Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона посредством технологии «Интеллект – карта».
Фольклор
Автор: Лещенко Наталья Петровна   
14.01.2021 17:25

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона посредством технологии «Интеллект – карта».Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона посредством технологии «Интеллект – карта».

Лещенко Н.П, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида №105. г.Ангарск Иркутская область

Аннотация:

В статье раскрываются актуальные вопросы приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона. Автором выявлена и обоснована необходимость использования технологии «Интеллект – карта» при ознакомлении воспитанников с культурой и традициями коренных народов Прибайкалья. По мнению автора, «Интеллектуальные карты» способствуют облегчению усвоения детьми знаний, их систематизации, развитию познавательных и речевых способностей.

Ключевые слова:

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части.

Прибайкалье — горная область на юге Восточной Сибири, прилегающая с запада и востока к озеру Байкал в Иркутской области и Республике Бурятия.

Региональный компонент — это часть включающая материалы о регионе.

Буряты — монголоязычный народ, коренное население Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края России.

Тофалары — тюркоязычный коренной малочисленный народ России, проживающий в Восточной Сибири.

Эвенки — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь).

Современные концепции развития личности ребёнка предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития детей. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

 

Россия многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и уважительному отношению к представителям других культур.

Актуальность приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию народов России приобретают важную роль потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё не велик. По мере роста и развития, приобретения социального опыта в сознании ребёнка формируются определённые оценочные суждения, касающиеся явлений и фактов окружающей жизни.

Духовная составляющая личности формируется в детстве. Дошкольный период уникален, от детского восприятия окружающего мира во многом зависят последующие жизненные установки человека.

По мнению А.П. Оконешниковой: «Ребенок дошкольного возраста начинает осознавать свою этническую принадлежность задолго до обучения в школе».

Академик Д. С. Лихачёв отмечал, что: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

На современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС, внедрение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ является одним из приоритетных направлений дошкольного образования.

Благодаря реализации регионального компонента, формирование у старших дошкольников любви к малой Родине, гордости за свой народ, желания быть полезным своей Родине, сохранять и умножать её богатства, сохранять культурную самобытность, приобретёт иное качество. Дети получат возможность включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в нашем регионе.

Расширение круга познания детей в вопросе приобщения к истокам культуры Сибирского региона способствует формированию основ нравственности, возможности сохранения культурной самобытности народов, проживающих на территории Прибайкалья.

Ведь самобытная культура этих народов очень богата. Вокруг Байкала издавна жили и живут разные народы: буряты, эвенки, русские, тофалары…

Предки бурят и эвенков жили в районе Байкала с глубокой древности, а тофы (тоха – человек) – коренные жители юго-запада Иркутской области, точнее Нижнеудинского района.

В традициях, обычаях, мировосприятии каждого народа проявляется самобытность народной культуры, являющейся частью культуры мировой. Знание народной культуры помогает людям лучше узнать, а главное, понять друг друга.

Для коренных народов Сибири земля вокруг Байкала родная. Другие же народы она гостеприимно приняла, давая энергию жизни, энергию нашего священного озера.

Культурное наследие народов Прибайкалья необходимо сохранить и передать детям.

В процессе реализации регионального компонента по теме: «Народы Прибайкалья», опирались на педагогические технологии образовательной деятельности с детьми «Байкал – жемчужина Сибири» под редакцией О. В. Удовой, О.Ю. Зайцевой. Технологии ориентированы на социокультурное развитие ребёнка, позволяют создать условия для продуктивного, творческого взаимодействия всех участников образовательных отношений – педагогов, социальных партнёров, детей и их родителей.

Оптимальной формой организации исследовательской работы с воспитанниками по изучению темы «Народы Прибайкалья» являлась технология «Интеллект – карта», разработанная американским учёным Тони Бьюзеном.

«Интеллект-карта» — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

«Интеллект – карта» – это визуальный метод, основывающийся на наглядно-образном мышлении детей, которое является ведущим в дошкольном возрасте. Карты «ума» объединяют в сознании детей факторы: зрительные образы, план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте.

Использование интеллектуальной карты в работе с детьми по формированию представлений о народах Прибайкалья способствовало решению следующих задач:

  • Формирование представлений детей о коренных народах Прибайкалья: русские, буряты, тофалары, эвенки;
  • Знакомство с особенностями национальной культуры, традициями и обычаями народов;
  • Воспитание уважительного отношения к представителям других национальностей, проживающих на территории Прибайкалья.

Работа осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе выявляли уровень представлений детей о народах, населяющих наш край. Методы и приёмы: беседа, вопросы поискового характера, вопросы – гипотезы.

Создание условий в группе для стимулирования познавательной активности обучающихся по теме «Народы Прибайкалья» — обогащение развивающей предметно – пространственной среды. В развитии предметно – пространственной среды группы активное участие приняли семьи воспитанников. Совместными усилиями создан центр «Моё Прибайкалье».

Следующим этапом стало реализация задач по теме с использованием карт «ума».

Работа строилась по следующему алгоритму:

  • Постановка цели – рождение идеи. Цель исследования — какие народы живут в Прибайкалье?
  • «Мозговой штурм», цель которого – записать все появившиеся идеи, связанные с изучаемым объектом; Обучающиеся выбирают картинки, рисунки, фотографии с изображением представителей разных национальностей. Педагог не вмешивается в ход рассуждений, не даёт определённых подсказок, но может внести своё (подходящее) изображение, для коррекции исследуемого объекта на следующих этапах работы с картой.
  • Создание «Интеллект – карты», работа с второстепенными ветвями. Обозначение символами каждой ветви. Обучающимся предлагается самим разработать картинки с символами для каждой ветви, опираясь на мотивацию детей. Например, что мы хотим узнать о бурятском народе? Высказывания детей: в каких домах они живут, какую одежду носят, в какие игры играют и т.д., педагог может дополнить ветвь картинкой «книга», чтобы познакомить с фольклором, традициями бурятского народа.

Следующий этап – ход «детского исследования»: деятельность педагога по ознакомлению воспитанников с коренными народами Прибайкалья в образовательной ситуации.

Реализация данного этапа представлена в авторской «Рабочей программе дополнительного образования для детей 6 – 7 лет «Народы Прибайкалья». Образовательная программа предусматривает ознакомление обучающихся с культурой и традициями коренных народов Прибайкалья в тематическом блоке «Мы разные, но дружные». Составлено комплексно – тематическое планирование совместной деятельности педагога и обучающихся.

Следующим шагом являлась деятельность детей по выбору верных решений при работе с картой, этап – «оформление «Интеллект – карты». Дети находили «неправильные» картинки, убирали их, оставляя верные. Когда из карты будут убраны все неверные картинки, можно предложить детям составить творческие рассказы с опорой на карту.

Готовая карта находится в зоне доступности детей. На следующем этапе работы с картой педагог побуждает детей продолжить одну из ветвей, создавая новую проблемную ситуацию.

В этом случае возможен уход от основного объекта. И целью становится уже новый объект. Воспитатель мотивирует детей на самостоятельное изучение данной проблемы, поиск решений.

Совместное составление и изучение карт помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.

Результативность использования технологии «Интеллект – карта» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями коренных народов Прибайкалья:

  • Обучающиеся проявляют интерес к культуре, традициям и обычаям коренных народов Прибайкалья: о местах проживания, об отличиях внешнего вида; об основных занятиях народов; о традиционной пище, народных играх и праздниках;
  • Испытывают уважение к самобытности региональной культуры Прибайкалья;
  • Эмоционально реагируют на предметы прикладного искусства народов Прибайкалья, устное народное творчество (музыкальный фольклор, сказки, пословицы); могут запомнить некоторые слова на языке коренных жителей Прибайкалья;
  • Способны к созданию элементов русского, бурятского, эвенкийского, тофаларского народно – прикладного искусства, орнамента, в изобразительной деятельности;
  • Уважительно относятся к представителям разных народностей, к традициям и обычаям народов Прибайкалья.

Список литературы:

  1. Багадаева О.Ю., Галеева Е.В., Зайцева О.Ю., Удова О.В., Байкал – жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2016.
  2. О методе «Интеллект-карт» http: //bershadskiy. ru/index/metod_intellekt_ kart/0-32URL: М.Е. Бершадского.
  3. Авторская Рабочая программа дополнительного образования детей 6 – 7 лет по направлению «Познавательное развитие» «Народы Прибайкалья».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год