Конспект занятия в музейном пространстве «Быт русского народа. Изба» |
Фольклор | |||
Автор: Максименко Наталья Александровна | |||
01.10.2021 20:05 | |||
Конспект занятия в музейном пространстве «Быт русского народа. Изба» Возраст детей 5-6 лет. Цель: рассказать детям о том, почему раньше Русь называли деревянной, знакомить детей с предметами быта (печь, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, прялка, самовар); с русским фольклором: поговорками, загадками. Продолжать знакомство с музыкальными русскими народными инструментами. Воспитывать у детей живой интерес и уважительное отношение к русской культуре. Материал: предметы быта русского народа (чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, прялка, самовар и т. д.), музыкальные инструменты: ложки, трещотки, балалайка, ленточки для игры. Интеграция с другими образовательными областями:
Содержание. В избу входят дети с Хозяюшкой, дети садятся.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, малым детушкам, чтоб хорошим было все: и житье, и бытье и здоровьице. Милости просим! Хозяюшка: Ребята, а вы знаете, почему Русь называют деревянной? (Ответы детей). Правильно, ребята! Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Такой дом назывался изба. А строили ее так. Было на Руси правило: шёл хозяин к соседу: «Приходите – говорил – люди добрые, помогите избу строить». «Непременно придём» — отвечал сосед. Шёл хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. На утро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». Рубить избу, означает строить. Строили, или как говорили в старину, рубили с помощью строительных инструментов. А какие это инструменты, отгадайте?
(Дети отгадывают загадки). Рассматривание деревянных изделий. Что сделано из дерева? (Стол, скамейки, колыбелька, прялка, сундучок, ложки) Рис1. Рассматривание сундука Хозяюшка: ребята, а почему раньше все предметы быта делали из дерева? (Ответы детей). Правильно, потому что других материалов не было, а дерево легкое, прочное, хорошо сохраняет тепло, из него можно сделать красивые и нужные вещи. Объяснение пословиц «Умелые руки не знают скуки», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Мастерство всегда в почете». Хозяюшка: В старину бывало на Руси — как заканчивали работу люди, собирались они вечерами в избе, садились возле печи, беседовали, сказки сказывали, пели песни, а в горнице было тепло, светло и чисто. Самой главной в избе была печка. -А для чего она нужна? (Ответ детей) -Ребята, а я знаю пословицы о печи. Давайте их проговорим: «Когда в печи жарко – тогда и варко». «Что есть в печи – все на стол мечи». «Не красна изба углами, а красна пирогами» рис 2. Печка-матушка Хозяюшка: о печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». На печи можно было спать, или лежать греться – место на печи где спали люди называли полати. Ребята, а в каких русских народных сказках встречается печка? (Ответы детей) Хозяюшка: печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, сосновыми. В печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги. Хозяюшка: Дети, а в какой посуде готовили еду? (Ответы) Правильно, в чугунке. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи, была очень вкусная. (Рассматривание чугунка) Рис3. Варили еду в чугунке Хозяюшка: с помощью чего доставали чугунок из печи? (с помощью ухвата). «Рогат, а не бык, пищу берет, а не сыт» Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи. Рис 4. Ухват Хозяюшка: затем чугунок с пищей ставили на стол, и все кушали приготовленную еду. «Маленький черпачок, Красненький колпачок. Три раза в день берется И опять на место кладется». Что это? (ложка) (Рассматривание деревянных ложек.) Ребенок: деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды. Хозяюшка: а еще ложки использовали как музыкальные инструменты, предлагаю вам на них поиграть (играют). А вот еще инструменты, на которых играли в старину – это трещотки и балалайка. (показ) Хозяюшка: в каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так: «Сверху пар, снизу пар- Шипит наш русский самовар Милости просим на чашку чая! Вот так мы живем: Пряники жуем, чаем запиваем Всех в гости приглашаем». Рис 5. Русский самовар Хозяюшка: обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают). -Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки. -Почему лавки длинные и широкие? (Ответ детей). - На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Хозяюшка: а вот стоит прялка. Как вы думаете для чего она предназначалась? (Ответы) Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (Рассматривание прялки). Прялку добрый молодец дарил невесте в подарок. Это был дорогой подарок её хранили всю жизнь. Рис 6. Знакомство с прялкой. Давайте с вами поиграем в хороводную игру с лентой. Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют) Стал подружку выбирать Стал подружку выбирать Кому ленточку отдать (Дети останавливаются) Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает) Да за ленточку держись. Хозяюшка: Ой и наигрались мы с вами, а нашему Ванечке спать пора, давайте его положим. А куда мы его положим? В колыбельку, по другому можно сказать в люльку. А подвешивали люльку младенца к потолку. Сядет мамочка рядышком и поёт своем сыночку песенку колыбельную: «Баю-баю, баю-баю, Стали люленьку качать, А давайте вместе споём, только тихонечко, не громко, вот и уснуло наше дитя. Рис 7. Люлька Хозяюшка: Засиделись мы с вами, пора и честь знать, жду вас в гости в следующий раз, но прежде, скажите, что нового вы узнали? (Ответ детей).
|