Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект: «Полиэтническое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России»
Фольклор
Автор: Денисенко Алёна Витальевна   
25.02.2020 22:41

Проект: «Полиэтническое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России»Проект: «Полиэтническое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России»

МКДОУ «Детский сад «Сказка» Воспитатель Денисенко Алёна Витальевна с. Карымск

Актуальность проблемы полиэтнического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особое значение в последнее десятилетие в связи с увеличением в дошкольных образовательных учреждениях детей разных национальностей. Это связано с миграцией людей из стран ближнего зарубежья. Хотя наша страна всегда была многонациональна и насчитывала более 15 тысяч этносов, но это исконно наше население. Сегодня же в группах воспитываются дети разных национальностей. Эти семьи получают гражданство, должны владеть русским языком и знать традиции русского народа, хотя и свои тоже не должны забывать.

 

Современные дошкольные учреждения характеризуются пестрым национально-языковым составом. Проблема воспитания подрастающего поколения в многонациональном детском социуме поднимается во многих исследованиях (М. И. Богомолова, Э.К. Суслова, Л.М. Захарова, С.Н. Султанова, Л.Г. Васильева и др.

И поэтому Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относятся к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».

Данная проблема широко освещена в психолого-педагогической литературе такими педагогами как Т.В. Антоновой, Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевским, Т.А. Репиной, А.А. Рояк.

Отметив актуальность проблемы, мы определили педагогическую идею проекта – создать комплект материалов по полиэтническому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России.

Предмет проектирования: структура и содержание комплекта материалов по полиэтническому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России.

Цель проекта: теоретически обосновать проблему полиэтнического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России, составить и частично апробировать комплект материалов.

Задачи:

  1. Рассмотреть в психолого-педагогической и музыкальной литературе понятия: этнос, полиэтническое воспитание, фольклор, фольклор народов России.
  2. Определить возможности использования фольклора народов России как средства полиэтнического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать структуру и содержание комплекта материалов по полиэтническому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России.
  4. Представить результаты апробации.

Тип проекта: методический.

Методы: теоретические – анализ методической, психологической и педагогической литературы, проектирование – планирование, конструирование комплекта материалов.

В квалификационных характеристиках проекта мы рассмотрели различные понятия:

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседневном обсуждении, чаще мы говорим о нациях, народностях, народах, о национальных отношениях, национальных проблемах.

Слово «этнос» является греческим по происхождению и обозначает «племя», «народ», «группа людей», «род». В современном научном языке отсутствует единое понимание сущности этноса. Различные ученые по-разному определяют те признаки, которые составляют понятие «этнос».

Полиэтническое воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Компонентами полиэтнического воспитания являются: культурное многообразие; самобытность регионов, диалог культур и т.д.

Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально — коммуникативное развитие», «Художественное — эстетическое», "Познавательное развитие" и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

А традиции, это: множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

По сути, почти любой человек – полиэтничен, так как каждый из нас, как правило, не знает подробной истории своей семьи, дальше прадедушки.

Целью же полиэтнического воспитания детей должно быть привитие гармоничных, естественно-позитивных, осмысленно-гуманных без оглядки на этнос, отношений.

Из данной цели вытекает ряд конкретных задач полиэтнического воспитания:

  • глубокое и всестороннее овладение детьми старшего дошкольного возраста культурой своего собственного народа
  • формирование представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности
  • воспитание детей старшего дошкольного возраста в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения
  • формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа
  • формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций по отношению к собственной русской культуре, поликультурной по своей природе

-воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа.

Полиэтническое воспитание имеет немало общего с интернациональным, патриотическим воспитанием, на что обращают наше внимание такие учёные, как (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и другие).

Одним из средств полиэтнического воспитания является обращение к фольклору народов России, который содержит представления о мире и способы отношения к нему, сложившиеся в культурно-историческом процессе и представленные в образной, метафоричной форме, доступной для восприятия дошкольников.

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и прочее), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа.

Название это глубоко справедливо. В самом деле: в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость.

Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.

По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

  1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;
  2. фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;
  3. фольклор как явления художественного творчества народа;
  4. фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;
  5. фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе – прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном.

Рассмотрев основные понятия, я наметила пути реализации проекта, который осуществляется на базе МКДОУ «Детский сад» «Сказка» Куйтунского района Иркутской области с.Карымск в старшей группе. Проанализировали список группы на наличие детей других национальностей. В нашей группе воспитываются в большей степени это русские дети. И поэтому было решено изучать фольклор народов России, но включать по возможности фольклор и игры народов других этносов. Мной был составлен тематический план, включения различных форм фольклора народов России в работу воспитателя в течение года. Учитывалось название тематики месяца и тематических недель. Различные формы фольклора народов России включались в режимные моменты и образовательную деятельность. Были организованы досуговые мероприятия в соответствии с народным календарём. К подготовке и проведению таких мероприятий привлекались родители детей с целью оформления групповой комнаты, изготовления атрибутов и элементов костюмов. Я отмечаю, что особый интерес у детей вызывают такие малые формы фольклора как: пестушки, загадки, считалки и скороговорки. Любят наши дети частушки и небылицы. За время проекта с детьми было разучено большое количество колыбельных песен и прибауток.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом. На этих занятиях дети знакомятся с историей возникновения России, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей страны и нашего края, обогащают знания о животном и растительном мире родного края с помощью организации выставки детских рисунков и поделок на тему «Моя Родина», «Мой посёлок». Необходимо включать и проектную деятельность в реализацию регионального компонента. Итогом проектов будет являться создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепят свои знания.

Проектная часть представлена пояснительной запиской, тематическим планом и содержанием самого комплекта материалов.

Содержанием комплекта являются многочисленные конспекты образовательной деятельности, включающие малые формы фольклора. Это (потешки, колыбельные песни, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, а как же знакомство о русском быте и гостеприимстве).

Кроме этого мы представляем сценарии досуговых мероприятий, включающих фольклор народов России.

Также предлагаю национальные игры народов нашей страны

Мы понимаем, что у каждой народности есть свои исконно национальные игры, для детей они интересны и ценны.

В методических аспектах работы воспитателя отмечаю, что ценность фольклора народов России заключается и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое полиэтническое воздействие.

Благодаря поэтапному процессу дети нашей группы:

  • овладеют знаниями о традициях, обрядах и обычаях народов России, морально-нравственных нормах поведения народа
  • сформируют навыки художественно-коммуникативного общения в процессе образовательной деятельности
  • накопят опыт фольклорного исполнительства народных песен, частушек, прибауток, потешек.

Приобщение ребенка к народному творчеству очень важная и благородная задача.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год