Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства.
Фольклор
Автор: Смирнова Светлана Васильевна   
01.05.2016 17:27

Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства.Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства.

Смирнова Светлана Васильевна, воспитатель МБДОУ детского сада №41 комбинированного вида, город Шахунья,

Нижегородской области

Без памяти – нет традиций, без традиций — нет культуры,
без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности,
без духовности — нет личности, без личности нет народа,
как исторической личности.

Т.К. Волков

Исследованиями ученых доказано, что важнейшим средством формирования личности является искусство и наиболее доступный для восприятия детьми вид — народное искусство. Корни национальной культуры обладают высоким воспитательным потенциалом.

Скачать полный конспект

«Воспитательная идея каждого народа проникнута национальностью более, чем что-либо другое» (К. Д. Ушинский). В своих трудах Я.А. Коменский, JI. H. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев и др. указывали, что необходимо учитывать национально-этнические особенности в воспитании детей, в передаче им знаний и опыта, в формировании народного духа, накопленного мудростью народа. Как известно, в народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, передаваемые из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни народа, приобщается к культуре своего народа. Важную роль народного искусства в воспитании детей отмечали многие искусствоведы, педагоги, психологи: А.В. Бакушинский, JI. C. Выготский, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, B.C. Мухина, JI. B. Пантелеева, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова, Е.А. Флерина и др.

Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству.

«Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению В. П. Силина, ребенок усваивает социальные ценности». Именно это искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира, а значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка.

Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
  • Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
  • На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
  • Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Основные формы работы:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность по знакомству с образцами русского народного художественного промысла.
  2. Непосредственно-образовательная деятельность по созданию детьми декоративных изделий по мотивам декоративно прикладного искусства русского народа:
  • декоративная лепка
  • декоративное рисование.

Задачи по знакомству с декоративно-прикладным искусством для старшего возраста: формировать представление, что произведения декоративно- прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся из поколения в поколение; познакомить с характерными особенностями городецкой, хохломской, гжельской росписей; дымковской, филимоновской, каргопольской, богородской игрушки, семёновской матрёшки.

Задачи декоративного рисования для старшего возраста: создание орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя цвет, ритм, симметрию в композиционном построении; развитие воображения и творческой фантазии при украшении объёмных форм.

Задачи декоративной лепки для старшего возраста: совершенствовать навыки и умения в лепке конструктивным и комбинированным способами, употребляя при этом печатки, стеки; составление композиций из нескольких народных игрушек, передавая соотношения по величине между ними и в самих игрушках; подражать технике лепки стилизованных образов народной игрушки.

Работа с педагогами: консультация о знакомстве детей с декоративным народно – прикладным искусством; показ презентаций «Последовательность росписи народных игрушек: дымковской, филимоновской, каргопольской»; показ презентаций «Последовательность росписи декоративных изделий: городец, хохлома, гжель»; изготовление наглядных пособий по народной игрушке и декоративной росписи.

Работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, изготовление информационных папок- раскладок, организация выставок детского творчества по рисованию и лепке, анкетирование родителей по вопросам художественного развития детей.

Литература:

1. Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.

О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, … Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

2. Белякова Л.Г., Казакова Р. Г. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Живопись. Графика. Методические разработки к программе детской студии изобразительного искусства «Детская одарённость». Москва, 1995.

3. С.В. Михалёва Лепка глиняных игрушек. Планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. Волгоград, 2014.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год