Мастер-класс «Развитие речи и приобщение дошкольников к фольклору» |
Фольклор | |||
Автор: Косарева Светлана Владимировна | |||
13.11.2018 15:42 | |||
Мастер-класс «Развитие речи и приобщение дошкольников к фольклору» Выполнил и подготовил: Воспитатель Косарева Светлана Владимировна Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников. Организационный момент: Уважаемые коллеги, сегодня я с вами хочу обсудить проблему развития речи у детей и приобщение детей к фольклору. В своей работе с детьми я стала использовать технологию ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) Смысл ее – развитие творческих способностей ребенка. Не нарушая игрового процесса, и не теряя интереса к занятиям для дошкольников, ребенок развивается интеллектуально, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут встретиться ему в будущей взрослой жизни.
Генрих Саулович Альтшуллер (15. 10. 1926 — 24. 09. 1998) — автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. В 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления. 1. задание. Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от начала и до конца. На подготовку 2 минуты. «Репка» «Колобок» 2. Игра «Расскажи сказку по-другому» Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике. №1. «Рукавичка» от лица рукавички №2. «Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча. 3. задание. Скороговорки Участники должны произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро. «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят» «Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня» 4. задание Игра «Объяснялки» Перед вами изображения яблони и ложки. Ваша задача составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки. - В саду стояла яблонька, на которой … - Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами … - Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка… - Бабушка их собирала. - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… - Варила вкусное варенье. - Варенье было вкусное, поэтому… - Внуки ели его прямо ложками.. 5. задание Игра «Наоборот» Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением. Добрый – злой Трудолюбивый — ленивый Вежливый — грубый Грустный — веселый Радостный – печальный Сытый – голодный Трусливый – храбрый Вредный – полезный Щедрый – скупой Упрямый – покорный 6 задание. Кроссворд. Решить кроссворд. 7 задание. Творческий конкурс. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы её смогли «прочитать». Дается 1 минута «Без труда не вытянешь рыбку из пруда» 8. Игра «Найди, куда спряталась буква?» Педагоги находят букву на предметах, изображённых на картинке. 9 задание - Давайте закроем глаза, сейчас заиграет волшебная музыка, а вы потихоньку покрутитесь на месте. Я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова. (Звучит музыка «Волшебный цветок») - И раз, и два, и три, и восемь - В сказку всех мы переносим. - Вот мы с вами и попали в сказочную страну. Давайте погуляем по ней. А теперь все вместе скажем волшебные слова: Сундучок, сундучок, позолоченный бочек Расписная крышка, медная задвижка 1, 2, 3, 4, 5- можно сказку начинать! - Наш волшебный сундучок открылся, отгадайте в какую сказку мы попали? Было яичко у нас золотое, А осталось, лукошко пустое Плачет дед, плачет баба Но утешает их (Курочка Ряба) - Куда же дальше нас поведет волшебный сундучок? Жили-были дед, да баба Васька кот, собака Жучка И непоседа внучка, Был у них и огород, Что там только не растет (Репка) - Куда же нас дальше поведет волшебный сундучок? Возле леса, на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте, без подсказки, Кто герои этой сказки? Три медведя. - Долго мы с вами гуляли, побывали и в сказках и в волшебном лесу, пора домой возвращаться, для этого скажем волшебные слова. Ну-ка за руки возьмитесь Боком повернитесь И все в группе очутитесь! - Вам понравилось путешествовать по сказкам? (Да) Воспитатель: Жили-были старик и старуха Любишь ты сказки? Так слушай их ты, Добрая сказка как хлеба краюха, Теплая только, что из печи Добрую сказку помню я с детства Хочу, чтобы сказку послушал и ты. Чтобы подкралась к самому сердцу, И заронила зерно доброты.
|