Методическая разработка для дошкольников старшего возраста «Смотрю на Русь глазами детей» |
Фольклор | |||
Автор: Ященко Галина Геннадьевна, Захарова Татьяна Анатольевна | |||
05.11.2020 09:49 | |||
Методическая разработка для дошкольников старшего возраста «Смотрю на Русь глазами детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 Барабинского района Новосибирской области Подготовили: Ященко Галина Геннадьевна старший воспитатель высшей квалификационной категории Захарова Татьяна Анатольевна музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Актуальность: ФГОС ДО утверждает, дошкольная организация должна обеспечить равные возможности для развития каждого ребенка независимо от нации и языка и учитывать этнокультурную ситуацию развития детей. Назрела необходимость воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры. Эта проблема очень актуальна сейчас, когда среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что — то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна стать родная русская культура, русские народные сказки, русский фольклор.
Русские народные традиции являются богатейшим источником познавательного, эстетического, нравственного воспитания детей. Ведь в народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре и зле, красоте, правде, верности, справедливости, уважительное отношение к труду и т.д. Именно в дошкольном учреждении необходимо начать прививать детям к народной культуре. Методическая разработка направлена на знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками русского народа. Новизна Содержание не предполагает сложной подготовки дошкольника, что позволяет вовлечь в деятельность участие детей с ОВЗ. Удачно выбрана форма проведения мероприятия. Практическая значимость Мероприятие «Народные традиции глазами детей» планировалось в три этапа. Первый этап — подготовительный, предполагающий выявление начальных знаний родителей и детей о культуре русского народа, подбор материала, позволяющий интегрировать в педагогическую деятельность пословицы и поговорки, игры, национальные костюмы, народные песни, хороводы. Второй этап — основной, предполагает занятия, которые ориентированы на включение элементов народного творчества (пословиц, поговорок, потешек и т.д.) в повседневную жизнедеятельность детей в детском саду, беседы, рассматривание иллюстраций с изображениями различных народных костюмов, изучение основных национальных праздников. Третий этап — проведение мероприятия для дошкольников, родителей и социальных партнеров. Непосредственные участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги. Ожидаемый результат:
- дети обладают положительным отношением к миру, окружающим людям и самому себе
- сближение детей и взрослых, в результате — лучшее понимание друг друга, общение более плодотворное и интересное. Цель: приобщение детей к ценностям традиционной народной культуры. Задачи:
Ведущий: Нашу встречу, мы решили назвать: «Народные традиции глазами детей». Как в калейдоскопе меняются узоры, так и у нас сегодня будут показаны особенности быта русского народа, его жизнь, красота родной природы в разное время, как в песне поётся: Три месяца лето! Три месяца осень! Три месяца зима! И вечная весна! Итак, мы начинаем. В нашем калейдоскопе: «Россия. Лето» Звучит песня «Гляжу в озёра синие» (музыка Л. Афанасьева) Выходят 12 детей, встают в 2 колонны. Ведущий: Ты людям явилась впервые В названии реченьки Рось, Потом обернуться Россией Росинке лесной довелось. 1 ребёнок: Россия… Родина. Это край, где мы родились, где живем. Это наш дом, Это всё, что нас окружает. 2 ребёнок: Россия. Какое красивое слово: И роса, и сила и синее что-то. 3 ребёнок: Дождём умытая, теплом согретая. Прекрасна ты, когда встает заря. Прекрасна ты, за доброту воспетая. Моя Россия, земля моя! Дети исполняют песню: «Что зовём мы Родиной» (музыка Т. Бокач) Все дети садятся на стульчики. Ведущий: В поле звон раздаётся лазоревый, Льётся птичьими трелями в лад. Почему-то в России особенно Колокольчики нежно звенят. 4 ребенок: Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером шум комаров, А как гаркнут ребята, тальянкою, Выйдут девки плясать у костров. Дети исполняют танец «Русский хоровод» (русская народная мелодия). Звучит мелодия песни «Всё от русских рябин» (музыка А. Костюк) Ведущий: А сейчас в нашем калейдоскопе: «Осень» (Слайды) 5 ребенок. Мы простились с тёплым летом Уже осень к нам пришла. Золотисто-красным цветом Всё раскрасила она. 6 ребенок: Всё кругом так сказочно красиво, И листочки по реке плывут. А у нас в России осень наступила. Золотой порой её зовут. 7 ребенок: К нам берёзка ветки наклонила, И слетают листики гурьбой. А у нас в России осень наступила, Зашумела золотой листвой. Дети исполняют песню «Осень милая, шурши» (музыка М. Еремеевой) Ведущий: Осень самая горячая пора в России, ведь с полей убирают урожай хлеба, овощей, фруктов. Русский народ очень трудолюбивый, у него золотые руки. Он не только выращивает богатый урожай, но и мастерит прекрасные богородские и дымковские игрушки, расписывает хохломскую и гжельскую посуду, ткёт сказочные павловские платки. А чтобы в этом убедиться, надо заглянуть на ярмарку Звучит песня: русская песня «Коробейники». Раскрывается занавес 8 ребенок: Наши чудо мастера Ждут вас самого утра. Разложили свой товар - Открывается базар. 9 Ребенок: Покупайте, заходите, На товары поглядите. Только рот не разевайте И что мило покупайте! Русская народная игра «Гончары» Дети делятся на две команды, одна становится «горшками» и садится в кружок. Другая команда – «хозяева», они становятся за каждым «горшком». Один из детей изображает покупателя, под музыку он подходит к одному из хозяев и спрашивает: - Почем горшок? - По денежке, — отвечает «хозяин». - А он не с трещиной? - Попробуй! «Покупатель» легко дотрагивается ладошкой до горшка и говорит: - Крепкий, давай сговор! - Давай! «Хозяин» и «покупатель» хлопают друг другу по рукам, все поют: Чинары, чинары, собирайтесь, гончары! По кусту, по насту, по лебедю горазду. Вон! Со словом «Вон» «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг «горшков». Кто первым добежит к купленному «горшку» — тот становится его «хозяином». 10 Ребенок: Тары-бары-растабары, Раскупайте-ка товары: Вот свистулька тонкая, Бубен, ложки звонкие, Вот дощечка просто смех, Ведь трещотки громче всех. Есть ещё и бубенцы, Покупайте молодцы! 11 Ребенок: Купим бубны и трещотки, Купим ложки, бубенцы. Все девчонки точно знают - Мы ребята молодцы! Русских песен много знаем, Вам одну сейчас сыграем! Дети исполняют вариации русской народной мелодии «Во саду ли в огороде» (на детских музыкальных инструментах) Ведущий: Уходит осень, солнышко остыло, В полях просторно, тихо и светло. Уходит, оставляя всё, что было И раздарив последнее тепло. И догорая в листьях, Осень нам даёт наказ: Не грустить напрасно, Ведь потому что жизнь прекрасна! Ведущий: (На экране зимние пейзажи) И это, действительно так. А у нас в калейдоскопе — «Русская зима» И зимой, как известно, хватало дел у нашего народа: и скотину накормить, и дров нарубить, и воды наносить, и утварь домашнюю починить. А женщины, длинными, зимними вечерами: пряли, вязали, шили. Ведущий: А какие пироги, блины, калачи пекли наши женщины, за уши не оттащишь. 12 ребенок: (колет дрова) Я колю, колю дрова на чурочки. Гори огонь в печурочке. Я колю на плашки Для своей Дуняшки. Гори, гори жарче печь Будет Дуня баранки печь! Дети исполняют песню «Русская печка» (музыка И. Ростовцевой) Ведущий: Вкусные оладушки пекут нам бабушки. Ну а мы, девочки и мальчики будем печь калачики. Русская народная игра «Бай — качи» Дети встают в два круга, в центре каждого стоит ребенок — «калач». Идя по кругу, дети поют: «Бай качи, качи, качи, глянь, баранки, калачи. Налетели тут грачи, расхватали калачи. «Калачи» в это время выполняют пружинку. С окончанием текста «калачи» меняют место, а дети должны найти свой «калач» и встать вокруг него в круг. Звучит песня Самовар» (музыка Д.Тухманова) Ведущий: Не хотите ли вы, гости дорогие, Баранок покушать, Да сказочку послушать? (Девочка угощает гостей баранками, в это время дети готовятся к инсценированию сказки) Сказочница: Любят сказки, любят песни. И чтоб было интересней - Сказку старую покажем И в стихах ее расскажем. Звонких песен пирожка Не слыхали вы пока? Все расселись? В добрый час! Начинаем наш рассказ. Возле дома огород, Бабка с дедом у ворот, Вот коза, вот кошка, А это пес Антошка. Сказочница: Вот однажды старичок, Скинув теплый пиджачок, Говорит своей старухе Дед: Испеки-ка на обед Колобок румяный, вкусный, Раньше ты пекла искусно. Бабка: Что делать? Как тут быть? Колобок испечь мне нужно… Пес: Ну, зачем нам колобок? Испеки нам пирожок с рыбкой И с капустой Все: Будет очень вкусно! Сказочница: По сусекам помела крылышком старушка, Горсти две муки нашла - Больше — то не нужно. Соль добавила, песок Ложки две сметаны. Получились пирожки Пышны да румяны Дед: Почему же пирожок? Заказал я колобок! Бабка: Ладно, ладно! Не ворчи! Пирожки — то хороши! Положу их на окошко - Пусть остынут здесь немножко. 1-й пирожок: Я с капустой пирожок, У меня румяный бок. 2-й пирожок: А я с рыбкой пирожок И у меня румяный бок. 3-й пирожок: А у меня начинка - Вкусная малинка. 1-й пирожок: Ты подвинься, пирожок, Я отлежал себе бочок. 2-й пирожок: Да и мне все надоело 3-й пирожок: А мы с окошка прыг, да скок, По тропиночке в лесок. Побежим скорей в детсад, Чтоб порадовать ребят. Сказочница: В лесу такая красота, В лесу повсюду чудеса. Пирожок наш, шалунишка, Повстречал в лесу зайчишку Зайка: Я зайчишка — серый бок, Съем тебя я пирожок. По лесу прыгаю с утра, Уже обедать мне пора. 1-пирожок: Я с капустой пирожок, У меня румяный бок. Тороплюсь я в детский сад, Чтоб порадовать ребят. Ты не ешь меня, косой, За мной бежит пирог другой. Сказочница: В детский сад спешил и рыбный пирожок. Вдруг из леса появился серый волк Волк: Я голодный серый волк, В пирожках я знаю толк. Симпатичный пирожок, Съем тебя сейчас, дружок, 2-й пирожок: Этого не может быть! За мной бежит пирог другой, А я рыбный пирожок, У меня румяный бок. Тороплюсь я в детский сад, Чтоб порадовать ребят Сказочница: А малиновый пирожок шел по лесу и ловил бабочек. Вдруг из леса на дорогу вышел медведь Медведь: Что такое, почему? Ничего я не пойму? 3-й пирожок: У меня начинка Вкусная малинка. Я веселый пирожок, Здравствуй, Мишенька – дружок. Медведь: Да, я Мишенька – медведь, Громко я могу реветь. Это ведь не шутка, Пусто у меня в желудке. Подойди-ка пирожок, Я перекушу чуток 3-й пирожок: Что ты, что ты, мишка, Тороплюсь я в детский сад, Чтоб порадовать ребят. Сказочница: Гуляют пирожки по лесу (выходит на полянку лиса) Лиса: Как я рада встрече с вами, Румяными пирожками. 1-й пирожок: Пирожок я непоседа, Испекли меня для деда. Бежать мне надо в детский сад, Чтоб порадовать ребят. 2-й пирожок: Извини, лиса, спешу, Я от друга отстаю. Тороплюсь я в детский сад, Чтоб порадовать ребят. Лиса: Ты всех лучше, пирожок, Ближе подойди, дружок. Сядь лисичке на носок, Глуховата я чуток 3-й пирожок: Все ты путаешь, старушка, Нос не слышит, слышит ушко! Лиса: Какой умный пирожок, Поищу я колобок (убегает) Сказочница: Устали пирожки гулять по лесу И прыгнули в корзинку к веселой белочке. Белочка: Пирожки в моей корзинке. С всевозможною начинкой Принесли к вам в детский сад, Чтоб порадовать ребят Сказочница: Тут и сказочке конец, А кто слушал — молодец! Ведущий: Славился русский народ своим гостеприимством, славился веселыми песнями и плясками Пойте песни и пляшите, И народ повеселите. Танец «Валенки» (русская народная песня) Ведущий: О том, как хороша природа, Нечасто говорит народ, Но, глядя с берега крутого, На розовеющую гладь. Порой одно он скажет слово. И это слово – благодать! В нашем калейдоскопе «Весна» (на экране весенние пейзажи) Дети исполняют песню «Веселая песенка» (музыка А. Ермолова) Ведущий: Весна! Весна! И всё ей радо! Как в забытьи, каком стоишь: И слышишь свежий запах сада И тёплый запах талых крыш. 13 ребёнок: Спелый цвет косы берёзовой, Да узорный поясок. Вышла ты девчонкой босою, На высокий бережок. В небе зори занимаются Всё алее, да ясней. Ах, какая раскрасавица, Ты, Россия, по весне! Девочки исполняют «Танец с цветами» (вальс «Над волнами») Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина?» (музыка В. Баснера). Ведущий: Говоря о России, мы не можем не сказать о своей малой Родине, о городе, в котором мы родились и живём. Наш город Барабинск красив в любое время года, но особенно он прекрасен по весне. Он утопает в ярких цветах и сочной зелени деревьев. 14 ребёнок: Много сказочных мест у России, Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь. 15 ребёнок: Родина – слово такое родное. Сколько в нём света, добра и тепла. Всё пройдёт, останется Родина, Та, что не изменит никогда. Ведущий: С ней живут, любя, страдая, радуясь, Падая и поднимаясь ввысь. Над грозою торжествует радуга. Над бедою торжествует жизнь (Слайды с текстом) И ещё немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути, Но светлей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести. С этим чувством человек рождается, С ним живёт и умирает с ним. Всё пройдёт, а Родина останется, Если мы то чувство сохраним. Ведущий: Душа народа, жизнь и быт, Его культура и обряды, Его поэтика и песни, Его ремёсла и обряды В чём суть всего? Постичь придётся Поколеньям нашим молодым. Всё это отголоском отзовётся И близким станет и родным! Дети исполняют песню о Родине (музыка Чичкова) Ведущий: Вот и закончилось наше веселье, Приглашаю всех покататься на карусели Игра «Карусель» Список литературы
|