Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников |
Фольклор | |||
Автор: Домрачева Людмила Викторовна | |||
16.01.2019 18:07 | |||
Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Автор: Домрачева Людмила Викторовна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок» Свое выступление я хочу начать с притчи: «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старца, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Если эту притчу применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет». ( «Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.) В полной мере это относится и к духовно-нравственному воспитанию детей. Хотя эти слова были написаны в начале ХХ века, но и в настоящее время, они продолжают оставаться особенно актуальными. Из своего опыта работы я заметила, что в нравственном воспитании современных детей появились проблемы Мы здесь с вами коллеги, и вы тоже это заметили. В детях появилась жестокость, порой отсутствия доброты и милосердия, дети разучились почитать отца и мать. Почему это происходит? Много можно назвать причин — это и отсутствие идеала, детей мы почему-то стали оберегать от трудовой деятельности, книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. В наш период компьюторизации, мы и сами превратились в машины. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры. Наш детский сад, и я лично, считаю эту цель актуальной. Нам доверяют родители самое дорогое – воспитание маленьких детей. И даже имея опыт в работе, постоянно ищешь новые пути к душе ребенка. Дошкольный возраст является периодом начала становления личности, формирования духовно-нравственного мира ребенка. Мы все знаем, что всё начинается с детства. «Дитя, как тесто, что из него вылепишь, то и получится!», гласит народная мудрость. Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы. Я считаю, что одним из средств духовно нравственного воспитания является фольклор. И тема моего выступления — «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников». Работа ведётся в рамках кружков «Ладушки» / с младшими детьми/, «Сказочный сундучок» /со старшими детьми/. Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2014), на основе программы авторов О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа кружка соответствует принципу развивающего образования и строится с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Задачи, которые я ставлю пред собой, это интеллектуальное и духовное обогащение детей; элементарное знакомство с православной верой; формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме; возрождение русских и марийских национальных традиций и обычаев; сохранение нравственных семейных ценностей посредством фольклорных форм. Новизна моей работы – использование народной тряпичной куклы как фольклорного персонажа /в младших группах/, а в старших группах создание кукол своими руками, обыгрывание, связь с фольклором и православными праздниками, традициями. На кружке со старшими детьми мы учились создавать тряпичные народные куклы своими руками: «Зайчик на пальчик», «Утешница», «Птичка Веснянка», «Ангел», развивая творческое воображение, художественный вкус, мелкую моторику рук, речь ребёнка. Интересно было наблюдать, как каждый ребёнок по своему «оживляет» свою рукотворную куклу. Учились не только мастерить, но и играть с куклой: общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, главное в этих играх – эмоциональный контакт, связь с фольклором. Сейчас у меня малыши. И я в своей работе широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Из фольклора мы узнаем о традициях, о православных праздниках, быте, духовной жизни и укладе нашего народа. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В нашем «Уголке книги» дети знакомятся не только с произведениями русского народа, но и с произведениями марийских, чувашских, и многих других писателей и поэтов. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей использую «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия фольклорного материала, народных игр, ситуативных задач, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности. Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью фольклора у детей воспитываю положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными. Именно в фольклоре сохраняются особенные национальные черты. Сказки, пословицы и поговорки очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчеркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Союзники и помощники в моей работе – это родители детей. Для них я провожу: фольклорные занятия и праздники, совместные мероприятия детей и родителей, общие родительские собрания, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем. Считаю, что сначала надо научить христианской любви к родной семье, потом — ко всем близким, а затем ко всем людям. Фольклор — это народная педагогика. Все фольклорные произведения учат почитать отца, мать, старшее поколение. Даже сказки начинаются со слов «Жили, были дед и баба…» В результате своей работы мы видим, как дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, что также отмечают и родители. Думаю каждому хочется, чтобы его дом был уютным, гостеприимным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто не находился вдали от дома из членов семьи, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту. А еще в семье должны бытовать традиции, которые дети должны перенять и перенести в свои будущие семьи. Я предлагаю родителям самые простые традиции: начните с малого – это чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок. Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Представьте, радость вашего, уже взрослого, сына, когда на 18-илетие вы подарите ему сборник сказок, написанных вами и прослушанных им в детстве — это настоящий "золотой" подарок. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Список используемой литературы:
|