Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организованно-образовательная деятельность Тема: «Мастера и рукодельницы»
Фольклор
Автор: Яковлева Зоя Валериевна   
16.06.2018 11:38

Организованно-образовательная деятельность Тема: «Мастера и рукодельницы»Организованно-образовательная деятельность Тема: «Мастера и рукодельницы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13» г. Канаш

Воспитатель: Яковлева Зоя Валериевна Канаш — 2018

Программное содержание: познакомить детей с социокультурной категорией «Традиции дела»; развивать у детей умение договариваться, приходить к согласию; воспитывать у детей уважение к людям труда (мастерам, рукодельницам).

Подготовительная работа:

  • Чтение произведений П.П. Бажова «Каменный цветок», К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;
  • Выполнение заданий по книге для развития №4 «Мастера и рукодельницы»;
  • Заучивание стихов и пословиц, русских хороводных игр;
  • Цикл бесед «Наши игрушки», «Русские народные игрушки», «История тряпичной куклы».

Цель и задачи:

 

Скачать конспект

Образовательная область «Познавательное развитие»: познакомить детей с русской старинной игрушкой – тряпичной куклой; продолжать знакомить детей с традициями русского народа; актуализировать и дополнить знания о мастерах и рукодельницах.

Образовательная область «Речевое развитие»: развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя; раскрыть яркость, образность, выразительность малых фольклорных жанров (пословицы, поговорки).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа; научить детей изготавливать тряпичную куклу-пеленашку; прививать уважение к людям труда; формировать интерес к жизни взрослых людей и выборе будущей профессии.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: воспитывать интерес к русскому народному творчеству; расширить музыкальный кругозор на фольклорной основе; формировать у детей интерес к культурным традициям своего народа; развивать эмоциональную отзывчивость.

Методические приемы: игровой сюжет, обращение к личному опыту, использование яркой наглядности, смена статического положения, звуковое оформление, рефлексия.

Материал и оборудование: презентация «Наша родина – Русь-матушка»; загадки про орудия труда, лоскуты ткани, атласные ленты.

Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме, и дети входят в зал, встают в полукруг.

Хозяюшка: — Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: — Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).

Хозяюшка: — Ребята, я Вас сегодня хочу пригласить в мою избу. У меня изба просторная, всем места хватит.

Эй, честные господа,

Ко мне пожалуйте, сюда.

Хозяюшка: — Проходите, присаживайтесь на самые удобные места.

Дети под музыкальное сопровождение проходят в избу-мастерскую, садятся на лавочку. Звучит тихая спокойная музыка

Хозяюшка: — Посидим рядком поговорим ладком. Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

Дети: — Россия.

Хозяюшка: Наша Родина – Русь — матушка. Так с любовью называли её наши предки.

Хозяюшка: А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси?

Дети: — Да, хотим.

- Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.

“Катись, катись яблочко по блюдечку,

Покажи нам Русь-матушку”

Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана.

По каждому слайду ведётся небольшой рассказ:

Хозяюшка:

  • Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
  • Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде.
  • Занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой; пекли пироги в жарких русских печах.
  • Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!
  • Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами, украшали окна деревянной резьбой.
  • Создавали оригинальные посудины, плели кружева, вышивали на полотенцах и, конечно же, все это они мастерили своими руками, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.

Хозяюшка: — Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с мастерами и рукодельницами своего дела.

Хозяюшка: — Вы, ребята, наверное, слышали, что про некоторых взрослых говорят: «Это – рукодельница», а «этот – мастер». Кто такая рукодельница? (Кто шьет, вяжет, вышивает...) И мы, ребята, с вами находимся в непростой избе, а в творческой мастерской. Здесь трудятся настоящие рукодельницы.

- В давние времена, мастерицы — рукодельницы собирались в большой избе. Долгими зимними вечерами, под тихий треск лучины или при свете керосиновой лампы, шили, вышивали, плели корзины, пряли, вязали своим детям, внукам, родным и близким теплые народные и красивые вещи. Вязали эти красивые и теплые вещи из овечьей шерсти.

- Давайте внимательно рассмотрим их работы. Посмотрите, какая красота!

  • Прядение
  • Плетение
  • Ткачество
  • Шитье
  • Вышивка

- Все это древнейшие и нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет.

- Ребята, а кто такой мастер? (Ответы)

- Да, это тоже умелец. Человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям.

- Послушайте, пожалуйста, народную поговорку «Мастер своего дела». Как вы это понимаете? (Ответы детей)

- Да, они в одном, своем деле, именно в своей профессии талантливы: если он часовщик – мастер, то он отлично разбирается в часах, быстро найдет поломку, качественно выполнит ремонт. Если он учитель, то он легко и понятно объясняет ученикам тему урока. Если он плотник, то он сделает качественную мебель.

- А вот иногда про кого-то говорят с восхищением «Мастер на все руки» Как вы это понимаете? (Ответы детей)

-Да, это тот человек, который умело, качественно может выполнить много разных работ: он умеет и шить, и вязать, и мебель сколотить, и пирогов напечь, и т.д.

- Дети, во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров.

- Каждая профессия важна и уважаема. Работа, выполненная с любовью мастерами и рукодельницами, радует и греет душу всем людям.

- Издавна существует традиция передачи опыта мастерства от старших к младшим. Часто, если в семье мама портниха, то дочь становилась швеей; в семье гончаров дети часто становились гончарами.

- Чтобы стать хорошим мастером надо любить свою профессию и правильно выбрать её. Кто хочет рассказать, кем хочет стать, когда вырастет? (Ответы детей)

- В каждой профессии есть свои орудия труда, отгадайте загадки про них и скажите, к какой профессии они относятся.

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

Воспитатель загадывает 6-7 загадок про орудия труда

У конька, у горбунка –
Деревянные бока,
У него из-под копыт
Стружка белая летит.

(рубанок)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.

(краски и кисть)

Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.

(иголка с ниткой)

Ни минуты не молчал,
Все стучал, стучал, стучал.

(молот)

В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет заливается.
А как называется?

(скрипка)

Хозяюшка: — Ребята, на посиделках люди работали, веселились, делились своим трудовым опытом. Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому — пословицы и поговорки о труде. А какие вы знаете?

1-й ребенок: Терпение и труд все перетрут.

2-й ребенок: Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

3-й ребенок: Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

4-й ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

5-й ребенок: Труд кормит, лень портит.

6-й ребенок: Без нитки да иголки шубы не сшить.

7-й ребенок: Делу время, а потехе — час.

8-й ребенок: Все скоро сказывается да не скоро дело делается.

Хозяюшка:

- Маленькое дело, лучше большого безделья, а сделал дело:

Все: «Гуляй смело».

Хозяюшка: На посиделках не только работали, но и пели песни, танцевали, веселились.

Засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
И дружнее попляшите!

«Русский народный танец»

Звучит русская народная музыка, хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами:

Ой, ребята, посмотрите!
У нас в мастерской сундук стоит.
Я уверена, много тайн он хранит
К сундуку я сейчас пойду

Может, что-нибудь в нём найду.
Достаёт из сундука тряпичную куклу.

Хозяюшка: — Ребята, а это самая старинная русская кукла – пеленашка. Это не просто кукла – в старину верили, что она может защитить ребёнка от всякого зла, болезней. Её клали в колыбель к младенцу.

- А, Вы любите играть? Вспомните, как много у нас игрушек, и все они разные. Назовите свои любимые игрушки. (Ответы).

- А, вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах, которые сейчас у нас есть. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители. Или долгими, длинными вечерами их делали игрушечных дел мастера и потом продавали на ярмарках.

- До чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь.

- Ребята, а Вы хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку – тряпичную куклу? Мы с вами уже заранее ее сделали, нам только остается ее запеленать.

- Перед вами на столе лежит кусочек ткани – лоскуток.

- Положите лоскуток перед собой так ромбиком, чтобы сверху был один уголок. Загнём верхний уголок вниз, свернем левый и правый уголки к центру, а нижний угол поднимем вверх. Завяжем вокруг неё атласную ленточку. (Дети сворачивают куколку).

Самостоятельная работа под народную музыку.

Хозяюшка: — Дети, трудно быть мастерами? (Ответы детей). Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться. Ой, какие красивые куколки у Вас получились, значит очень постарались. Дорогие мои, недаром люди говорят «Каков мастер, такова и работа».

Хозяюшка:

Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
И чтоб было нам веселей,
Не забудем таких мы корней!

Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!

Исполняется хоровод с куклой под русскую народную мелодию «Чижик-пыжик».

(Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют):

Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,

Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга

- С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю!
- А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!

- А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!

- Ручками помашем?
- Помашем, помашем!
- А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем!

По окончании дети встают в круг и строят «Пирамиду добра»

Хозяюшка: — Ребята, мы с вами сделали не просто куклу, а куклу оберег, поэтому мы их сегодня подарим нашим гостям, но сначала пожелаем что-нибудь хорошего и доброго.

- Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

Начинает хозяюшка: «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»

После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра.

Хозяюшка тихонько раскачивает ее со словами: — Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! — подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Дети дарят куколки-обереги гостям под музыкальное сопровождение.

Хозяюшка: — Мы сегодня с вами много говорили о творении мастеров и рукодельниц, прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.

Хозяюшка:

Вот и посидели,
Вот и поговорили,
Вот и поработали,
Вот и повеселились.

До свидания, гости дорогие,
Приходите еще ко мне в гости.

Звучит народная музыка, дети выходят из зала.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год