Мастер-класс для педагогов «Русские народные игры» |
Фольклор | |||
Автор: Ускова Галина Николаевна | |||
21.03.2019 20:43 | |||
Мастер-класс для педагогов «Русские народные игры» Разработчик: Музыкальный руководитель Ускова Галина Николаевна МБДОУ детский сад № 20 «Земляничка» г. Кстово, Нижегородской области Цель мастер-класса: Передача опыта организации и проведения с детьми народных игр участникам мастер-класса. Задачи: Распространение педагогического опыта работы по пропаганде народных игр; повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса. Народные игры для детей – это произведения народного творчества, самобытные обычаи и традиции. Чем хороши народные игры для детей? Это не только отвлечение от забот дня, отдых и развлечение. Народная игра для детей несет еще и дополнительное значение. Она приобщает к культуре народа, формирует принадлежность к нему. И хотя в наш информационный, технологический век народная игра для детей почти вытеснена играми компьютерными, играть в них с ребенком надо. Дома, в школе, на детской площадке, во дворе, на праздниках, на прогулке в детском саду и т.д. Народные игры для детей, по большей части, — игры коллективные. Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к народу, нации. Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогали и помогают до сих пор физическому развитию (вырабатывается выносливость, сила, ловкость, становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля).
Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Задача (родителей, педагогов) — детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр. Привлекательным моментом организации игр в ДОУ становится то, что они не требуют специального игрового оборудования. Целью народных игр является реализация развлекательной функции: шутки со смешными движениями и жестами, которым присуща простота и безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность игр для ребенка. Русские народные игры для детей Играющие становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а тот отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим. 1. Хороводная игра «Дударь» Дети становятся в круг, выбирают ведущего — Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют: "Дударь, Дударь, Дударище, Старый-старый, старичище. Его во колоду, Его во сырую, Его во гнилую". Пропев песню, спрашивают: "Дударь, Дударь, что болит? " Дударь отвечает: "Нога" (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д.) Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит?», Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место. 2. Игра «Заря» Игроки образуют круг, руки держат за спиной, а один из играющих- заря- ходит сзади с лентой и говорит:
По полю ходила, ключи обронила, Ленты голубые, кольца обвитые – за водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, берёт ленту, и они быстро бегут в разные стороны по кругу и стараются занять свободное место. Кто останется без места становится зарёй. 3. Игра Золотые ворота» 1 вариант. Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют: Золотые ворота, Пропускают не всегда. Первый раз – прощается. Второй раз – запрещается, Ну, а в третий раз, Не пропустим вас! – (Опускают руки.) Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца»? Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом, все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне». Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет, та команда и выиграла. 2 вариант. Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся за руки и образуют цепочку. Все дети говорят:
Мы их подняли повыше, получилась красота! Получились не простые, золотые ворота! Игроки – ворота поют, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – ворота поют:
Первый раз прощается, второй – запрещается, А на третий раз не пропустим вас! С этими словами руки опускаются (ворота захлопываются) Те, кто оказались пойманными, становятся дополнитеьными воротами. Ворота побеждают, если им удалось поймать всех игроков. 4. Игра «Пирог» Играющие делятся на две команды. Команды становятся напротив друг друга. Между ними садится «пирог» (в шапочке пирога) Перед игрой: потешка: Хлебом солью всех встречаем Самовар на стол несем Мы за чаем не скучаем Поговорим о том о сем. Затем все дружно начинают расхваливать пирог. -Экий он высоконький, да экий он мякошенький, экий он широконький, режь его да ешь! После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к пирогу. Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На его место садится ребёнок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд. И напоследок я предлагаю вам поиграть в нашу любимую игру. 5. Игра «Нитка – иголка» Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. (вед. – иголка, дети – ниточка) Ведущий, напевая песню, ведёт детей в разных направлениях (змейкой, по диагонали, соблюдая углы) - А я улком шла, переулком шла, клубок ниточек нашла, нитка тянется, перетянется. Клубок катится, перекатится, нитка далее, далее, далее, клубок боле, боле, боле! Песня повторяется столько раз, сколько захочет педагог. В конце ведущий начинает идти по кругу, завивая клубок из «ниточки», чтобы он был плотным. Затем дети поднимают руки вед. начинает развивать клубочек, образуя снова круг, иголочка соединяется с ниточкой. Все произносят слова, раскачивая руками: «Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась!» (разъединяют руки) 6. Игра «Растрёпа» Под весёлую музыку дети двигаются подскоками по залу (или на участке) в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. С окончанием музыки образуют пары, взявшись за руки. Дети подходят к ребёнку который остался без пары и говорят. «Раз, два, три, растрёпа ты!» После этого игра продолжается снова.
|