«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» |
Фольклор | |||
Автор: Зуева Елена | |||
08.11.2015 23:55 | |||
«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Именно в детстве зарождается любовь к Родине. Она начинается любовь к Родине. Она начинается в семье и выражается отношением к самым близким людям. Любовь к родным людям, родным местам, Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает в его душе отклик. От того, что видит и слышит ребенок в детстве, зависит формирование его осознания и отношения к окружающему миру. Поэтому так важно, чтобы система воспитательно-образовательной работы предусматривала формирование у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Огромную роль в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры играет знакомство с поэтическим, музыкальным народным творчеством, с декоративно-прикладным искусством. Интерес к фольклору — одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена. Удивительно разнообразны и поэтичны русские загадки. В них и выдумка, и остроумие, и поэзия, и меткая разговорная речь. Загадки – это умственная гимнастика, интересная игра, соревнование на смекалку. Старшие дошкольники очень любят соревноваться во внимании, смекалке, сообразительности. Предусмотрены разнообразные формы работы с загадкой: загадывание и отгадывание, доказательство отгадки – своего мнения, сравнения загадок об одном и том же предмете (явлении), выделении сравнений, которые используются в загадках, сочинение собственных загадок.
Пословицы и поговорки — сокровищница русской народной речи, народная мудрость. Они кратки выразительны, без лишних назиданий, учат ценить честность, справедливость, трудолюбие, доброжелательность, взаимопомощь, смелость, дружбу. Потешки, прибаутки, небылицы удовлетворяют детскую потребность в радости, развивают воображение детей. Припевки, колядки, скороговорки, заклички легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры. Все они способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, нормального темпа речи, помогают окрепнуть детским голосам. Игровые, плясовые песни – яркие, напевные, поэтичные. В любую песню вносятся элементы игры – пение можно сопровождать разыгрыванием действий в соответствии с текстом песни ( «Пошла Дуня за водой», «Лапти», «Во кузнице» и т.д.). Русские народные игры очень любимы детьми. Во многих играх поются короткие или длинные песенки, мелодии которых доступны каждому ребенку ( «Сахаринка», «Сижу я на камушке» и др.). Подвижные игры – одно из величайших достижений народной педагогики. В них отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь. Увлеченность детей игрой, ролевая самоотдача подтверждают целесообразность их включения в любое занятие ( «Прятки», «Гори, гори ясно!», «Два мороза» и др.). Русский хоровод способствуют объединению людей. Этот жанр, в котором поэтическое и музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия. Именно в хороводах воспеваются широкие луга, травушка-муравушка, кудрявая березонька, цветущая калина. ( «Во поле береза стояла», «Травушка-муравушка», «Вейся, вейся, капустка» и др.). Сказка- древний вид словесного творчества. Сказка- всегда источник мудрости. Это первый ориентир отношений к человеческим ценностям, пониманию добра и зла, честности и обмана, правды и лжи, трудолюбия и лени, любви и ненависти. Сказки знакомят детей с традициями, обычаями народа, национальными праздниками, одеждой, предметами быта, трудом взрослых и орудиями труда, животными и растительным миром. Все это осваивается детьми легко, радостно, запоминается надолго. Ознакомление дошкольников с культурно-историческим наследием русского народа – это основа, которая позволяет не только давать знания, но и кропотливо осуществлять духовно-нравственное воспитание и развитие детей с самого раннего возраста.
|