Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие дошкольников»
Фольклор
Автор: Гуменяк Ирина Борисовна   
12.10.2020 19:51

Статья на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие дошкольников»Статья на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие дошкольников»

Подготовил воспитатель: Гуменяк Ирина Борисовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Теремок» 2020год

Устное народное творчество зародилось еще в глубокой древности. Испокон веков являясь способом выражения народного самосознания, духовным богатством народа, оно и сейчас является источником художественных традиций. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста. Жанров в словесном народном творчестве множество: мифы, легенды, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и т.п. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

 

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и знакомится с особенностями культуры своего народа, традициями, осваивая их красоту и особенности. Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора формой и содержанием наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, очень хорошо приспособлены к детским потребностям. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Период раннего и дошкольного возраста – ведущий в развитии человека. В этом возрасте ребёнок способен максимально вовлеченно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Перенимая нормы поведения окружающих, средство их общения – речь, усваивая способы действия с предметами, ребёнок осваивает многовековой опыт человечества. Овладевая речью, дети получают стимул к познанию окружающего, к пониманию норм человеческих отношений, к возможности найти собственное место среди сверстников, среди взрослых.

Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведений, которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить его кругозор, сформировать отношение к окружающему миру и обогатить речь. Народное творчество также является важным источником нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

Сказки, поговорки и загадки способствуют развитию у детей мышления, воображения, сообразительности, развитию эмоциональной сферы. Русские народные произведения сами по себе богаты по содержанию и по форме и изначально содержат в себе нравственные ценности.

Сказки играют особую роль в воспитании детей, а также они наиболее интересны для детей дошкольного возраста. Простота и непосредственность изложения данного жанра народного творчества больше всего привлекательна и понятна для восприятия и понимания ребенком. Сказки глубоко захватывают чувства, волю, воображение ребёнка. На примере персонажей сказок ребенок легко знакомится с такими понятиями как добро и зло, смелость и трусость, жадность и щедрость. Давая положительную или отрицательную оценку героям сказок, дети анализируют поступки, совершённые персонажами. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации. Непосредственность восприятия, вера в то, что всё происходило в действительности, вызывают волнение, эмоциональную приподнятость, усиливают остроту впечатлений, развивают детское воображение. Дети мысленно участвуют в каждом этапе борьбы со злом, искренне переживают незаслуженную обиду, отстаивают справедливость. Эта внутренняя активность, «жизнь вместе с героем», как бы поднимают все душевные силы ребёнка: чувства, волю, воображение – на новую ступень и дают возможность интуитивно, чувствами познать то, что разумом он ещё не мог бы осмыслить. Сила эстетического переживания, волнения ребёнка показывают, что произведение искусства захватило его, и он внутренне включился в происходящие события.

Идеал для ребенка является перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Так как нравственность изначально заложена в сюжетах сказок, моральное воспитание возможно через все виды народных сказок.

В дошкольном возрасте дети очень ранимы. Воспитателям и родителям необходимо тщательно и грамотно подходить к выбору произведений в соответствии с возрастными особенностями детей и теми целями, которые необходимо достичь. Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены смелостью, упорством в достижении цели, красотой, прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Для формирования моральных ценностей у малышей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны и порой несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них. В дошкольном возрасте начинают развиваться те чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом.

В детском саду создается наиболее благоприятная почва для прослушивания, повторения и обыгрывания потешек, что способствует развитию речи и памяти ребенка. Потешки целесообразно использовать в работе для обогащения словарного запаса детей. Со временем дети переносят их в самостоятельные игры. Благодаря потешкам дети учатся воспринимать коротенький сюжет, выраженный в художественном слове. С раннего возраста дети с удовольствием могут рассматривать картинки, иллюстрации книжек или дидактических игр по мотивам фольклорных произведений и пересказывать их. Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами помогут успешному обогащению словаря ребенка, развитию его речевой активности, помогут в формировании гармонично развитой личности.

Народное творчество — неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности, оживляет педагогический процесс. В круг детского чтения необходимо вводить русский фольклор, а также фольклор народов мира. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе.

Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь. Благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода, об орудиях труда, небесных светилах. Дети пополняют этими словами активный словарь. При этом не только слова запоминаются, но и усваивается смысл каждого слова. Дети учатся правильно подбирать нужные слова при высказывании. В сказках, закличках используются такие средства выразительности как сравнения, эпитеты, образные слова. Дети легко запоминают их и используют в своей речи, например. Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слова.

То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте, в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, педагоги, воспитатели и родители могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. В наше время особенно важно начать с детских лет воспитывать эмоциональное восприятие произведений искусства, способствовать самостоятельно думать над ним. Это пробуждает в ребёнке творческое начало, формирует эстетическое восприятие мира. Многое зависит от выразительности чтения, от систематичности, продуманности работы, от умения взрослого пробудить творческое восприятие текста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год