Фольклор | |||
Автор: Круглова Иляна Сергеевна | |||
30.07.2020 23:06 | |||
Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к школе группа, 6-7 лет) МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Круглова И.С. г. Щёлково, 2020 Цель: приобщение к русскому народному творчеству как к системе семейных ценностей. Программные задачи:
1. Обучающие задачи:
2. Развивающие задачи:
3. Воспитывающие задачи:
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Предварительная работа: занятия по мотивам народных росписей, беседы о народном декоративно-прикладном искусстве, самостоятельная работа детей с книжками-раскрасками «Гжель», «Хохлома», «Матрешки», посещение музея народных промыслов и музея «Русская изба» (кабинет изостудии), разучивание русской народной игры. Формы организации образовательной деятельности — совместная деятельность педагога с детьми. Методы и приёмы:
Активизация словаря: Травница, оберег, чабрец, промысел, роспись. Развивающая предметно-пространственная среда:
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В начале занятия дети рассаживаются на стулья полукругом. Воспитатель выставляет на стол небольшую шкатулку. Мотивационно-ориентировочный этап Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла в детский сад кое-что ценное для моей семьи. Как вы думаете, что может лежать в этой шкатулке? (ответы детей: фотографии, деньги, памятные вещи и т.д.) Проблемно-поисковый этап Воспитатель: Да, ребята, семейные ценности могут быть разными. Это могут быть семейные фотографии, старинные иконы, игрушки, всё то, что дорого нашему сердцу. Предметы, которые лежат в этой шкатулке, напоминают мне о моих детях, об их детстве, о том, что они дорожат своими родителями. В шкатулке лежат подарки, которые мои дети сделали для меня и моего мужа своими руками. Эти подарки особенные. Между ними есть что-то общее. А вот что их связывает, вы мне скажете в конце нашего занятия. Практический этап Воспитатель достаёт первый предмет из шкатулки – народную куклу Кубышку-травницу. Воспитатель: Это подарок моей дочери. Ребята, вы знаете, как называется эта куколка? Дети: Кукла-мотанка. Воспитатель: Молодцы, правильно! Ещё такую куклу называют Кубышка-травница. Это кукла – оберег. Посмотрите, какая у неё пышная юбка! Похожа она на хозяюшку, которая собирает целебные растения. И действительно, в её руках два узелка с сухими травами, а сама она наполнена сухоцветами. Если помять её юбку или узелки, то по дому распространится приятный и полезный для здоровья запах. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Слайд 1 Воспитатель: Тканевые обереги в виде кукол имели особое значение в культуре наших предков. Этот вид оберега использовался в качестве семейного талисмана. Значение этой куколки определялось тем, какие травы в неё клали. Традиционно она становилась семейным оберегом, помогала очищать в доме воздух, отгонять болезни. Но вообще эта кукла универсальна в использовании. С её помощью можно уберечься от злых сил, привлечь любовь или же сделать игрушку для ребенка, помогающую ему оставаться полным сил. Такую куклу вы можете всегда сделать сами и подарить, например, своей маме, бабушке или подруге. Слайд 2 Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами схема создания Кубышки-травницы. Что нам понадобится? Дети: Ткань, нитки, лекарственные травы… Воспитатель: Правильно, ребята! Обратите внимание, что кукла должна быть безликой, чтобы не походить чертами лица на какого-то человека. Считается, если «лица нет», то кукла Травница никогда не заберёт положительную энергию владельца или окружающих. Поэтому для поделки нужно взять белую натуральную ткань — лён или хлопок. Ещё очень важная деталь – для наматывания используется только красная нитка. Известно ли вам, что красная шерстяная нить способна излечить человека, если привязать её на запястье больному, а ещё она помогает человеку не заболеть. Не зря мотанку перевязывают именно красной нитью! В моей куколке в качестве наполнения использовалась лекарственная трава – чабрец (Слайд 3), известный своим антисептическим свойством – борется с воспалениями, помогает от кашля, бессонницы. Так как я часто болею простудой, моя дочка выбрала именно эту травку. Воспитатель передаёт детям куклу, чтобы они могли почувствовать аромат чабреца. Воспитатель: Ребята, теперь вы тоже не будете болеть. А сейчас давайте немного поиграем и вспомним с вами пословицы о здоровье. Д/и с мячом «Доскажи словечко». В здоровом теле … здоровый дух. Где здоровье, там и … красота. Ешь чеснок и лук … не возьмет недуг. Если хочешь быть здоров … закаляйся. Болен – лечись, а здоров … берегись. Чистота — залог … здоровья. Береги платье снову, а здоровье … смолоду. В путь дорогу собирайся, за здоровьем … отправляйся. Воспитатель достаёт из шкатулки следующий предмет – небольшой жостовский поднос. Воспитатель: Посмотрите, это подарок моего сына. Ребята, вы знаете, что это? Дети: Поднос. Воспитатель: Вы правы, ребята. Этот поднос называется жостовским, т.к. сделан в деревне Жостово. А кто знает, где находится эта деревня? Дети: Рядом с городом Мытищи. Воспитатель: Совсем недалеко от нашего города. Да, именно туда ездил мой сын вместе с классом на экскурсию. Сначала ребят познакомили с Жостовским промыслом, проведя экскурсию по единственному в мире музею «картин на металле» (Слайд 4). Затем им предложили расписать свои собственные подносы. Ребятам раздали металлические заготовки, специально подготовленные для нанесения на них живописи. В завершение дети подписали свои подносы. Затем работы были высушены в специальной печи, покрыты лаком и переданы ребятам в течение нескольких дней (Слайд 5). Обязательно посетите мастер-класс на Жостовской фабрике, когда будете учиться в школе. Вы также можете предложить своим родителям съездить на экскурсию в деревню Жостово. Я уверена, вы привезёте оттуда массу положительных эмоций и воспоминаний (Слайд 6) Мы немного засиделись. Давайте поиграем в русскую народную игру. Проводится русская народная игра. Игровая Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова: «Как у бабушки Арины Они не пили, не ели, При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону. Рефлексивно-оценочный этап Воспитатель: Молодцы, ребята, с вами всегда очень весело! Теперь присаживайтесь на стульчики. Вспомните, пожалуйста, я просила вас подумать, чем похожи ценности из моей шкатулки? Дети: Это ручная работа. Это изделия народного творчества. Воспитатель: Правильно. Кубышка-травница и жостовский поднос – это изделия народного прикладного искусства. Какие ещё виды народного творчества вы помните? Посмотрите на экран… На экране проектора воспитатель показывает фотографии изделий народных мастеров и зачитывает стихотворения или загадки со слайдов: Гжель – Слайд 7 Хохлома – Слайд 8 Дымка– Слайд 9 Городец – Слайд 10 Последующая работа Воспитатель: Молодцы, ребята! Ваши ответы очень меня порадовали. Сегодня я рассказала вам о двух предметах, важных для меня и моих родных. Таких семейных ценностей может быть много. Главное, чтобы они помогали нам быть ближе друг другу, делать нас счастливее! В конце нашего занятия я хочу пожелать вам здоровья и подарить каждому две красные ниточки. Помните, я говорила, что красная шерстяная нить способна излечить человека, если привязать её на запястье больному, а ещё она помогает человеку не заболеть. В это верили наши предки! Одну ниточку вы повяжете себе, а другую подарите дорогому вам человеку. Воспитатель раздаёт ниточки, помогает завязать узелки. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ реализации педагогической деятельности в условиях ДОУ заключается в следующем: В качестве результата мне хотелось бы видеть желание детей приобщиться к народному творчеству, чтобы они уловили связь между прошлым и сегодняшним днём (например, то, что мы, как и наши предки, верим в силу оберегов) Дети должны увидеть, что следовать народным традициям сегодня увлекательно и модно. Ориентация на семейные ценности и на их связь с традициями народного творчества является важной частью духовно — нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Использованная литература:
Источники Интернет:
|