Игровой практикум: «День Жаворонка» |
Фольклор | |||
Автор: Дегтярь Елена Вячеславовна | |||
12.04.2019 05:22 | |||
Игровой практикум: «День Жаворонка» Составила воспитатель: Дегтярь Елена Вячеславовна Одинцово 2019г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка — детский сад № 54 Цель: Формировать у детей дошкольного возраста основы культуры русского народа при знакомстве с бытом и жизнью народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями Задачи
Предварительная работа: рассматривание картин, альбомов, фотографий на тему: «Весна», «Перелётные птицы»; беседа о перелётных птицах; разучивание и повторение стихов, закличек, загадок, потешек, народных примет; рисование и лепка птиц; разучивание народный игры «Жаворонки».
Необходимый материал: ткань, нитки, крышки, фартуки, бумага для выпечки, тесто (мука, растительное масло, дрожжи, вода), орехи и изюм, чай, сахар, противень, картон, клей, клеёнка, вата, фломастеры, ножницы, ленты, веточки, звукозапись, тряпки для стола, влажные салфетки, проволока, корзинка, полотенце. Ход мероприятия. Дети здороваются с гостями, приглашают их в группу -Здравствуйте гости дорогие, проходите. У нас хорошее настроение и мы хотим с вами им поделится (дети улыбаются гостям). Р. Идёт весна красная! Идёт весна ясная! С солнцем тёплым, С дождями обильными. Принесёт весна урожай В наши родные края. (ЗВУКИ ПТИЧЬЕГОТ ПЕНИЯ) В. Что вы слышите? ОТВЕТЫ детей (птичьи голоса). В. Как вы думаете, почему воробей так весело чирикает? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Весна) В. Какие приметы весны вы знаете? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ Весна... Бегут ручьи, снег растаял, небо стало выше. В. А что помогает быстрее прийти весне, быть ей смелее? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Солнце) В. Весну всегда ждали, встречали, звали. У русского народа существует традиция петь особенные песни-заклички. Давайте и мы встанем в круг, будем солнышко закликать, чтобы ярче светило. (ДЕТИ В КРУГ ПРИГЛАШАЮТ ГОСТЕЙ) «СОЛНЫШКО» Идут по кругу На месте качают руками Хлопают в ладоши Круговые движения ладошами Взмах руками вверх (ДЕТИ остаются в кругу, ВЗРОСЛЫЕ садятся на место) В. На прошлые недели, 22 марта, мы с вами беседовали о весеннем равноденствии. Как вы это понимаете? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (день равен ночи). В. Наши предки — славяне считали, что весна начинается с прилётом птиц. На Руси в это время отмечали народный праздник «Жаворонки». После этого праздника прилетали птицы. В. Какие поговорки о марте и жаворонках вы знаете? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. Марток — одевай семь порток. На жаворонки день с ночью меряются. На жаворонки зима кончается, а весна начинается. Жаворонки летят, а за ними 40 птиц. В. Больше всего люди ждали прилёта жаворонка, маленькой серой птички. (НА СТЕНДЕ ВЫСТАВЛЕНЫ КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВОРОБЬЯ, СИНИЦЫ. ЛАСТОЧКИ. ЖАВОРОНКА) Найдите и покажите жаворонка. В. Трудно увидеть маленькую птичку, но можно услышать (ЗВУКОЗАПИСЬ ГОЛОСА ЖАВОРОНКА) Р. Жаворонок полевой, Нет тебя чудесней В чистом поле домик твой, В синем небе — песня. В. Переливчатые трели птички заставляли природу пробуждаться ото сна. И полёт жаворонка своеобразный: сначала поднимается высоко, а затем падает вниз и соответственно меняется песня. В. А какой праздник без песен-закличек? Чтобы приблизить приход тепла, прилёт жаворонков, дети водили хоровод. Закличка «ЖАВОРОНКИ» Жаворонки, прилетайте. Студёну зиму унесите, Тёплую весну принесите. Зима надоела Весь хлеб поела. Руки ноги отморозила. В. А ещё в этот день в доме пекли булочки — жаворонки, обязательно с поднятыми крыльями. Пекли вместе с детьми. Это был детский праздник. Но птичек делали не только из теста, но и из ткани, делали солнышки. Выходили на улицу вешали на деревце ленточки, птичек, солнышки и закликали весну. Давайте и мы с гостями сделаем жаворонков и солнышко. ДЕТИ ПРИГЛАШАЮТ ГОСТЕЙ
(ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ РАБОТАЮТ ПО МУЗЫКУ «Песня жаворонка) ЦЕНТР ТЕСТА, (взрослый показывает и рассказывает, как сделать жа-воронка) Беседа по ходу работы: В. Утром мы с вами замесили тесто. Что мы положили в тесто? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Как называется доска для выпечки? ОТВЕТ ДЕТЕЙ (противень). Знакомо вам это слово, нет тогда повторите. Наши жаворонки готовы, куда теперь отнесём противень с жаворонками? ОТВЕТ ДЕТЕЙ (на кухню и поставим в духовку) ЦЕНТР ТКАНИ. В старину наши предки много шили, оставались лоскутки из которых делали игрушки и украшения. Мы тоже сделаем украшение для дерева. Работа выполняется в парах. По ходу идёт беседа о материале из которого делаются птичка — жаворонка. В. А пока наши жаворонки испекутся, мы украсим наше деревцо, с которым потом выйдем на улицу и будем закликать весну. А сейчас мы поиграем в игру. з (дети образуют круг, ребёнок «жаворонок» ходит по кругу с колокольчиком) Остальные дети идут по кругу в противоположном направлении со словами: В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине Спрятал песенку в траву (дети останавливаются, «жаворонок» кладёт колокольчик между детьми. Эти дети поворачиваются друг к другу, в это время дети произносят слова: Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год (два ребёнка бегут в противоположном направлении, кто первый взял колокольчик, тот и становится «жаворонком»). (ПРИНОСЯТ В КОРЗИНЕ ИСПЕЧЁННЫЕ ЖАВОРОНКИ-БУЛОЧКИ) Дети встают полукругом. Ребёнок 1. Попало наше тесто В горячее место. Попало — не пропало. Жаворонком стало. 2. Праздник дома вспоминайте. Всех домашних поздравляйте. Нынче светлая весна Много солнца и тепла. В. По обычаю, дети брали жаворонки, выходили на улицу и громко кричали закличку. Давайте и мы будем подбрасывать жаворонков и закликать птиц Жаворонки, жаворонки Летите скорее. Зима надоела Весь хлеб поела. А затем съедим! А кому попадётся жаворонок с начинкой (орешек), тот будет счастлив. Р. Славно мы повеселились Гости довольны — хозяйка рада. Чем богаты, тем и рады. Подходите, подходите. Угощения берите! Нас добрым словом вспоминайте! (ДЕТИ УГОЩАЮТ ГОСТЕЙ ЖАВОРОНКАМИ) Р. Очень часто за суетой, За событиями дней Старины своей не помним Забываем мы о ней В. Не забывайте наши традиции и праздники. Пусть наши жаворонки принесут радость и в вашем доме появится счастье и весна. Спасибо, что пришли к нам в гости!
|