Статья на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие дошкольников» |
Фольклор | |||
Автор: Гуменяк Ирина Борисовна | |||
12.10.2020 19:51 | |||
Статья на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие дошкольников» Подготовил воспитатель: Гуменяк Ирина Борисовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Теремок» 2020год Устное народное творчество зародилось еще в глубокой древности. Испокон веков являясь способом выражения народного самосознания, духовным богатством народа, оно и сейчас является источником художественных традиций. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста. Жанров в словесном народном творчестве множество: мифы, легенды, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и т.п. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и знакомится с особенностями культуры своего народа, традициями, осваивая их красоту и особенности. Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора формой и содержанием наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, очень хорошо приспособлены к детским потребностям. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Период раннего и дошкольного возраста – ведущий в развитии человека. В этом возрасте ребёнок способен максимально вовлеченно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Перенимая нормы поведения окружающих, средство их общения – речь, усваивая способы действия с предметами, ребёнок осваивает многовековой опыт человечества. Овладевая речью, дети получают стимул к познанию окружающего, к пониманию норм человеческих отношений, к возможности найти собственное место среди сверстников, среди взрослых. Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведений, которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить его кругозор, сформировать отношение к окружающему миру и обогатить речь. Народное творчество также является важным источником нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Сказки, поговорки и загадки способствуют развитию у детей мышления, воображения, сообразительности, развитию эмоциональной сферы. Русские народные произведения сами по себе богаты по содержанию и по форме и изначально содержат в себе нравственные ценности. Сказки играют особую роль в воспитании детей, а также они наиболее интересны для детей дошкольного возраста. Простота и непосредственность изложения данного жанра народного творчества больше всего привлекательна и понятна для восприятия и понимания ребенком. Сказки глубоко захватывают чувства, волю, воображение ребёнка. На примере персонажей сказок ребенок легко знакомится с такими понятиями как добро и зло, смелость и трусость, жадность и щедрость. Давая положительную или отрицательную оценку героям сказок, дети анализируют поступки, совершённые персонажами. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации. Непосредственность восприятия, вера в то, что всё происходило в действительности, вызывают волнение, эмоциональную приподнятость, усиливают остроту впечатлений, развивают детское воображение. Дети мысленно участвуют в каждом этапе борьбы со злом, искренне переживают незаслуженную обиду, отстаивают справедливость. Эта внутренняя активность, «жизнь вместе с героем», как бы поднимают все душевные силы ребёнка: чувства, волю, воображение – на новую ступень и дают возможность интуитивно, чувствами познать то, что разумом он ещё не мог бы осмыслить. Сила эстетического переживания, волнения ребёнка показывают, что произведение искусства захватило его, и он внутренне включился в происходящие события. Идеал для ребенка является перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Так как нравственность изначально заложена в сюжетах сказок, моральное воспитание возможно через все виды народных сказок. В дошкольном возрасте дети очень ранимы. Воспитателям и родителям необходимо тщательно и грамотно подходить к выбору произведений в соответствии с возрастными особенностями детей и теми целями, которые необходимо достичь. Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены смелостью, упорством в достижении цели, красотой, прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для формирования моральных ценностей у малышей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны и порой несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них. В дошкольном возрасте начинают развиваться те чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. В детском саду создается наиболее благоприятная почва для прослушивания, повторения и обыгрывания потешек, что способствует развитию речи и памяти ребенка. Потешки целесообразно использовать в работе для обогащения словарного запаса детей. Со временем дети переносят их в самостоятельные игры. Благодаря потешкам дети учатся воспринимать коротенький сюжет, выраженный в художественном слове. С раннего возраста дети с удовольствием могут рассматривать картинки, иллюстрации книжек или дидактических игр по мотивам фольклорных произведений и пересказывать их. Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами помогут успешному обогащению словаря ребенка, развитию его речевой активности, помогут в формировании гармонично развитой личности. Народное творчество — неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности, оживляет педагогический процесс. В круг детского чтения необходимо вводить русский фольклор, а также фольклор народов мира. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь. Благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода, об орудиях труда, небесных светилах. Дети пополняют этими словами активный словарь. При этом не только слова запоминаются, но и усваивается смысл каждого слова. Дети учатся правильно подбирать нужные слова при высказывании. В сказках, закличках используются такие средства выразительности как сравнения, эпитеты, образные слова. Дети легко запоминают их и используют в своей речи, например. Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слова. То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте, в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, педагоги, воспитатели и родители могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться. Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. В наше время особенно важно начать с детских лет воспитывать эмоциональное восприятие произведений искусства, способствовать самостоятельно думать над ним. Это пробуждает в ребёнке творческое начало, формирует эстетическое восприятие мира. Многое зависит от выразительности чтения, от систематичности, продуманности работы, от умения взрослого пробудить творческое восприятие текста.
|