«Фольклор в познавательном речевом развитии дошкольников» |
Фольклор | |||
Автор: Панькова Ольга Алексеевна | |||
16.03.2016 22:32 | |||
«Фольклор в познавательном речевом развитии дошкольников» Составила воспитатель: Панькова О.А МБДОУ «Детский сад №21г. Выборга» 2016 В воспитании дошкольников, мы широко используем фольклор, который способствует формированию не только эмоционально-положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию. При отборе фольклорных произведений опираемся на следующие принципы:
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался или в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, сказок, легенд, считалок, дразнилок, потешек, пестушек. Приметы позволили нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), угадывать погоду на ближайшее время. Приметы в повседневной жизни помогают развивать наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы связанные с предсказанием погоды:
Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовать: что ожидалось и что было на самом деле. Может быть кому-то из детей удастся самому открыть приметы погоды? Заклички, приговорки – используют прежде всего как игровой приём. Заклички – обращение к явлением природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Наблюдая за радугой, можно попросить её напоить землю: Радуга – дуга Дам тебе я гущи, Сколько хочешь поливай. Когда дождь идёт долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко: Солнышко – вёдрышко Дети обращаются с приговорками: (обращение к насекомым, птицам, животным). К божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит – к вёдру, если будет ползать по ладошке – жди дождя. Коровушка – бурёнушка, Божья коровка, К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась шелковая трава, в других просили дать богатый урожай. Весна – красна, появись, Использование в работе закличек, приговорок помогают нам не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям. Потешки – взрослого с ребёнком (с его пальчиками, руками, ногами). Ножки, ножи К зиме припасать. Полное лукошко! Расти, коса до пояса Расти, коса не путайся. Этот пальчик – маменька, Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Среди прибауток много небылиц. Их можно использовать для игр типа «Бывает – не бывает». А и где же это видано? Небылицы, перевёртыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток. Поговорки и чистоговорки – незаметно обучающие правильной и чистой речи. Пословицы, поговорки загадки. Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего – либо. Мы подбираем загадки, которые позволят детям увидеть многообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами. Чтобы дети могли отгадать загадки, надо организовать цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, животных. Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь. Участвовать в трудовой деятельности по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении.
|