Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
Фольклор
Автор: Алексеева Наталья Сергеевна   
03.10.2020 17:45

Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчестваРазвитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества

Н.С. Алексеева МБДОУ Выездновский детский сад 1, воспитатель Россия, 607247, Нижегородская область, Арзамасский район, р. п. Выездное, ул. Сельхозтехника

Аннотация. В данной статье рассматриваются предпосылки и пути развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста путем приобщения к истокам русской народной культуры. А также приведены способы построения воспитательно-образовательного процесса по приобщению к ценностям великой русской народной культуры и опыт работы по данной теме.

Ключевые слова: духовные и культурные ценности, национальная культура, истоки русской народной культуры, устное и декоративно-прикладное творчество, народные промыслы и ремесла, народные традиции, народные праздники, фольклор, Родина.

 

Development of cognitive and creative abilities in children of senior preschool age through familiarization with the origins of Russian folk art

N. S. Alekseeva

Annotation. This article discusses the prerequisites and ways of developing cognitive motivation in children of older preschool age by introducing them to the origins of Russian folk culture. The article also provides ways to build an educational process for familiarizing with the values of the great Russian folk culture and the experience of working on this topic.

Keywords: spiritual and cultural values, national culture, origins of Russian folk culture, oral and decorative arts, folk arts and crafts, folk traditions, folk holidays, folklore, homeland.

Мы живем в огромной, великой и могучей стране с богатой культурой и многочисленными традициями. Наша культура сравнима с вековым, широко разветвленным дубом, крона которого имеет огромное количество ветвей и мощные, уходящие глубоко в землю — матушку, корни. А любой растущий организм нуждается в питании, будь то дерево, или человек. Вот только для людей важно не только насущное питание, но и духовное. Только дерево всасывает питательные вещества корнями из земли, они растекаются по всем ветвям и доходят до самой макушки. У человека же корнями служит наше прошлое, которое является фундаментом, основой прочного организма.

Современная жизнь набирает высокие обороты, родители заняты построением “карьеры”, они много работают, и времени на воспитание детей остается все меньше. А если и появляется свободная минутка, то ее “съедает” паутина социальных сетей, которая буквально поглощает человечество целиком и без остатка. Дети растут на бессмысленных, зомбирующих сознание, мультфильмах и компьютерных играх. Родители не считают нужным рассказывать детям сказки и петь колыбельные песни на ночь. Народный язык начинает терять свою эмоциональность, яркость и самобытность.

В наш высокотехнологичный век, где миром правят гаджеты и затягивает “паутина сетей”, делается акцент на развитие ранней интеллектуализации ребенка. Зачастую мы забываем о роли духовного развития. А ведь без нравственного и духовного развития маленького человека все остальные знания могут оказаться бесполезными.

Научно-технический прогресс, активно внедряющийся в современную жизнь, значительно облегчает существование человечества, но, в то же время, наблюдается и негативное влияние. У нового поколения недостаточно сформированы духовно-нравственные ценности.

Поэтому крайне актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть, смываемые временем, традиции, дать представление о народных ценностях.

Для воплощения всего этого в жизнь, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством. Мы должны возродить национальную память вместе со старинными русскими праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством. Ведь во всем этом многообразии русский народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Через знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями мы воспитываем любовь к исторической памяти и уважение к культуре нашей Родины. Поэтому познание детьми народной культуры, декоративно-прикладного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.

Очень хорошо, что в наше время активно возрождается интерес к национальной культуре. Перед современной системой образования стоит задача по приобщению нового поколения к исторической памяти народа. Важно выстроить гармоничный педагогический процесс, основанный на культурных ценностях родного края. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка. Также для дошкольника характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, именно в этот период происходит активное накопление жизненного опыта: нравственного, социального и духовного. Ребенок за первые семь лет жизни порой накапливает такой огромный багаж знаний, ценностей, который является основой на всю жизнь. И упущения в этом возрасте очень сложно исправить впоследствии. Именно дошкольный возраст нельзя упустить для становления представлений о добре и зле, нравственных эталонах и нормах поведения.

Решающее значение в процессе становления личности ребенка играет правильно организованное воспитание и процесс усвоения опыта общественной жизни. Приобщение ребенка с первых лет жизни к культуре, общечеловеческим ценностям, помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Очень важно правильно построить воспитательно-образовательный процесс по приобщению к ценностям великой русской народной культуры. За основу своего воспитательно-образовательного процесса я взяла парциальную программу О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”. Эта программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры. Основной целью моей работы является развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста путем приобщения к истокам русской народной культуры.

Необходимо подчеркнуть значение комплексного взаимообогащения устного и декоративно-прикладного творчества, которые в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, самобытности народных промыслов, связи народного творчества, его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Особенно, работая в селе, необходимо донести до сознания дошкольников, что именно они являются носителями русской народной культуры. Необходимо глубже познакомить наших детей с родным Арзамасским краем.

В нашем Арзамасском районе проживает много замечательных и интересных людей, с которыми были организованы встречи и мастер-классы. Ручная работа особенно ценится в наше время. Ведь в сегодняшнем мире штампов так трудно найти индивидуальность. Рынок заполонили китайские игрушки, а так хочется исконно русского, душевного, сделанного с любовью. Именно такими являются народные игрушки и другие продукты народных промыслов.

Арзамасский край всегда славился своими умельцами. На всю Россию известны своим мастерством арзамасские золотошвеи, иконописцы, ювелиры, резчики по дереву, гончары, кузнецы и многие другие ремесленники.

Наш детский сад активно сотрудничает с Муниципальным учреждением культуры Арзамасского района «Центром ремесел Арзамасского района». В учреждении созданы благоприятные условия для развития декоративно-прикладного творчества среди детей и подростков Арзамасского района. Мастера Центра возрождают и сохраняют старые забытые ремесла, некогда процветавшие на Арзамасской земле и передают свои знания и умения подрастающему поколению. Несколько раз мы с детьми, совместно с родителями, посещали в этот Центр. Преподаватели Центра ремесел провели огромное количество мастер-классов для детей и взрослых. Вот только некоторые из них: МК по гончарному ремеслу, МК по золотной вышивке, МК "Ткачество на берде", МК по плетению лаптей из лыка, МК "Ткачество на раме".

В центре ремёсел Арзамасского района вот уже несколько лет свой вклад в развитие и возрождение вышивки золотом вносит мастер Мурыгина Мария Александровна. Мастерица самостоятельно освоила азы золотного шитья, с годами оттачивая и совершенствуя свои навыки. На данный момент Мария Александровна не только создаёт настоящие произведения искусства, но и обучает любимому ремеслу взрослых и детей.

Гончарное мастерство на Руси известно много веков, оно одно из самых древних и почитаемых профессий, очень нужных и поныне. Казалось бы, современный технический прогресс избавил нас от необходимости самим заготавливать глину и вращать гончарный круг ногами. Но есть мастера, преданные своему делу, сохраняющие многовековые традиции и, по-прежнему, изготавливающие вручную свои изделия. Одним из таких мастеров является сотрудник Центра ремёсел Арзамасского района — Ушаков Вадим Александрович. На мастер-классе по гончарному мастерству дети вместе с родителями с азартом лепили горшки из глины на гончарном круге.

Совместно с родителями, была организована поездка в “Музейно-выставочный центр Арзамасского района”. Здесь нам показали музейные залы со старинными экспонатами, провели интереснейшую экскурсию о промыслах и ремеслах Арзамасского края, бытовой жизни наших предков, их труде и подвигах в годы войны. В “Русском доме” прошла экскурсия для ребят на тему: "Русский быт, Русская изба". Речь в основном шла о ремеслах и промыслах нашего родного края, о предметах старины, и конечно о русской печке. Ребята получили информацию о народных ремеслах и массу положительных эмоций.

В нашей группе организован кружок “Мочальная кукла”, который ведет Кривова Т.И., автор мочальной куклы “Луковка” и просто мастерица “на все руки”. Дети с удовольствием обучаются изготовлению кукол из мочалы, кукол-оберегов из лоскутов ткани, знакомятся с историей данного ремесла. Изготовленные своими руками игрушки вызывают неописуемый восторг у юных мастеров и вызывают огромный эмоциональный отклик в сердцах родителей.

Также со своими воспитанниками и их родителями мы посетили Историко-краеведческий музей г. Арзамаса, музей «Природа» им. С.И. Трофимова Арзамасского района.

Увлекательная экскурсия была проведена в музее “Арзамасский валенок”. Там нам предоставилась уникальная возможность не только ознакомиться с ремеслом валяния, но и попробовать свои силы в освоении данного ремесла, почувствовать себя в роли мастера, посетив мастер-класс по изготовлению валенка на Красносельских колодках, научиться изготавливать подобные изделия самостоятельно, раскрыть в себе скрытые таланты. В восторге были и дети, и взрослые.

Изучение исторического прошлого нашей великой страны вызывает огромный интерес у моих воспитанников, прививает любовь к родному краю. В рамках занятий «Моя родословная» юные краеведы узнали, что такое генеалогия, исследовали корни своей фамилии, расспросили родственников о семье и заглянули в старые фотоальбомы. Они узнали много нового и интересного, научились составлять родословную схему и генеалогическое древо. Я надеюсь, что все дети, совместно со своими родителями, продолжат изучать историю семьи, а может быть, даже напишут свою родословную книгу! На совместном вечере «Русские посиделки» родители и дети рассказывали о своих прадедах и прабабушках. Тем самым, ребята много узнали о своих предках, о том, чем они занимались, как жили.

На занятиях познавательного цикла ребята узнают об истории нашей Родины-Руси, получают представление о славянах, русичах, их облике, силе, мудрости, выносливости. Знакомимся мы и с условиями проживания наших предков. На занятиях по рисованию закрепляем полученные знания, изображая наших предков и их жилища- русские избы.

Чтобы максимально приблизить детей к русской культуре оборудован “Мини-музей народного творчества”. В нем собраны различные предметы старины и быта крестьян. Каждый предмет занимает своё традиционное место: у стены размещается русская печь, у печки стоят чугунки, ухваты. В Красном углу на полочке стоят иконы, свечи и лампадка. На столе представлены деревянные ложки, скалка, глиняные кувшины, горшочки. Ну а главное украшение стола — пузатый, гордый самовар. Также представлены такие экспонаты, как люлька с куклами ручной работы, прялка, старинный сундук, утюг, русские народные мужской и женский костюмы, старинные украшения для женщин: бусы, повязки, ободки, гребешки.

В режимных моментах я использую элементы малых жанров фольклора: народные приметы, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки, пестушки и колыбельные. Эти элементы фольклора неразрывно связаны с изучением окружающего мира природы. Использование всех видов фольклора обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа.

Тесно связаны с историей православных праздников и народные традиции, обычаи региона. Важную роль в ознакомлении с историей русского народа и нашей Родины играет знакомство с календарно-земледельческими праздниками, связанными с проводами зимы, перелетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой урожая.

В своих праздничных мероприятиях и развлечениях я использую обрядовые песни, танцы, хороводы, заклички, народные игры. По традиции мы славим Осень, встречаем Новый год, колядуем на Рождество, провожаем Зиму и закликаем Весну на Масленицу, катаем разноцветные яйца на Пасху, украшаем березку в Троицу. Подготовка к каждому празднику ведется обширная и активная. Мы изучаем историю праздника, разучиваем приметы, загадки, пословицы, игры. На музыкальных занятиях, совместно с музыкальным руководителем, мы разучиваем русские народные песни, обучаемся игре на народных инструментах: свистульках, ложках, колокольчиках, трещотках, бубнах. Знакомимся со звучанием русских народных инструментов: гуслей, гармони, балалайки, рожка, жалейки и других. С удовольствием дети водят хороводы и играют в русские народные игры с песнями.

Также мы ставим театрализацию русских народных сказок: “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Заяц-хваста”, “Мужик и медведь”, “Каша из топора”. Инсценировка русских народных сказок проводится совместно с музыкальным руководителем и включается в различные мероприятия и праздники.

Развивать эстетику, чувство вкуса, умение созерцать помогают предметы декоративно-прикладного творчества. Поэтому немаловажную роль играет предметно-пространственная среда. Детям очень нравится рассматривать яркие, красочные матрешки, дымковские и филимоновские игрушки, а также, расписанные хохломой, гжелью, городецкой росписью, предметы интерьера. Дымковская игрушка особенно полюбилась моим воспитанникам. Она завлекает детей в красочный мир сказки, развивая воображение и восприятие цвета, знакомит с веселой радугой цветов. На занятиях по лепке мы изготовливали из глины и пластилина дымковские игрушки, а на рисование расписывали яркие сарафаны дымковских барышень и другие дымковские игрушки.

С большим интересом воспитанники рассматривают иллюстрации к русским народным сказкам И. Билибина и Ю. Васнецова. Творчество этих великих художников основано на народных традициях.

В игровую деятельность заложена значительная часть по ознакомлению с русским народным творчеством. На прогулке мы с удовольствием играем в подвижные народные игры, они создают атмосферу радости, сплоченности, расширяют кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, пополняют словарный запас. Любимыми играми являются: “Пятнашки”, “Гуси и волк”, “Карусель”, “Совушка”, “Веселые ребята”, “Кот на крыше”, “Жмурки с колокольчиком”, “Горелки с платочком”, “Ручеек”, “Тише едешь, дальше будешь”, “Иголка и нитка”, “Удочка”.

Русское народное творчество становится постине интересным детям, прививает любвь к родной природе, национальному искусству, развивает интерес к исторической памяти, помогает почувствовать богатство и широту души русского человека.

В результате моей работы, были выявлены следующие показатели развития:

  • Дети владеют первоначальными представлениями о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: устройство избы, предметы быта, домашняя утварь, домашние животные, музыкальные инструменты, праздники, игрушки, песни, потешки, сказки
  • Различают на картинках и в жизни эти атрибуты и называют их
  • С удовольствием включаются в обыгрывание потешек, пестушек, вождение хороводов, исполнение плясок, участвуют в праздниках
  • Проявляют положительные эмоции в процессе восприятия русских народных сказок, мелодий, игр

- Отражают полученные впечатления в разных видах деятельности.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

Настоящим гражданином, любящим свою Родину, может быть только тот, кто знает историю и культуру своего народа, кто понимает и уважает своих предков, дальних и близких. Поэтому работу в данном направлении я считаю актуальной и очень важной.

Литература.

  1. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. «Ознакомление детей с русским народным творчеством». С-Пб; «Детство-Пресс», 2013г.
  2. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. «Знакомство детей с русским народным творчеством». С-Пб; «Детство-Пресс», 2015г.
  3. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» программа, учебно – методическое пособие. С-Пб; Издательство «Детство – Пресс», 1998г.
  4. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». Творческий центр, Москва, 2009г.
  5. Соломенникова О. А. «Радость творчества». Москва, мозаика – синтез, 2005г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год