«Знакомство с дымковской игрушкой» |
Фольклор | |||
Автор: Нецвитайло Мария Станиславовна | |||
09.12.2020 19:07 | |||
«Знакомство с дымковской игрушкой» Цель: продолжать знакомить детей с народной игрушкой (дымковская игрушка). Задачи: Обучающая: расширить представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка). Развивающая: развивать умение детей замечать характерные особенности дымковской игрушки. Речевая: уметь называть элементы дымковской росписи и названия цветов, которые используют для росписи дымковских игрушек. Техническая: продолжать развивать умение детей рисовать ватными палочками в технике – пуантилизм. Воспитательная: воспитывать интерес к народному творчеству. Словарная работа: «Дымково», «дымковские», элементы росписи «точка», «кольцо», «клетка», «прямая линия», «волнистая линия», цвета росписи «красный», «жёлтый», «зелёный», «синий», «чёрный». Материал: гуашь (чёрная, жёлтая, красная, синяя, зелёная), кисти №1, ватные палочки, баночки с водой, подставки для кисточек, силуэты дымковских коней, дымковские игрушки, салфетки, подносы на каждого ребёнка, иллюстрации с изображением элементов дымковской росписи, разрезные карточки для дид/игры «Собери узор».
Предварительная работа: рассматривание игрушек и иллюстраций дымковских игрушек, рассказ воспитателя о дымковских игрушках, рисование элементов росписи, просмотр слайд-шоу «Дымковская роспись», отгадывание загадок на тему «Дымковские игрушки», чтение сказок про дымковские игрушки. Интеграция образовательной деятельности: Образовательная область: «Речевое развитие» (Связная речь). - развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую речь. Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (Декоративное рисование). - формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. Ход занятия. Воспитатель: Здравствуйте ребята и дорогие гости, я очень рада видеть вас сегодня. Эмоциональный настрой. (дети становятся в круг) Собрались все детки в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель в народном костюме: Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (на машине, на корабле, на паровозе, на самолете и т.д.) -Предлагаю отправиться в путешествие на лодке. - А пока мы будем плыть, я вам расскажу удивительную историю. Воспитатель приглашает детей пройти и сесть в лодку, звучит тихая спокойная музыка. Воспитатель начинает рассказывать историю и сопровождает рассказ слайдами. На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок из труб. От того и назвали деревню Дымково. Там русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень., раз деревня Дымково, то и игрушки назвали – дымковскими. Дети выходят из лодки. Воспитатель: — Ребята, вот и добрались мы с вами до села Дымково и я приглашаю вас посетить выставку замечательных умельцев. Дети подходят к дымковским игрушкам - Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных игрушек. Эти вещи радуют нас своей красотой. - А вам знакомы эти игрушки? (ответы детей) - Эти игрушки из самого Дымково. Значит они какие? Дети: дымковские. Воспитатель: правильно. А почему их так назвали? Дети: потому что их сделали в селе Дымково. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие элементы росписи использовали мастера для игрушки? (прямая линия, волнистая линия, точки, кольцо, клетка). Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый). - Ребята, но что-то совсем мало игрушек на ярмарке. Что же случилось, как оказалось так, что так мало игрушек на ярмарке? - Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера и спросим, почему так мало игрушек на ярмарке. (Подходят к дому стучат. Выходит дед Тихон.) Дед Тихон: — Здравствуйте гости дорогие, зачем пожаловали? - Кто такие? (дети рассказывают) Воспитатель: Мы приплыли в село, чтобы побольше узнать о народном промысле дымковская игрушка. Но когда пришли на ярмарку, увидели, что игрушек мало. Что же случилось, дедушка Тихон? Ты знаешь? И почему дедушка ты такой грустный? Дед Тихон: Ох, ребята, я заболел и смог расписать только одну игрушку. А ярмарка уже началась. Мне нужно как можно больше расписать игрушек, чтобы поучаствовать в ярмарке, а я не успеваю. Что мне делать, не знаю. Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь дедушке Тихону? А как? (Ответы детей: Мы можем расписать игрушки сами.) Воспитатель: — Конечно, мы с вами можем сами стать мастерами и расписать дымковских лошадок, помочь дедушке Тихону и поучаствовать в ярмарке. Дед Тихон: -Ребята, а вы знаете какими узорами можно расписывать дымковские игрушки? (-Да). Вот я сейчас и проверю: предлагаю поиграть со мною в игру, которая называется «Собери узор». На столе разложены картинки с изображением дымковских узоров, но эти картинки перемешались и вам нужно найти их половинки и соединить их. Справитесь? (-Да) (Дедушка Тихон проводит игру «Собери узор») Воспитатель: -Ну вот видишь, дедушка, ребята справились. А теперь, ребята, предлагаю пройти в нашу мастерскую. У каждого есть дымковская лошадка, но она белая и ещё не расписана дымковскими узорами. Дедушка Тихон: Ребята, садитесь на свои места и посмотрите внимательно, как нужно правильно расписывать дымковскую лошадку, а я подожду вас в своём доме. Воспитатель: Ребята, помните, мы раньше рассматривали с вами дымковские игрушки. Среди них были и лошадки. -Посмотрите, пожалуйста, на эту лошадку. Из каких частей она состоит? (туловище, голова, грива, ножки, хвост). Что есть на ножках? (копыта) А каким цветом разукрашена грива, хвост и копытца? (черным). Правильно. Эти части дымковской лошадки мы будем раскрашивать чёрной краской. - Ребята, посмотрите сначала как я буду раскрашивать гриву, хвост и копыта лошадки, а затем вы сами будете раскрашивать своих лошадок. Вспомним элементы рисования: Сначала намочим кисточку в воде и берем черную гуашь, постепенно раскрашиваем гриву, копыта, хвост. Потом промываем кисточку, вытираем о салфетку и кладём на подставку. Теперь можете взять кисти и приступать к работе. (Самостоятельная деятельность детей) -Давайте немного отдохнём с вами и разомнём наши пальчики: Мы сегодня рисовали Наши пальчики устали Пусть немного отдохнут Рисовать опять начнут Дружно локти отведем Снова рисовать начнем -А теперь, давайте рассмотрим, какими узорами украшено туловище и ноги у лошадки? (точками и волнистой линией) -Правильно. Посмотрите, внимательно, сначала я покажу, как это делать, намочу кисть в воде, убираю лишнюю воду с кисти, обмакиваю кисть в синюю краску и провожу волнистую линию горизонтально вдоль туловища. Затем промываю кисть и убираю на подставку. Затем беру ватную палочку, обмакиваю её в красную краску и между волнами ставлю точки, и убираю ватную палочку на салфетку. (самостоятельная деятельность детей) Затем рисуем узор на передних ножках. Сначала берем кисть и намочим в воде, убираем лишнюю воду и обмакиваем кисть в баночку с синей краской. Рисуем волнистую линию сверху-вниз. Затем кисть промываем и убираем на поставку. Берём чистую ватную палочку и обмакиваем её в баночку с зелёной краской и ставим точки между волнами, сверху-вниз. Затем убираем ватную палочку на салфетку. (самостоятельная деятельность детей) -И рисуем узор на задних ножках: сначала берем кисть и намочим в воде, убираем лишнюю воду и обмакиваем кисть в баночку с синей краской. Рисуем волнистую линию сверху-вниз. Затем кисть промываем и убираем на поставку. Берём чистую ватную палочку и обмакиваем её в баночку с жёлтой краской и ставим точки между волнами, сверху-вниз. Затем убираем ватную палочку на салфетку. (самостоятельная деятельность детей) Самостоятельная работа детей проходит под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, инд. раб.) Воспитатель: — Итак, наша дымковская лошадка готова. Ребята, давайте каждый возьмёт свою дымковскую лошадку и пройдём и покажем их дедушке Тихону. -Дедушка Тихон, посмотри, наши ребята-мастера постарались и расписали дымковских лошадок и теперь ты сможешь участвовать в ярмарке. Посмотри, какие они все красивые, какие замечательные и яркие узоры на этих лошадках! Готовые работы вывешивает воспитатель на мольберт — ярмарку, дети и Дед Тихон их рассматривают. Дед Тихон: Все игрушки не простые, А волшебно расписные. Простой казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера! (Благодарит и прощается с детьми). Воспитатель: Ой, ребята, какие вы все молодцы, все справились с заданием и очень помогли Деду Тихону. Но нам пора возвращаться в детский сад. (Дети садятся на имитированную лодочку и возвращаются в группу) Ну как вам понравилось наше путешествие? Подведение итогов: Вопросы: А где мы сегодня были? Кому помогали? Что мы делали?
|