«КУЛЬТУРНО — ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» |
Фольклор | |||
Автор: Белоусова Татьяна Юрьевна | |||
29.01.2020 01:53 | |||
«КУЛЬТУРНО — ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Хохлова Галина Тимофеевна, воспитатель, Белоусова Татьяна Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31 «Аленький цветочек», Губкин, Белгородская область Народное искусство Белгородчины многогранно, оно является составной частью русской народной культуры. Мы почти не знаем имён народных мастеров – крестьян, ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные произведения, предметы быта, которые восхищают нас и сегодня. Изучая народные традиции, народные костюмы, собирая предметы быта, изготавливая своими руками глиняные и деревянные игрушки, я всегда старалась сохранить особенности культуры нашего края и в доступной форме передать свои знания и умения детям, поделиться опытом работы с коллегами. О важности духовно-нравственного воспитания на основе приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Духовно-нравственное воспитание дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту. Чувство духовности очень многогранно и сложно по – своему содержанию. Оно не всегда доступно детям дошкольного возраста. У дошкольников наблюдается равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное и материальное благосостояние человечества и цивилизации. Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно духовно-нравственное развитие детям, было проведено несколько пробных занятий по разным разделам программы: «Тряпичная кукла», «Ярмарка игрушек», «Старый друг-помощник утюг», «Дымковская игрушка» и другие. В результате проведения было отмечено, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом рисуют элементы народных росписей, внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют считалки, песенки. Это говорит о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия. Для развития у детей интереса к духовному наследию нашей области были приобретены предметы народных художественных промыслов Белгородчины, соответствующая литература, разработаны серии конспектов непосредственно-организованной деятельности, праздников и развлечений, перспективные планы, подобран материал устного народного творчества. Проведены занятия, посвященные ознакомлению детей с культурно — историческим ансамблем поселка Прохоровка и Холковского монастыря, занятия по ознакомлению детей с обычаями, традициями Белгородчины, Белгородской игрушкой, «путешествие» праздник «Белогорье — край родной». Инициатива в создании развивающего пространства была поддержана родителями воспитанников, коллегами. Благодаря совместной работе педагогов, детей и родителей, появились предметы русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы, игрушки, которые пополнили мини — музей «Изба русского быта». Широко использовались современные развивающие формы и методы обучения, современные технические средства обучения (компьютер, телевидение, видеофильмы). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию своего народа. Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла знакомят дошкольников с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале и, тем самым, помогают зажечь искру любви и интереса к жизни своего народа. Для ознакомления и обучения детей русским народным играм был составлен перспективный план работы. Его реализация осуществлялась с помощью персонажа бабушки Арины, которая имеет «золотой ларец». В нем «хранятся» самые различные народные игры:
С этим ларцом бабушка Арина всегда приходит в гости к ребятам и знакомит каждый раз с новой игрой. Занятия, проводимые в игротеке, построены по принципу системности и последовательности. На первых занятиях дети вспоминают ранее знакомые игры ( «Ловишки», «Колечко, колечко…» и др.), правила к ним, считалки, после чего из ларца «появляется» атрибут (элемент костюма, маска, шапочка и др.), вызывающий у детей интерес к новой игре. Все занятия сопровождаются разнообразным речевым материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками. Практически на каждом занятии дети получают домашнее задание, бабушка Арина предлагает разучить речевой материал: считалочку, приговорку, попевку, закличку или слова, сопровождающие данную игру. Система занятий в игротеке включает не только разучивание детьми новых разнообразных народных игр, но и активное знакомство с истоками народной культуры: традициями, обрядами, трудом людей, календарными праздниками Белгородской области. Незабываемое впечатление на детей оказало проведение таких календарных праздников, как Покров, Святки, Пасха, которым предшествовала предварительная работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием качались на качелях, катали «крашенки», пели песни, водили хороводы, рассказывали пословицы, поговорки. Современный уровень знаний позволяет рассматривать народное искусство Белгородской области как составную часть народного творчества России, с учётом его взаимодействия с другими культурами народов мира. Однако полнота и разносторонность исследования в этом направлении возможна только при условии историко-культурологического и комплексного подходов. Комплексность в данном случае предполагает изучение разных сторон, граней рукотворной деятельности, её закономерностей, функций в обществе с опорой на исследования в областях: искусствоведение, история, этнография, экономика, археология, психология, педагогика, социология. Перспективы возрождения успешного развития и сохранения народного художественного творчества Белгородчины во многом связаны с глубоким изучением и осмыслением народного искусства как части материальной и духовной культуры России. Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у детей не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения, формируют компоненты различных способностей.
|