Организованно-образовательная деятельность Тема: «Мастера и рукодельницы» |
Фольклор | |||
Автор: Яковлева Зоя Валериевна | |||
16.06.2018 11:38 | |||
Организованно-образовательная деятельность Тема: «Мастера и рукодельницы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13» г. Канаш Воспитатель: Яковлева Зоя Валериевна Канаш — 2018 Программное содержание: познакомить детей с социокультурной категорией «Традиции дела»; развивать у детей умение договариваться, приходить к согласию; воспитывать у детей уважение к людям труда (мастерам, рукодельницам). Подготовительная работа:
Цель и задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»: познакомить детей с русской старинной игрушкой – тряпичной куклой; продолжать знакомить детей с традициями русского народа; актуализировать и дополнить знания о мастерах и рукодельницах. Образовательная область «Речевое развитие»: развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя; раскрыть яркость, образность, выразительность малых фольклорных жанров (пословицы, поговорки). Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа; научить детей изготавливать тряпичную куклу-пеленашку; прививать уважение к людям труда; формировать интерес к жизни взрослых людей и выборе будущей профессии. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: воспитывать интерес к русскому народному творчеству; расширить музыкальный кругозор на фольклорной основе; формировать у детей интерес к культурным традициям своего народа; развивать эмоциональную отзывчивость. Методические приемы: игровой сюжет, обращение к личному опыту, использование яркой наглядности, смена статического положения, звуковое оформление, рефлексия. Материал и оборудование: презентация «Наша родина – Русь-матушка»; загадки про орудия труда, лоскуты ткани, атласные ленты. Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме, и дети входят в зал, встают в полукруг. Хозяюшка: — Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю. Дети: — Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон). Хозяюшка: — Ребята, я Вас сегодня хочу пригласить в мою избу. У меня изба просторная, всем места хватит. Эй, честные господа, Ко мне пожалуйте, сюда. Хозяюшка: — Проходите, присаживайтесь на самые удобные места. Дети под музыкальное сопровождение проходят в избу-мастерскую, садятся на лавочку. Звучит тихая спокойная музыка Хозяюшка: — Посидим рядком поговорим ладком. Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется? Дети: — Россия. Хозяюшка: Наша Родина – Русь — матушка. Так с любовью называли её наши предки. Хозяюшка: А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси? Дети: — Да, хотим. - Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. “Катись, катись яблочко по блюдечку, Покажи нам Русь-матушку” Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ: Хозяюшка:
Хозяюшка: — Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с мастерами и рукодельницами своего дела. Хозяюшка: — Вы, ребята, наверное, слышали, что про некоторых взрослых говорят: «Это – рукодельница», а «этот – мастер». Кто такая рукодельница? (Кто шьет, вяжет, вышивает...) И мы, ребята, с вами находимся в непростой избе, а в творческой мастерской. Здесь трудятся настоящие рукодельницы. - В давние времена, мастерицы — рукодельницы собирались в большой избе. Долгими зимними вечерами, под тихий треск лучины или при свете керосиновой лампы, шили, вышивали, плели корзины, пряли, вязали своим детям, внукам, родным и близким теплые народные и красивые вещи. Вязали эти красивые и теплые вещи из овечьей шерсти. - Давайте внимательно рассмотрим их работы. Посмотрите, какая красота!
- Все это древнейшие и нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет. - Ребята, а кто такой мастер? (Ответы) - Да, это тоже умелец. Человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям. - Послушайте, пожалуйста, народную поговорку «Мастер своего дела». Как вы это понимаете? (Ответы детей) - Да, они в одном, своем деле, именно в своей профессии талантливы: если он часовщик – мастер, то он отлично разбирается в часах, быстро найдет поломку, качественно выполнит ремонт. Если он учитель, то он легко и понятно объясняет ученикам тему урока. Если он плотник, то он сделает качественную мебель. - А вот иногда про кого-то говорят с восхищением «Мастер на все руки» Как вы это понимаете? (Ответы детей) -Да, это тот человек, который умело, качественно может выполнить много разных работ: он умеет и шить, и вязать, и мебель сколотить, и пирогов напечь, и т.д. - Дети, во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров. - Каждая профессия важна и уважаема. Работа, выполненная с любовью мастерами и рукодельницами, радует и греет душу всем людям. - Издавна существует традиция передачи опыта мастерства от старших к младшим. Часто, если в семье мама портниха, то дочь становилась швеей; в семье гончаров дети часто становились гончарами. - Чтобы стать хорошим мастером надо любить свою профессию и правильно выбрать её. Кто хочет рассказать, кем хочет стать, когда вырастет? (Ответы детей) - В каждой профессии есть свои орудия труда, отгадайте загадки про них и скажите, к какой профессии они относятся. Дидактическая игра «Отгадай загадки» Воспитатель загадывает 6-7 загадок про орудия труда У конька, у горбунка – (рубанок) Разноцветные сестрицы И сестрицы вместе с ним (краски и кисть) Железная рыбка ныряет, (иголка с ниткой) Ни минуты не молчал, (молот) В лесу вырезана, (скрипка) Хозяюшка: — Ребята, на посиделках люди работали, веселились, делились своим трудовым опытом. Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому — пословицы и поговорки о труде. А какие вы знаете? 1-й ребенок: Терпение и труд все перетрут. 2-й ребенок: Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда. 3-й ребенок: Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. 4-й ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего. 5-й ребенок: Труд кормит, лень портит. 6-й ребенок: Без нитки да иголки шубы не сшить. 7-й ребенок: Делу время, а потехе — час. 8-й ребенок: Все скоро сказывается да не скоро дело делается. Хозяюшка: - Маленькое дело, лучше большого безделья, а сделал дело: Все: «Гуляй смело». Хозяюшка: На посиделках не только работали, но и пели песни, танцевали, веселились. Засиделись наши ножки, «Русский народный танец» Звучит русская народная музыка, хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами: Ой, ребята, посмотрите! Может, что-нибудь в нём найду. Хозяюшка: — Ребята, а это самая старинная русская кукла – пеленашка. Это не просто кукла – в старину верили, что она может защитить ребёнка от всякого зла, болезней. Её клали в колыбель к младенцу. - А, Вы любите играть? Вспомните, как много у нас игрушек, и все они разные. Назовите свои любимые игрушки. (Ответы). - А, вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах, которые сейчас у нас есть. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители. Или долгими, длинными вечерами их делали игрушечных дел мастера и потом продавали на ярмарках. - До чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь. - Ребята, а Вы хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку – тряпичную куклу? Мы с вами уже заранее ее сделали, нам только остается ее запеленать. - Перед вами на столе лежит кусочек ткани – лоскуток. - Положите лоскуток перед собой так ромбиком, чтобы сверху был один уголок. Загнём верхний уголок вниз, свернем левый и правый уголки к центру, а нижний угол поднимем вверх. Завяжем вокруг неё атласную ленточку. (Дети сворачивают куколку). Самостоятельная работа под народную музыку. Хозяюшка: — Дети, трудно быть мастерами? (Ответы детей). Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться. Ой, какие красивые куколки у Вас получились, значит очень постарались. Дорогие мои, недаром люди говорят «Каков мастер, такова и работа». Хозяюшка: Люди добрые! Наш русский народ Заведём хоровод, как в старину, Исполняется хоровод с куклой под русскую народную мелодию «Чижик-пыжик». (Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют): Идём мы все по кругу по кругу, по кругу, Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга - С куклой ты попрыгаешь? - А ты ручками похлопаешь? - Ручками помашем? По окончании дети встают в круг и строят «Пирамиду добра» Хозяюшка: — Ребята, мы с вами сделали не просто куклу, а куклу оберег, поэтому мы их сегодня подарим нашим гостям, но сначала пожелаем что-нибудь хорошего и доброго. - Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Начинает хозяюшка: «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!» После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра. Хозяюшка тихонько раскачивает ее со словами: — Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! — подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду. Дети дарят куколки-обереги гостям под музыкальное сопровождение. Хозяюшка: — Мы сегодня с вами много говорили о творении мастеров и рукодельниц, прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Хозяюшка: Вот и посидели, До свидания, гости дорогие, Звучит народная музыка, дети выходят из зала.
|