Проект: «Воспитание у детей творческого интереса к традициям русской народной культуры». |
Фольклор | |||
Автор: Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна | |||
15.05.2019 21:51 | |||
Проект: «Воспитание у детей творческого интереса к традициям русской народной культуры». Конкурс педагогических проектов «Я — часть России» в номинации «Народное творчество» Подготовили: воспитатели второй младшей группы «Зайчонок» МКДОУ № 193 «Серебряное копытце» г. Новосибирск: Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна; Проект краткосрочный, групповой, творческий. Краткая аннотация проекта: Реализация нашего проекта должна помочь приобщению детей младшего и среднего дошкольного возраста к родной культуре через песни, потешки, игры, хороводы, декоративно-прикладное искусство, сказки и театрализованную деятельность. Для творческого развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, которая создаёт условия для эстетического развития детей и поэтапного освоения детьми различных видов искусств. Инсценировка сказки со знакомыми героями на новый лад — интеграция различных видов образовательной деятельности, как обобщающий этап воспитания у детей интереса к самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Актуальность темы: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В. А. Сейчас, в век новых технологий, в нашей стране происходят важные преобразования в общественной и экономической жизни, её информатизация, поэтому наступает время людей инициативных, которые способны мыслить нестандартно, создавать новинки продуктивной деятельности. Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала, потому что в этом возрасте дети любознательны, с удовольствием познают окружающий мир. Именно поэтому проблема развития творческих способностей детей-дошкольников занимает особое место. В этом возрасте для их развития необходима продуктивная деятельность, которая наряду с игровой деятельностью является ведущей. Это отражено и в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Пожалуй, самым важным из средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. Здесь обобщены представления о красоте, эстетике, о мудрости народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Вместе с этим, наиболее эффективным средством развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра и театрализованные игры, драматизация. Активно развивается интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают возможности приобщения ребёнка к книжной культуре через инсценировку любимых сказок, стихов. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, позволяют детям думать. В процессе театрализованной игры совершенствуется и развитие речи, развивается эмоциональная сфера ребёнка, формируется опыт социальных навыков поведения, помогает решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Постановка проблемы: Каждый ребенок, с любым уровнем развития должен не только видеть прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, как в совместной деятельности с родителями, воспитателями, так и самостоятельно создавать продукты творчества. Дошкольный возраст детей — наиболее благоприятен к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества многократно возрастает, если ознакомление с ним будет осуществляться на основе собственной деятельности. При этом ребёнок должен научиться преобразовывать, использовать игры, сказки, пословицы в повседневной жизни; применять образы любимых героев в игре, усовершенствуя их, развивая фантазию и творческое мышление. Сказочные ситуации и поведение героев дети проецируют на реальную действительность. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с выразительным устным народным творчеством, красотой и искусностью народного мастерства, с родной культурой, родной речью и сказками через разнообразную творческую деятельность, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России. И смогут их приумножать, благодаря своим талантам, которыми всегда высоко ценились во всём мире. Цель проекта: Обогащение знания о русской национальной культуре на основе интегрирования различных видов образовательной деятельности:
Задачи проекта: В своей деятельности по ознакомлению детей с русской народной культурой мы поставили и решали следующие задачи:
Стратегия достижения поставленных целей и задач: Поставленные задачи могут реализоваться через: - Организованную образовательную деятельность группой, подгруппами и индивидуально; в режимных моментах и на прогулке, так и в рамках досуговой деятельности. Предварительная работа:
-изготовление ширмы для театра силами семьи воспитателя Князевой Н.А. -изготовление лоскутных ковриков для декорации спектакля «Три медведя» Рагулиной О.А.:
В группе есть центр ряженья, который активно используется детьми и педагогами для различных видов образовательной деятельности, активно используется богатая библиотека с художественной литературой с иллюстрациями, где представлены много сказок, потешек, стихов, загадок и аудиоматериалов. План реализации проекта: Весь проект реализуется поэтапно. Этапы реализации проекта: Основные формы работы с детьми: I. Непосредственно образовательная деятельность: 1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:
2. Художественное творчество детей: Рисование на темы:
Лепка на темы:
Аппликация на темы:
II. Проведение праздников и развлечений:
III. Игровая деятельность: Дидактические игры:
Подвижные народные игры:
Игры-драматизации:
IV. Знакомство с художественной литературой:
Выставки детских работ в приёмной группы:
«У самовара» — детские композиции в русском народном стиле, выполненные на тематических занятиях; Система работы с родителями: Консультации для родителей по теме: «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Русские народные праздники», «Русская народная игрушка»;
Заключительный этап проекта: составление сценария и инсценировка сказки «Три медведя на новый лад» по мотивам сказок, в котором участвуют все дети группы. Показ спектакля планируется в апреле 2019 г. на театральной неделе в детском саду. В спектакле задействованы все дети группы – как участники и активные зрители. Действующие лица и исполнители: Бабушка, Дедушка, они же и Рассказчики — воспитатели группы № 9, Маша, Братья Ежи, Зайка, Лиса, Медведь Михаил Иванович,, Медведица Настасья Петровна, Медвежонок Мишутка; подружки Маши — девочки группы;, птички- воробышки – мальчики группы К работе над сценарием привлекались для консультаций логопед и музыкальный работник. Ожидаемые общие результаты и социальный эффект: Для детей:
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим. Для родителей:
-Создавать условия и способствовать творческому развитию детей. Для воспитателей:
-Создание и пополнение театрального уголка, дальнейшее развитие и расширение темы проекта. Итоги проекта:
Продуктами проектной деятельности являются:
Перспективы дальнейшего развития проекта: Продолжать развивать творческие способности детей в разнообразных сферах деятельности (в песенно-музыкальном, театральном, литературном, декоративно-прикладном, и других видах творчества) на основе интегрированного воспитания и полихудожественного развития личности. Воспитывать у детей умение активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки. Обязательно учитывая индивидуальные способности каждого ребёнка и его возможность усвоить и творчески преобразовать полученный материал. Что поможет развивать уже с младшего дошкольного возраста креативность, инициативность мышления. В человеке всегда заложено творческое начало и важно уметь его раскрывать. Есть идея организации в группе силами родителей, воспитателей, детей интерактивных выставок и мини-музеев с периодической сменой экспозиции, в виде краткосрочных проектов (например, Музей старинного быта, Интерьер русской избы, горницы, выставка элементов народного костюма в рисунке и аппликации, центр театра и сказок и т.д.). Приобщение детей к истокам русской народной культуры и мудрости предков — поможет нам воспитать человека гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Литература;
Приложение: фотопрезентация к проекту; книжки-малышки; детские художественно-творческие работы.
|