Социально - значимый проект «На родимой сторонке» |
Фольклор | |||
Автор: Кучер Зоя Анатольевна | |||
21.07.2020 10:37 | |||
Социально - значимый проект «На родимой сторонке» приобщение дошкольников в музыкальном воспитании к русским народным фольклорным праздникам (в рамках ДОУ, продолжительный на учебный год) Разработала: Музыкальный руководитель Первой квалификационной категории Кучер Зоя Анатольевна. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ДЕТСКИЙ САД № 11 СТАНИЦЫ АНДРЕЕВСКОЙ 2019 г. Социально – значимый проект «На родимой сторонке» — приобщение дошкольников в музыкальном воспитании к русским народным фольклорным праздникам Введение Вспомним известное высказывание М. И. Калинина о народном творчестве: «… самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ принес через столетия… в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Чувство любви к родному краю, станице, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. С ранних лет нужно воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнавать больше об особенностях родного края, природы, истории.
В современном музыкально – эстетическом воспитании широко используется народное творчество. В народных песнях, танцах, играх содержится богатый материал для нравственного воспитания ребенка. В простой, иногда в шуточной форме музыкальный репертуар прививает детям дошкольного возраста чувство дружелюбия и товарищества, учит осуждать лень и тщеславие. Использование в моей работе с детьми народного фольклора, помогает приобщить их к культуре народа, знакомит с богатым, образным родным языком. Музыкальное искусство, дает возможность осознания детьми дошкольного возраста себя как духовно значимой личности, а также позволят развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Фольклорное искусство способствует освоению непреходящих ценностей народной культуры, передаче духовного опыта поколений. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника большую роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Проблема приобщения дошкольников в музыкальном воспитании к народной культуре всегда была актуальной в педагогической среде. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре. Наряду с чисто музыкальными достоинствами народной музыки в ней присутствуют и чисто национальные черты, которые воспитывают характер ребенка, его чувства. Таким образом, приобщая детей дошкольного возраста к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство любви к своему краю, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Актуальность проекта. История русского народа, его культура уходит в глубь веков и только сейчас начинает возвращаться народу богатство его исторической памяти. Научные изыскания открывают все новые исторические пласты фактов и событий, которые показывают, что история русского народа насчитывает не одно тысячелетие. Нельзя прерывать связь времени и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен, закличек, считалок. Былины, сказки, потешки, танцы, песни, игры неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество. Большая часть русских народных праздников возникла во время язычества, и несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, праздников. Например, олицетворение Масленицы в виде чучела, коляда, скоморошьи игры, сожжение чучела, бросание венков в во! ду. Праздники – это проявление всех форм и видов культ! уры, начиная от приятных норм поведения и кончая демонст! рацией нарядов и исполнением традиц! ионных песен и танцев. Русс! кие народные празд! ники вызывают инте! рес не тол! ько как жа! нр устного народ! ного творчества. В них заклю! чена информация, даю! щая представление о повседневной жиз! ни наших предков – их быт! е, труде, мировоззрении. Праздники были непременным элеме! нтом жизни русс! кого народа. Прове! дение народных празд! ников в ДОУ это не только своеоб! разный итог провед! енной работы с детьми по усвоению народ! ного музыкального творче! ства, мощный фактор положительного воздей! ствия на эмоцион! альную сферу ребе! нка, но и возможность проя! вить свои творч! еские способности в любом ви! де деятельности по выбору и на люб! ом уровне, без излишних физич! еских и психолог! ических нагрузок. Данный проект «На родимой стор! онке» направлен на формирование нравственно-! эстетических чувств у дошкольников чер! ез приобщение к русскому народному творч! еству и составлен на осн! ове ФГОС ДО и осно! вной образовательной прогр! аммы «От рожд! ения до шко! лы». Проведенный мн! ою анализ уро! вня воспитан! ности детей дошкольного возраста, показал, что у детей недост! аточно сформированы нравственно! -этические чувства, патриотические чувства, они ма! ло знают обыч! аи, традиции русского народа. Из своих наблю! дений за дет! ьми на музыка! льных занятиях уви! дела, что им очень нрав! ится разучивать потешки, считалки, игр! ать в наро! дные игры, вод! ить хороводы. Поэ! тому решила разработать социально – значимый проект «На родимой стор! онке», который напра! влен на приоб! щение детей к национальной куль! туре через русские наро! дные праздники. Дан! ный проект интегр! ируется с тематическим планом на учебный год, где де! ти знакомятся с народным календ! арем, основами правос! лавной культуры, традиц! иями, бытом, обычаями русского наро! да, крестьянским трудом и т.п. Музыкальное воспи! тание в ДОУ, дает возможность осознания дет! ьми себя как духовно значимой личности, позв! олят развить способ! ность художественного, эстетического, нравственного оцени! вания окружающего мир! а. Народное искус! ство способствует осво! ению непреходящих ценно! стей культуры, эффективной передаче духовного опыта покол! ений. Именно музыка! льный народный фольклор с первых дней жизни явля! ется средством формир! ования мировоззрения ребенка в цел! ом, в его эстетической и нравственной сущно! сти, развивает ассоциа! тивное, образное мы! шление. Благо! даря мышлению де! ти развивают свои творческие способности, приобретают опыт творч! еской деятельности, форми! рует свою индивиду! альность. Народ! ное искусство знак! омит детей дошкол! ьного возраста с подлинным, жив! ым, ярким и образным род! ным языком чер! ез музыкальное творч! ество (мелодии, нап! евы и пр.). Традиционная музыкальная культура, как одно из наиболее ярк! их проявлений социа! льной памяти, заклю! чает в се! бе возможность наиб! олее быстрого усво! ения нравственно-этических но! рм и полноц! енного развития личностных творческих способ! ностей детей, а так же, играет большую роль в формировании их культурного простр! анства. В возра! стных группах я использую мален! ькие попевки, песе! нки, прибаутки. Оби! лие в них гласных, прос! той ритмический рису! нок, интересное содер! жание делает их незаменимыми в работ над протяжным пени! ем, хорошей дик! цией. Важное мес! то среди развле! чений по русс! кому народному творч! еству занимают иг! ры – драматизированные русс! кие народные ска! зки с музы! кой. В проц! ессе разучивания сказ! ки, воспитываем у детей активность, инициативность, творческую фантазию, разви! ваем у дет! ей умение вжива! ться в обр! аз. В сказку я стар! аюсь вовлечь всех детей. Во! сприятие ритмических соотношений и нагля! дное представление о них совершен! ствуется наилучшим обра! зом, если оно связано со многими видами музыкальной деятель! ности: игрой на музыкальных инструм! ентах, музыкально – ритмич! еские движениями, пением, подпеванием. Испол! ьзуя игровые прие! мы, стараю! сь вовлечь дет! ей в проц! есс пения, учу их петь в общем те! мпе. Всё это дает возмож! ность успешно реш! ать задачу разв! ития ритмического слу! ха. В цел! ях всестороннего музыкального развития пров! ожу работу по развитию тембр! ового и динамич! еского слуха, так как в дальнейшей исполнительской деятельности, напр! имер в пении, ребенок дол! жен находить нуж! ную силу звуча! ния, его тембр! овую окраску. Поп! евка «Скок – поск! ок» помогает закре! пить у дет! ей понятие о ниспадающем движении мелодии, выраба! тывает легкость, подвижность голоса. Русс! кая народная пес! ня обладает огро! мной художественно – воспита! тельной ценностью. Род! ная песня обога! щает детей музыка! льными образами, форми! рует музыкальный вк! ус ребенка, обогащает ре! чь ребенка типи! чно народными выраже! ниями, поэтичес! кими оборотами: травушка – муравушка, тра! ва шелковая, зиму! шка – зима, Ване! чка – дружок, дев! ицы – красавцы, ход! ила младешенька по борочку, бра! ла, брала ягоду земляничку и т.д. Де! ти отмечают, что в припевах русских пес! ен часто встречаются слова «лю! ли – люли». Стар! аюсь знакомить детей с песн! ями различного харак! тера – лирическими, хороводными, шуточными. ! Чтобы интерес к песне не ослабел, испол! ьзую различные методи! ческие приемы, кото! рые к тому же помо! гают мне луч! ше узнать индивидуальные возможности дет! ей. В стар! шую и подготовительную группу загад! ываю музыкальные заг! адки приходят русс! кие народные деревянные игрушки – Матрешка и Ван! ька – Встанька. Педагог или кто – нибудь из детей вод! ят игрушку, воспроизводя ритмический рису! нок песни или потешки. Де! ти внимательно, с интересом слуш! ают и быв! ают очень рад! ы, если узн! ают и прави! льно называют пес! ни или поте! шки. Предлагаю спеть детям индивид! уально или хор! ом песню, вс! ем вместе повторять за игру! шкой ритмический рисунок, хлопая в ладоши. В группе у детей есть необходимые иллюст! рации, игрушки, атриб! уты, детские музыка! льные инструменты для самостоятельной музыка! льной деятельности. Набл! юдая за детьми в гру! ппе во вре! мя свободных игр, вижу их попытки инсцени! ровать песни, созда! вать несложные пля! ски под плясовые «Ах вы, сени», «Кали! нка», желание подбирать любимые мело! дии на металл! офоне. Короткий тек! ст потешек лег! ко усваивается дет! ьми дошкольного возра! ста. Динамичность, образность вызывают жела! ние двигаться. Это очень интер! есный и досту! пный детям игровой материал, который они пе! ренос! ят в свобо! дные игры. Игры с пен! ие имеют важ! ное значение в музыкальном воспи! тании детей: разви! вают устойчивость интон! ации в пен! ии, умение согласо! вывать пение с движением. Бол! ьшая работа, с русским народным материалом вылив! ается в развлеч! ениях, мероприятиях запланированные мною в «народном кален! даре». В ходе мероприятий социально — значимого проекта мн! ою используются следу! ющие механизмы, кото! рые призванные развить в детях дошкольного возр! аста и их родителях качества, необходимые для развития демократ! ического благополучного обще! ства. Это та! кие качества как:
Сказка, спос! обна воспитать в ребенке дошкол! ьного возраста способность сопереж! ивания другому. Совершенствует и обогащ! ает психику ребе! нка. Дошкольник чувствует себя участ! ником и сравн! ивает себя с данными персон! ажами, которые борю! тся за справедл! ивость, добро и свободу. Вот име! нно в эт! их условиях формируется редкое сего! дня чувство эмп! атии. Двигательные возмож! ности народного музыка! льного искусства так же важ! ны. Народная пляс! овая и хоров! одная музыка имеет прос! той ритмический рис! унок, который позв! оляет импровизировать дан! ные движения. Наро! дные хороводные подвижные игры форми! руют у детей дошкольников ориен! тацию в пространстве, координацию, внима! ние, умение контролировать свои действия, подчиняться дан! ным правилам игр! ы. Развивается танцевал! ьное творчество на основе эле! ментов танцев! альных движений, драмат! изации, пантомимы. Реб! нок, прислушиваясь к музыкальности произведения, по-своему приме! няют знакомые ему движения. И это подтве! рждают своими афоризмами музыканты и психологи. Так, Л. Стоковский отмечает: «И взрослые, и дети, слушая музыку, нередко ощущают жела! ние двигаться в её рит! ме. Они начи! нают делать движения руками, притоп! ывают ногами, покач! ивают головой. Это — бессознательный тан! ец. Часто малы! ши, слушая музы! ку, импровизируют своеобразный ритмический тан! ец». В русс! кой народной музыке присутствуют и чисто национ! альные черты, ко! торые воспитывают характер дошкольника, его чувства. В современной музык! альной педагогики леж! ат два осно! вных понятия: это музыкальное творч! ество детей и педагогически направ! ленное музыкальное образо! вание. Идею их взаимосвязи и взаимозависимости раск! рыла Н. А. Ветлугина, а также Э. П. Кост! ина подтвердила в своих исследо! ваниях большое знач! ение музыкально творче! ского развития соврем! енных дошкольников: что систематические творч! еские музыкальные заня! тия способствуют рас! крытию творче! ского потенциала ребенка, развивают воображение, образное мышле! ние, эмоции. Б.В. Асафьев утве! рждал, подчеркивая воспитательную ценность детского творч! ества,: что «Чело! век, испытавший радость творчества даже в сам! ой минимальной степ! ени, углубляет св! ой жизненный оп! ыт и становится иным по психическому скла! ду». В св! ою очередь Б.М. Теплов гов! орил: «Раннее вовле! чение детей (и не тол! ько особо одар! ённых) в творч! ескую деятельность оче! нь полезно для общего художест! венного развития. Осно! вная образовательная прогр! амма дошкольного образования «От рождения до шко! лы» рекомендует познак! омить детей дошкольного возраста ли! шь с небол! ьшой частью устного народного творче! ства. Это песенки, русские наро! дные потешки, скорого! ворки, русские наро! дные сказки о животных и волшебные сказ! ки. А бол! ьшой пласт русс! кого народного творчества остался нетронутым. Это конечно же, бытовые пес! ни и прич! еты, календарный фольклор с его необыкновенной обряд! овой поэзией, закл! ички и пригов! орки, дразнилки, приба! утки, пословицы, подд! евки и остр! оты, русские наро! дные игры, быто! вые русские сказки. В св! ое профессион! альной деятельности я ставлю зад! ачу воспитания у детей инте! реса и любви к народному творчеству – музыка! льному и устн! ому. Для меня важ! но чтобы от простого любопы! тства ребенок шел к осозна! нному желанию узна! ть, услышать, запом! нить понравившееся ему музыкальное наро! дное естественное произв! едение. Работая с данным проектом, исследуя его, я решила выделить усло! вия, при кото! рых деятельность по творческому про! екту будет наиб! олее эффективной:
В процессе осущест! вления деятельности по творческому прое! кту мною исполь! зуются:
На мой взгляд, план! ируя деятельность по музыкальному воспит! анию, необходимо реш! ать следующие зад! ачи: Образовательная зад! ача: повышать уров! ень развития ребе! нка. Воспитательная зад! ача: формировать нравст! венные качества лично! сти, их взгл! яды и убежд! ения. Развивающая зад! ача: развивать познава! тельный интерес у детей, творческие способности, эмоционально-! нравственное восприятие, познава! тельные способности – ре! чь, память, внима! ние, воображение, воспр! иятие. Для успешного разв! ития детей необх! одимо мотивиро! вать их, используя игровые мет! оды и игро! вую мотивацию, так как игра являет! ся ведущим, эффект! ивным видом деятел! ьности дошкольников. Описание творческого про! екта Социально — зачимый пр! оект «На родимой сторонке» имеет комплексный характер и направлена на развития ребе! нка (это развитие личности: социально-нр! авственная, познавательная, художественно-! эстетическая, физическая), формирование этнической характе! ристики его лично! сти, а так! же укрепление физиче! ского и психич! еского здоровья де! тей дошкольного возраста. Образовательно-воспитательный проц! есс строится с учетом возра! стных, психофизических особен! ностей. Цель проекта: формир! ование у детей дошкольного возр! аста интереса к культуре и истории русс! кого народа, через наро! дные русские праздники; создание условий для социализации дошкольников: их нравственно-этической и культурной сф! ер на осн! ове народного русс! кого музыкального творче! ства, а также приемов этнопедагогики в социокультурном аспекте. Зад! ачи: Образовательные:
- активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа. Воспитательные:
-воспитывать эмоционально-образное отношение к народной культуре, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к традициям и духовным ценностям своего народа.
Развивающие: - развивать познава! тельный интерес у детей, творческие способности, эмоционально-! нравственное восприятие, познава! тельные способности – ре! чь, память, внима! ние, воображение, воспр! иятие. -развивать воображение, творческие и актерские способности. -расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора. Объ! ект про! екта: образовательный проц! есс, который направ! ленный на музыка! льное развитие дошкольников средствами народ! ного музыкального творч! ества, приобщение к русской народной фольклорной традиц! ионной культуре и воспитание патриот! ических чувств. Пре! дмет про! екта: создание усл! овий для музыкального развития дошкольников средс! твами народного музыка! льного творчества чер! ез организацию мероп! риятий развлечений, предусмо! тренных настоящим прое! ктом. Гипотеза проекта: музыка! льное развитие дошкол! ьников будет эффект! ивным с помощью средств наро! дного музыкального творчества ес! ли:
- создание ситуации успеха, ш!ирокое использ! ование игровых фор! м, разнообразие прие! мов, комплексное содержание деятельности. Геогр! афия проекта: МБДОУ – д/с №11ст. Андрее! вской. Сроки реали! зации прое! кта: сентябрь – август. Данный про! ект является цикличным и возобно! вляется ежегодно. Участ! ники прое! кта: воспитанники, род! ители воспита! нников, педагоги ДОУ, музыкальный руково! дителем. Социально – значимый проект «На родимой сторо! нке» предусматривает следующие формы раб! оты:
Новизна проекта сост! оит в следующем это измен! ение подходов к содержанию, фо! рмам и способов организации образовательного проц! есса в соотве! тствии с но! выми федера! льными государственными треб! ованиями дошко! льного образования в соответствии с содержанием психолого-пе! дагогической работы по освоению де! тьми образовательных областей. На первый план выступает развивающая функция образова! ния, которая обеспечивает становление личности ребенка. Разработано содержание деятельности по данному прое! кту на осн! ове следующих осно! вных педагогических принципов (в соотве! тствии с ФГО! С):
В соответствии с принципами пе! ред мною ст! оит задача — приобщения детей дошкольного возраста к различным плас! там культуры, этноса, обществ! а, мира в целом. В них вхо! дят физический, духов! ный, интеллектуальный, нравств! енный, бытовой, гендерный, художественный компон! енты, которые опред! еляют отношение к природе, социуму, к люд! ям, к сам! ому себе и др. Общ! ие принципы традиционной русской наро! дной культуры, применяемые в раб! оте с дет! ьми дошкольного возр! аста:
Содер! жание мероприятий социально – значимого проекта «На родимой сторонке»:
7. Работа с родителями. Успе! шное развитие дет! ей в ДОУ невозможно кон! ечно без пом! ощи и активного участия родителей. Привлечение мн! ою родителей к решению постав! ленных задач осущест! вляется следующим обра! зом:
Осно! вную часть раб! оты по прое! кту составляют групп! овые занятия, кото! рые в св! ою очередь, име! ют определенную струк! туру. Содер! жание мероприятий социально – значимого проекта «На родимой сторонке»:
7. Работа с родителями. Успе! шное развитие дет! ей в ДОУ невозможно кон! ечно без пом! ощи и активного участия родителей. Привлечение мн! ою родителей к решению постав! ленных задач осущест! вляется следующим обра! зом:
Осно! вную часть раб! оты по прое! кту составляют групп! овые занятия, кото! рые в св! ою очередь, име! ют определенную струк! туру. Заключительный эт! ап Диагностика Способы и сред! ства мониторинга эффекти! вности проекта
Предполагаемые резул! ьтаты социально – значимого проекта «На роди! мой сторонке»:
3. Развитие познават! ельных, творческих и коммуникативных способ! ностей детей дошкол! ьного возраста на основе при! общения к русской наро! дной культуре. 4. Мотиви! ровать воспитанников ДОУ на изуч! ение прошлого сво! ей страны. 5. У детей сформировать чувство горд! ости за русский народ; 6. Восстановление и сохранение здоровой и эмоциональной сфе! ры. 7. Повышение педагог! ической грамотности родителей посредством приоб! щения к наро! дной культуре в ходе совместных действий с детьми. 8. Приобщение родителей к организации и участию в праздниках и развлекательных программах, мероприятиях, мас! тер – классах. 9. Координация дальнейшей деятельности, согласно резуль! татам мониторинга получ! енных результатов реали! зации проекта. 10. Сформированы у детей нав! ыки актерского мастер! ства, коммуникативные способности; 11. В ходе проекта получит интересную техно! логию работы с детьми, основ! анную на созд! ании образно-игровых ситуа! ций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхожд! ение в мир фольклора для ребенка желан! ным, интересным, занимат! ельным, личностно окраш! енным и значи! мым. 12. Итогом проекта является проведение и показ детям ДОУ других групп и родителям русские народные праздники. Результаты реализации проекта:
- воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями. Перспективы развития проекта:
Необходимые усло! вия реализации прог! раммы: Музыкальный зал, технические средс! тва, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, русские народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика. Вывод социально – значимого проекта: Данный проект «На родимой сторонке» является мощным импульсом развития для всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской народной традиционной культуре. Работая над данным проектом я ставила главную задачу, чтобы помочь Воспитаннику развиваться, проявлять свой творческий потенциал, эстетическом воспитании подрастающего поколения. Для этого я обобщила и систематизировала фольклорный репертуар из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, и тем самым выполнила поставленную задачу, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект мой в развитие имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и русское народное творчество учат детей понимать добро и зло, противостоять негативным явлениям. Проект «На родимой сторонке» помогает комплексно подойти к проблеме социально — нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. Стараемся с педагогами на народных праздниках, развлечениях создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к народному празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Цель данных мероприятий чтобы никто из детей не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это всё способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа. Календарные народные праздники – это не только итог проведенной работы с детьми по усвоению народного музыкального творчества, а так же мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, но и возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, воспитываем в них чувство любви к своей Родине, станице, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
|