Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы. Тема: Славянские символы. |
Фольклор | |||
Автор: Мирчу Елена Викторовна | |||
11.06.2017 00:16 | |||
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы. Тема: Славянские символы. Автор: Мирчу Елена Викторовна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга Цель: Формировать представление о народной художественной культуре, показать её национальное своеобразие. Задачи:
Оборудование: белые листы А4, цв. карандаши, мелки, фломастеры, куклы в народных костюмах, каргопольская и дымковская игрушки, оборудование для просмотра слайдов РР.
Предварительная работа: Рассматривание кукол в народных костюмах, иллюстраций росписи предметов народного творчества. Выставка фиалок в группе. Беседа «Уголки природы в городе». Ход совместной деятельности: Ребята, нам Весна прислала посылку. Открываем и смотрим – «Руководство по выращиванию аленьких цветочков». Письмо состоит из символов. Читать письмо только в конце совместной деятельности (снизу-вверх: 1 ряд Ромбы – вспаханное поле; 2 ряд Точки-посадили семена; 3 ряд Волнистые линии – полили водой; 4 ряд Солнышки – для роста растениям необходимы солнечные лучи; 5 ряд Ростки-три палочки; 6 ряд – листочки; 7 ряд — цветочки). -Как же нам их разгадать и прочитать что там написано? Вы где-то видели похожие узоры? (на русских народных костюмах, на глиняных игрушках). СЛАЙД 2,3 Русские народные костюмы с элементами вышивки На старинной одежде мы увидели картинки. Назовите, какие? (Домики, петушки, деревья, церкви и т. д.) Как вы думаете, почему люди вышивали картинки? И старались передать свои мысли с помощью узоров? (люди не знали букв и не умели писать) СЛАЙД 4,5 Рушник с элементами узора Самый главный элемент узоров – это изображение солнца. Почему? (Солнышко нужно всем; и людям, и животным, и растениям. В древности на Руси солнце очень любили, ведь оно оберегало людей от всего тёмного, холодного и страшного, поэтому изображение солнца было обязательным) СЛАЙД 6: Символы солнца в славянской росписи. -Как вы думаете каким символом древние славяне изображали воду, ведь без воды не живет ничто живое. (волнистые линии) Если волнистые линии располагаются сверху-вниз, то это дождик, если справа- на лево, то это река или ручей. СЛАЙД 7: Символы воды в славянской росписи. -Без чего еще не может жить человек? (без еды) -Где брали еду древние славяне? (выращивали на полях) -Как можно изобразить поле в росписи? (прямоугольником или квадратом) -Что сажали на поля? (семена) - Как можно изобразить семечко? (точка или точка-закорючка) СЛАЙД 8: Символы в славянской росписи -земля, поле, семена, ростки, цветы… -Весной оживает вся природа, как можно изобразить дерево? -Еще весной к нам возвращаются птицы. Как бы вы их изобразили в узоре? СЛАЙД 9: Растения СЛАЙД 10: Символы в славянской росписи- лес, дерево, птица. СЛАЙД 11: Бесконечники- ловушка для зла. Если нарисовать бесконечник, то зло тебе уже не навредит. СЛАЙД 12: Физминутка песня-игра. Ребята, вы уже достаточно знаете о символах древне-славянской росписи. Давайте теперь попробуем прочитать письмо. Дети объясняют, что сначала нужно взять семена, посеять их в поле, полить водой, согреть солнышком, тогда появятся ростки, потом цветы. СЛАЙД 13, 14, 15: Клумбы в городе. Тут еще есть письма для детей других детских садов, но они пустые, потому что почтальон случайно уронил письмо в лужу и все символы смылись. Попробуйте восстановить руководство по выращиванию растений в нашем городе. -Узоры принято читать снизу вверх, давайте попробуем прочитать. (Читаем письмо. Обратить внимание детей, что рисунок узора повторяется и составляется линиями один над другим). Детям предлагается на выбор карандаши, фломастеры, мелки, краски… Ребята, вы теперь сможете написать такое же письмо про себя, а вместо букв и слов использовать символы. Попробуйте. Читаем все письма по желанию.
|