Проект «Ложка точеная – ручка золоченая» |
Фольклор | |||
Автор: Фокина Виктория Валерьевна | |||
04.04.2019 14:51 | |||
Проект «Ложка точеная – ручка золоченая» Участники проекта:
Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка». Области интеграции: художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы. Цель нашей деятельности: вызвать интерес к утраченным традициям, содействовать сохранению народной культуры через игру на народных инструментах – ложках, развивать музыкально-творческие способности детей.
Задачи, которые мы ставили перед собой в ходе реализации:
В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность. Мы считаем, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность. Стоит отметить, что народные инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило нас к разработке и реализации работы по обучению детей дошкольного возраста на ложках. Мы считаем, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания. 2. Актуальность. Актуальность представленного опыта обусловлена значением обучения игре на ложках для всестороннего развития дошкольников. Образовательные программы, в разделе «Музыкальное воспитание» предусматривают обучение детей игре на музыкальных инструментах, но не дают технологии обучения игре на русских народных инструментах, в том числе на ложках. Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Также позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а тонкой моторики. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. В процессе знакомства с ложками:
Игра на ложках оказывает эффективное влияние на развитие ритмических способностей детей, которые в свою очередь влияют на качество речевого развития. В детской психологии и методике развития речи дошкольников установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Обучение игре на ложках доступно уже с младшего дошкольного возраста. Игра на ложках особенно привлекательна для юных музыкантов. Обучение не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время, как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приёмы игры (на трёх, четырёх и большем количестве ложек). Учитывая развивающую роль игры на ложках в нашем детском саду, мы пришли к созданию ансамбля «Уральские ложкари». Взаимодействие с детьми осуществляется в рамках кружковой работы в свободное от занятий время, во вторую половину дня. 3. Основополагающими принципами данного опыта являются.
4. Новизна опыта. Работа в данном направлении направлена на формирование духовно-нравственного воспитания. Способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. 5. Ведущая идея опыта. Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей. 6. Технология опыта включает в себя. Предварительная работа: Первый этап. Знакомство детей с ложками и элементарными приёмами игры на ложках. Педагог должен сыграть на ложках, увлечь детей музыкой. Знакомство с деревянными ложками начинаем со 2 младшей группы. Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию. Сначала рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп — поварешка, обратная ее сторона называется «щекой» или «пяточкой». Интерес к ложкам возникает при личном контакте ребенка с ними. Перед игрой на ложках ведется подготовка исполнительского аппарата — рук. Исполняя попевку «Петушок», дети хлопают ладошками ритмический рисунок и, только когда исполнение будет ритмичным, дети берут в руки ложки и стучат тот же ритмический рисунок песни различными приемами игры. Играя приемом «прямые удары», дети передают ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием (Во-ва – 2 удара, Ан-дрю-ша – 3 удара). Ударяя ручкой ложки о «щечку» другой ложки, изображают, как капает дождь в песне «Дождик» (дождь играют ручками ложек»). Давая малышу в руки инструмент, учим его играть что-нибудь конкретное: капает дождик, тикают часы, птички клюют зернышки, постучать в дверь теремка. При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению. В этом возрасте осваиваем 2-3 приема игры на ложках: «прямые удары», игра ручками ложек и «щечками», зажатыми в кулачках. Желательно создать у детей радостное настроение от общения с музыкой: так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так у детей развивается чувство ритма. Второй этап. Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью мы проводим следующие игры и упражнения:
В средней группе дети уже самостоятельно отличают 2-х частную форму музыкальной пьесы. Например, дидактическая игра «Пальчики и ручки» — тихое и громкое звучание (тихо – постукивают ручками ложек, громко – «щечками»). На данном примере дети учатся играть с изменением динамики. Вспоминаем и обыгрываем музыкально-дидактические игры хорошо знакомые по 2-й младшей группе. Постепенно усложняем их, и они приобретают новую форму, становятся подвижными играми или тренингами для рук. Например, «Наши ручки», «У кота-ворота» — дети учатся правильно реагировать на текст — движениями, а также следовать своими действиями за ритмическими акцентами. Например, «Солнышко» — учатся подпевать текст, подсказывающий способы игры на ложках. Такой метод работы воспитывает у детей логическое мышление, внимание. В средней группе мы используем приемы игры на двух ложках: ручкой одной ложки стучать по «щечке» другой; стучать приемом «прямые удары» по ложкам соседа. Уделяется много внимания положению рук и одновременным ритмичным хлопкам. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют на ложках. Напевая песенку, дети исполняют ритмический аккомпанемент сначала одним приемом игры, например, «прямые удары» (отрабатываем ритмичную игру, затем вводятся другие приемы игры — «скользящие», «ручкой ложки о «щечку». Таким образом, создается интересный аккомпанемент. С целью развития метрической пульсации у детей и расширения возможностей ручного инструментария используем метод — по показу педагога. В качестве физкультминуток выполняем метроритмические упражнения под музыкальное сопровождение, под собственное пение или речитатив. Дети демонстрируют вокальное исполнительство в сочетании с собственными метроритмическими движениями: притопы, хлопки, ритмичная ходьба, танцевальные движения. Под фоновое звучание русских народных мелодий, экспромтом играем метроритм пьесы знакомыми детям приемами игры на ложках. Такие тренинги вырабатывают навыки у детей слышать и передавать в игре на ложках метрическую пульсацию исполняемого произведения, ненавязчиво активизируют коллективную игру — игру ансамблем. У детей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость в виде игры на ложках. Приёмы игры на ложках в средней группе: части ложки: ручка, чашечка, «пяточка» (Приложение 1). Ложки в двух руках держат за ручки, удары приёмами: 1. «Ладушки» Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке». 2. «Блинчики» Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки. 3. «Тарелочки» Руки вытянуты вперёд, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке». 4. «Бубен» Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке». 5. «Часики» Круговые движения руками перед собой. 6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками. В старшей группе с детьми продолжаем обучение игре на ложках более углубленно. Сначала проводим с детьми беседы об истории деревянной ложки, ее разновидности, показываем слайды и видеоклипы детских ансамблей ложкарей. Знакомим детей с определенными правилами поведения в работе ансамбля. Проводим работу по технике безопасности, по постановке рук (ложки держать одинаково на одном уровне) и организации общего внимания у детей. В старшей группе обучаем детей следующим приемам игры на ложках: «прямые удары», «тремоло», «хлопок», «маятник», «литавры», «копытца», «солнышко», «скольжение». Все эти приемы игры варьируются во время игры в парах. Хорошим помощником в обучении музыкальной грамоте и обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры такие, как: «Прогулка», «Кто подошел к теремку?», «На бабушкином дворе», «Музыкальный поезд», «Лесенка», «Эхо». От индивидуального и подгруппового исполнения простых песенок, прибауток, дразнилок мы постепенно переходим к более сложным заданиям – игре аккомпанемента русских народных и программных песен полным составом – ансамблем. В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Здесь отрабатываются задачи старшей группы и ставятся новые более сложные цели и задачи. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков? Большое внимание уделяется освоению техники игры, вырабатываются навыки коллективного музицирования, развитию творческих и исполнительских способностей у детей. Ведется работа по развитию слухового восприятия и музыкальной памяти, чувства ансамбля, прививаются любовь к русской народной музыке. Здесь применяются разнообразные методические приемы: слушание музыки, демонстрация иллюстраций, игрушек, музыкально-дидактические игры. Дети знакомятся с приемами игры: «мячики» или «хлопушка», «малая и большая дробь», «лягушка» или «кастаньетки». Освоение технических приемов игры на ложках обыгрывается сюжетно и вербально, варьируются в игре парами и различными способами извлечения звука. Разучивание каждого приема игры начинаем с пропедевтической разминки, упражнение выполняется с ложками только после развития до необходимого уровня координации и автоматизации движений исполнительского аппарата. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков уделяется особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям. Предлагаем детям самостоятельно выбрать вариант исполняемого задания или придумать свой. Этот прием усиливает мотивационные установки на качество выполняемого задания, а также предоставляется возможность детям соотнести уровень сложности задания со своими возможностями. Ребенок, проговаривая, своим речевым аппаратом подкрепляет и координирует движения рук, что помогает ему более быстро выработать необходимые навыки. Активизируют детей различные упражнения – игры: «Кто быстрее», «Кто лучше сыграет». Третий этап: Выступление в ансамбле на праздниках, концертах перед публикой: концерты, развлечения, родительские собрания, «Осенины», «Посиделки», «Ярмарка» и др. На праздничных утренниках: 8 марта, «Празднике Весны». Игра в ансамбле ложкарей формирует у детей потребность к самостоятельному мышлению и анализу, развивает творчество, побуждает их применять свои знания в самостоятельных видах деятельности в повседневной жизни. Методы обучения:
Положительные результаты, достигнутые в процессе реализации: 1) Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей:
Ребенок:
2) Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта:
Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа. Результаты, полученные при реализации проекта «Ложка – точеная, ручка – золоченая»:
8. Адресная направленность опыта: Опыт может быть использован в работе любого дошкольного учреждения для формирования духовно-нравственного воспитания, создания единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. 9. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые результаты: Положительные результаты возможны:
Список использованных источников литературы 1. Каминская Е.А. «Игра на ложках», Издательство: Планета музыки Издание: 4-е изд., 2016 г, 64 с. 2. К. Пино «История деревянной ложки». 3. Науменко Г.М. «Детское фольклорное интонирование» // Русский фольклор в современных образовательных структурах. – Кемерово, 1996. 4. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида» г. Орска». 5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13. 6. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приложение 1 Приёмы игры на ложках «Ладушки» Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке». «Блинчики» Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки. «Тарелочки» Руки вытянуты вперёд, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке». «Бубен» Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке». «Часики» Круговые движения руками перед собой. Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа. Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго.
|