Познавательно-творческий проект «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»
Вторая группа раннего возраста
Авторы-разработчики:
- воспитатель Осипенко Г. Л.
- воспитатель Иванова Е. Е.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 — май 2018
Цель проекта: развитие речи воспитанников второй группы раннего возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
- Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
- Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
- Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
- Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
- Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Актуальность:
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.
Ранний дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово — детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок,
потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Участники проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники, родители.
Описание проекта:
Этапы проекта
|
Мероприятия
|
Участники
|
Предпроектный (сентябрь 2017)
|
Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта.
|
воспитатели
|
Основной этап
(октябрь 2017 - апрель 2018)
|
- Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора
- Проведение мониторинга речи воспитанников на начало года.
- Организация игрового взаимодействия.
Выставка книг с различными жанрами фольклора.
Чтение и рассматривание иллюстраций.
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
|
воспитатели,
воспитанники
|
|
- Выступление на педагогическом совете.
- Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.
- Деятельность в со-
|
педагоги, специалисты,
|
|
|
ответствии с тематическим планированием.
|
|
|
- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
- Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи»
- Выпуск буклета для родителей «Потешки - в период адаптации дошкольника в ДОУ»
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
|
воспитатели, родители
|
Этапы проекта Результативный (май - 2018)
|
- Проведение мониторинга речевого развития воспитанников на конец года.
- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.
|
|
Ожидаемые результаты проекта:
- Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
- Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
- Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
- Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
- Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
- У родителей повысится общий культурный уровень
Значимость проекта:
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое и важное значение для развития речи воспитанников 1 младшей группы.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста
I квартал
Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству
- Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием
- Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.
Фольклорный
материал
|
Задачи
|
Совместная деятельность взрослого и детей
|
Образовательная деятельность в режимных моментах
|
Потешки.
«Катя, Катя, маленькая...», «Водичка, водичка...», «Расти коса до пояса...», «Большие ноги шли по дороге...»
|
- Познакомить детей с новыми потешками.
- Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.
- Стимулировать участие детей в исполнении потешек.
- Рисование водички по потешке «Водичка, водичка...»
- Физкультминутка
- Исполнение потешек во время режимных моментов.
- Игры по содержанию потешек.
- Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.
|
|
|
Колыбельные.
«Как у нашего кота...», «Котик серенький...», «Спят луга, спят леса...»
|
- Познакомить детей с жанром колыбельной песни.
- Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.
- Экскурсия в этно- педагогический центр «Русская изба»
- Игра- инсценировка «Уложим Алёнушку спать».
- Беседа о колыбельной песне.
- Использовать колыбельные песни в сюжетноролевых играх.
- Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».
|
|
|
Заклички.
«Солнышко,
солнышко...»,
«Дождик,
дождик...».
|
- Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.
- учить детей выполнять движения в
- Беседа о закличках
- «Нарисуй дождик»
- Подвижные игры «Дождик и солнце», «Дождик, дождик, кап, кап...».
- Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
- Игра «Солнечный зайчик».
- Рисование на
|
|
|
II
квартал
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными
Формами.
- Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
- Учить самостоятельно исполнять потешки, колыбельные,
заклинки
Фольклорные
произведения
|
Задачи
|
Совместная деятельность взрослого и детей
|
Образовательная деятельность в режимных моментах
|
Колыбельные.
«Идет котик по лавочке...», «Котя, котенька, коток...», «Ой, люли, люли, прилетели к нам гули...»
|
- Познакомить детей с некоторыми фольклорными образами (Кот- Баюн, Г ули- Гуленьки).
- Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен (нежно, ласково)
3 .Способствовать исполнению колыбельных песен в
самостоятельной
игровой
деятельности.
|
- Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» «Котишко- мурлышко, серый лобишко»
- Игра- инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака.
|
1. Исполнение колыбельных песен в сюжетноролевых играх и режимных моментах.
|
Загадки.
«Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит...», «Острые ушки...», «Хвост с узорами...».
|
- Познакомить детей с
описательными загадками о домашних животных.
- Учить детей отгадывать загадки.
|
1. Использование загадок.
|
1 .Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
2.Рассматривание домашних животных на «русском подворье»
|
Потешки.
|
1. Познакомить
|
1. Беседа о
|
1. Дидактическая
|
|
«Вышел козлик
|
детей с новыми
|
потешках
|
игра «Чьи детки».
|
погулять», «Тень
|
потешками.
|
2. Рисование травки
|
2. Использование
|
- тень,
|
2. Привлекать
|
для коровушки
|
потешек в
|
потетень...»,
|
детей к
|
(коллективная
|
режимных
|
«Этот пальчик дедушка...», «Рано - рано по утру пастушок ту
-РУ-РУ-»» «Идет коза
рогатая...»
|
рассказыванию
потешек.
3. Обогощать словарный запас фольклорной лексикой (плетень,вечерок)
|
работа)
3.
Физкультминутка.
|
моментах.
|
Ill квартал
Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания
колыбельной песни
- Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
- Воспитывать умение использовать потешки в повседневной
жизни в соответствующих ситуациях.
Фольклорные
произведения
|
Задачи
|
Совместная
деятельность взрослого и детей
|
Образовательная деятельность в режимных моментах
|
Колыбельные
«Баю-баю- баиньки», «Баю, баю, баю, бай», «Уж котенька- коток».
|
1. Продолжать знакомить с жанром колыбельной песни.
|
1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» «В гостях у бабушки Матрены».
|
1 .Рассматривание альбома «В русской избе».
- Исполнение колыбельных
песен в сюжетноролевой игре «Дом».
- Исполнение колыбельных
песен при подготовке ко сну.
|
Поговорки
«Кончил дело - гуляй смело», «Маленький да удаленький».
|
1. Познакомить детей с поговорками.
|
Использование поговорок во время совместной
деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.
|
1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.
|
Потешки
«Пальчик - мальчик...»,
|
1 .Познакомить с новыми потешками.
|
1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и
|
1 .Исполнение потешек в процессе
|
|
«Прилетели
|
2.3акрепить
|
«Коммуникация» «В
|
умывания.
|
воробушки...»,
|
умение
|
гостях у бабушки
|
2.»Игра-
|
«Чистая
|
использовать
|
Матрены».
|
драматизация
|
водичка...»,
|
потешки в
|
2.Аппликация «Коврик
|
«Умоем куклу»
|
«Киска, киска,
|
определенной
|
для кошки» (для
|
|
киска брысь...»
|
ситуации.
|
персонажей потешки
|
|
|
3 .Вызвать
|
«Кошка на коврике»)
|
|
|
положительный
|
3. Подвижные игры
|
|
|
эмоциональный
|
«Воробушки и
|
|
|
отклик на
|
автомобиль», «Кот и
|
|
|
чтение
|
мыши»
|
|
|
потешек.
|
4.Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»
|
|
Литература:
- Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика- синтез, 2008. - 112 с.
- Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
- Детство:Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.
- Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с. 4.
- Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего
возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. -
Магнитогорск: МаГУ, 2010. - вып. 1 - 197 с.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». - СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.- 80 с.
|