Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста |
Фольклор | |||
Автор: Яковлева Татьяна Владимировна | |||
09.02.2019 14:27 | |||
Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста Воспитатель: Яковлева Т.В. Цель: Ознакомление с историей русского крестьянского быта и народного искусства. Задачи:
Предварительная работа: просмотр презентации на тему «Русский быт и традиции», знакомство с поговорками и загадками. Дети в русских народных костюмах заходят под народную музыку народногоинструмента «Гусли»
– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаем вас. Ребята-знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде». – Что означает, как вы думаете? (Ответы детей) Будьте здоровы, здравствуйте. (дети и воспитатель приветствуют гостей) Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг, будем передавать торбу и воображать как –будь – то мы передаем содержимое торбы друг –другу. (Под звучание русской плясовой дети играют) Катилась торба с высокого горба. В этой торбе Хлеб, соль, пшеница, С кем хочешь Поделиться? Говори поскорей, Не задерживай Добрый и честных людей! Воспитатель: — Ребята, я сегодня вам предлагаю заглянуть в прошлое. Как нам с вами оказаться в русской избе, давайте бросим по тканой дорожке клубок с нитками и он нас приведет в горницу. Закроем глаза, вокруг обернемся и окажемся в гостях. (открывается ширма за которой находится панно на стене с изображением русской избы и ее различных предметов. Посмотрите, вот мы с вами оказались в светлице! Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите! - И что же мы там видим? На что вы обратили внимание?
Коса на дворе, (печь) Она обогревала жилище (от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу. Что делали в печи? (Ответы детей) В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, грели воду; на ней спали старики и дети; Печь объединяла всю семью; зимними вечерами возле неё собирались все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-либо; пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела. - В народе говорили: «Печь — греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!»
«Печь нам мать родная»; - Главным назначением печи всегда было приготовление пищи. Ребята скажите: в какой посуде готовили еду? (чугунках, горшках) - Какие блюда готовили в горшках, чугунках? (щи, кашу, картофель) Воспитатель: я сейчас загадаю загадку: Рогат — да не бык, Хватает — да не сыт, Людям отдаёт, Сам на отдых идёт. (Ухват) - В народе говорили: ”Ухват и с пылу хватает! ” Ухват — это предмет, домашняя утварь, с помощью которой ставят в печь и достают из неё горшки, чугунки. Ухват похож на вилы. - По русскому обычаю к столу приглашали «Милости просим к столу» (Гость отвечал- благодарствую) На стол нельзя было садиться, стучать по нему кулаком. Когда вся семья собиралась за столом, все сидели чинно (прилично) спокойно, ели не торопясь.. Давайте ребята рассмотрим с вами всю домашнюю утварь лохань, она служила для стирки белья, посуда была вся из дерева, чугунки в которых готовили пищу, щи да кашу были чугунные, белье гладили специальным приспособлением оно называлось «Рубель». (воспитатель показывает как пользовались приспособлением). В горнице находится ткацкий станок люди сами ткали ткань для одежды, ее так и называли домотканая. Я вам хочу прочитать рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Как рубашка в поле выросла» Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: - Что ты, тятя, делаешь? - А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке. Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли. Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка". Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: - Славная у тебя рубашечка будет! Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. "У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала". Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть. II. Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл. Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали: - Славная у тебя, Таня, рубашечка будет. Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым. - Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: "Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку". III. Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. "Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?" Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст. Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень. Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки. Вопросы о чем рассказ, ответы детей. А теперь ребята давайте Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой. Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют). Стал подружку выбирать. Стал подружку выбирать. Кому ленточку отдать. (Дети останавливаются). Поклонись, поклонись. (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает). Да за ленточку держись. Хорошо мы поиграли. Стук в дверь: «Дети я поселилась в новую избу, а половика нет постелить на пол, мне нужна помощь, помогите мне соткать половик. Воспитатель: Дети поможем Марье! (Участник родительница воспитанницы старшей группы) На столах лежат различные предметы с помощью которых дети разными красками наносят отпечатки на заготовленных половичках. (дети сами выбирают чем будут наносить рисунок на половик) В результате когда высыхают работы дети склеивают полученные рисунки и у них получается половик. Ребята рассматривают готовую работу. Дарят свою работу Марье, Марья благодарит и уходит. Воспитатель задает вопросы. О чем сегодня дети узнали, что им понравилось, хотели бы они еще побывать в прошлом. (ответы детей) А на память о нашей встрече мы сфотографируемся в русской избе. Теперь мы с вами бросим клубок по дорожке и вернемся в группу.
|