалья в тематическом блоке «Мы разные, но дружные». Составлено комплексно – тематическое планирование совместной деятельности педагога и обучающихся. Следующим шагом являлась деятельность детей по выбору верных решений при работе с картой, этап – «оформление «Интеллект – карты». Дети находили «неправильные» картинки, убирали их, оставляя верные. Когда из карты будут убраны все неверные картинки, можно предложить детям составить творческие рассказы с опорой на карту. Готовая карта находится в зоне доступности детей. На следующем этапе работы с картой педагог побуждает детей продолжить одну из ветвей, создавая новую проблемную ситуацию. В этом случае возможен уход от основного объекта. И целью становится уже новый объект. Воспитатель мотивирует детей на самостоятельное изучение данной проблемы, поиск решений. Совместное составление и изучение карт помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Результативность использования технологии «Интеллект – карта» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями коренных народов Прибайкалья:
Список литературы:
|