Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба» |
Фольклор | |||
Автор: Бубникова Людмила Алексеевна | |||
02.01.2019 21:25 | |||
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба» Автор: Бубникова Л.А. Проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовнонравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердиться в ней, знать и принимать историю и культуру своей страны. Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, мы решили создать мини-музей «Русская изба». Создание мини-музея направлено на пробуждение у детей чувства причастности к наследию прошлого. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционно для практики дошкольного образования. Однако введение в словарь ребенка давно не использующихся в обыденной жизни обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов приводит к тому, что эти понятия не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля! Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие обычаи и традиции они соблюдали? Во что одевались? Чем украшали свой быт? Что их радовало, а что тревожило? Я считаю, что найдя ответы на эти вопросы, можно восстановить связь времен, приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры. Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба». Постановка проблемы: «Детские проблемы»:
рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для дошкольников требуется грамотная переработка материала. «Педагогические проблемы»:
Цель создания мини-музея «Русская изба»
Задачи:
Проблемы:
Гипотеза: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине. Методы исследования: Экскурсия в мини музей. Беседы с детьми. Чтение художественной литературы. Рассматривание быта и посуды. Заучивание потешек, прибауток, закличек. Использование русских песен и танцев. Проведение русских народных игр. Использование русских народных костюмов в праздниках самостоятельной деятельности. Рассказ о народных обычаях и традициях План работы по созданию мини-музея. I Этап (подготовительный): 1. Изучение литературы по данной теме; составление перспективно – тематического плана; 2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении. 3. Диагностика детей о русской культуре. 4. Обогащение развивающей среды. Материальное: 1. Создание в группе мини-музея «Русская изба»: стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель); самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д. (посуда); коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода); домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник; элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти). 2. Оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т. д.). Научно-методическое:
хохлома», «Синь России», «Дымковские и Филимоновские игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок». 3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее». 4. Изготовление альбома «Декоративно-прикладное искусство». II Этап (основной): 1. Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений. 2. Чтение русско-народных сказок. 3. Заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок. 4. Проведение консультаций для родителей и педагогов. 5. Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное». 6. Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!» III Этап (заключительный):
Работа с родителями: Свою работу мы проводили в тесном сотрудничестве с родителями – без их заинтересованности было бы трудно добиться положительных результатов по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Родители активно участвовали в создании мини-музея: они приносили экспонаты, помогали в оформлении, вместе с детьми изготавливали поделки. Например, смастерили русскую печку своими руками для русской избы. Принесли вышитые салфетки, сшили для куклы русский национальный костюм. Для приобщения детей к истокам русской народной культуры важно, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Поэтому мы приглашали родителей на занятия, вместе с ними организовывали совместные выставки, подготавливали вечера досуга. Такая совместная работа позволяет родителям лучше узнать способности и возможности своего ребенка. Диагностика показала, что у детей преобладает высокий и средний уровень знаний по выделенным блокам. Дети с интересом усваивают сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений: используют в активной речи пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения, знают народные приметы, умеют делать соответствующие умозаключения. Знают названия основных праздников и умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеют представление о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и внутреннем убранстве. Называют предметы народного быта, рассказывают об их назначении. Определяют характерные особенности народного костюма. Знают названия и правила русских народных игр, с удовольствием в них играют. Родителям было предложено заполнить анкету «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Ее анализ показал, что большинство родителей считают, что детей необходимо знакомить с русской народной культурой. Определение перспектив в дальнейшей работе: Мы намерены продолжать свою работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы планируем обогащение развивающей предметно-пространственной среды на участке нашей группы. Мы хотим разбить грядки для овощных культур, сделать забор в виде плетня, изготовить макет мельницы и колодца. Родители хотят сделать вместе с детьми и поставить возле грядок пугало. В новом учебном году мы продолжим дополнять мини-музей новыми экспонатами. Мы хотим сделать коромысло, расписать ведра под хохлому, установить рукомойник. Мы планируем создание видеороликов на темы: «Как в старину ткали половицы», «Зачем в избе русская печь». Для мальчиков мы собираемся разработать интерактивный сундучок «Дело мастера боится». Он представляет собой фанерный ящичек, в котором будут храниться дидактические игры, такие как «Четвертый лишний», «Ремесла на Руси», «Что изменилось». Также для мальчиков мы хотим приобрести два конструктора из дерева «Изба» и «Колодец», с помощью элементов которых можно построить миниатюрные модели. Для девочек мы сделаем сундучок, который поставим в мини-музей и назовем его «Сундучок красной девицы». Данное пособие предназначено для изучения русского народного костюма, а одежду в старину хранили в сундуках. Сундучок мы хотим расписать под городецкую роспись; также в сундуке будут лежать раскраски, книги и журналы о русском национальном костюме. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются ткани, ленты, кружево, шитье, бусины, шнуровки. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры представляет собой поэтапный, планомерный, целенаправленный процесс формирования знаний, включающий в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками, и традициями, играми и фольклором. Для того, чтобы этот процесс стал эффективнее, нами, воспитателями, был разработан проект «Старину мы помним, старину мы чтим», целью которого было создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через организацию мини-музея «Русская изба». В ходе осуществления данного проекта была создана обстановка, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила детям особый комплекс ощущений. Уникальные условия способствовали развитию представлений о культуре русского народа, пониманию закономерностей происходящего, развитию речи, а также формированию у ребенка уверенности в своих силах, умения сотрудничать, развитию коммуникативных навыков. Реализация проекта позволила повысить интерес дошкольников к занятиям, изучению и сохранению культурного наследия народа. Каждый ребенок получил возможность проявить себя в драматизации сказок, проведении игр, выполнении творческих заданий. Большой интерес к проекту проявили родители. Они помогли обогащению развивающей предметнопространственной среды. А педагоги нашего детского сада не только дали положительный отзыв о проделанной нами работе, но и сами с интересом участвовали в реализации проекта.
|