Сообщение по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
Фольклор | |||
Автор: Беляева Валентина Николаевна | |||
12.07.2015 16:15 | |||
Сообщение по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Воспитатель: Беляева В.Н. Музыкальный руководитель: Макашина Н.С. Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы оказывается знаем очень поверхностно.
Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня- значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Для этого мы обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Актуальность этой проблемы выражается также в необходимости нашего общества противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение. В «Федеральной целевой программе развития образования» говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы подрастающего поколения. Народные истоки оказались той опорой формирования основ нравственности, которая складывалась веками, на протяжении столетий была близка и понятна каждому россиянину. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходя- щей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Вбирая в себя исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем обучают навыкам поведения.. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно. Чтобы выявить значимость данной проблемы, необходимость заниматься ею, нами была проведена анкета для родителей, из результатов которой можно выяснить, нужны ли знания детям и родителям по русской народной культуре или нет. Для этого были опрошены родители средней группы. По результатам анкетирования мы выяснили, что многие родители нуждаются в помощи педагогов при подборе загадок, потешек, считалок. В повседневной жизни родители редко используют пословицы, мало рассказывают о народных праздниках; причина у многих банальна- не хватает времени. Но многие посещают культурные центры нашего города во время проведения народных гуляний, праздников. Родители одобряют проведение фольклорных праздников в детском саду и некоторые хотели бы принять в них участие Подводя итоги анкетирования, очевидно, что все родители группы желают, чтобы их детей приобщали к истокам русской народной культуры, что у детей и родителей есть потребность в изучении народного творчества. Основной целью мы поставили перед собой следующее: Глубже изучать культуру родного края и использовать свои знания в приобщении детей к истокам русской народной культуры; Воспитывать личность ребёнка, обладающего базовой культурой, формировать его культурные потребности, эмоциональную отзывчивость. Определив цель, мы поставила перед собой конкретные задачи:
А далее шла кропотливая работа. Мы старались применять материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подобрали серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и использовала их в работе с детьми средней группы на занятиях, в режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах. Были и трудности, например, не было соответствующих материалов и пособий, окружающая действительность (особенно в городе) не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре. Вот тут пришли на помощь и родители, и бабушки, и сотрудники. Общими усилиями стали собирать материал в уголок старинного русского быта. Сделали переносную печь (из-за нехватки помещений), разместили домашнюю утварь, полотенца, рушники, вышивку…и т. д.. Здесь же разместили предметы народно-прикладного искусства (Городец, Хохлома, Дымка, Гжель и др.). Это было вызвано тем, что именно в такой обстановке хотелось познакомить детей с народными промыслами всей России. За теоретическим и практическим материалом обращались в Омскую общественную организацию «Центр славянских традиций» на бульваре Мартынова. Приобрели видеоматериал с народными играми, хороводами. Теперь в «избе» стали проводить мероприятия по ознакомлению детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, петь народные песни, частушки, заклички. В перспективе устраивать посиделки с чаепитием из самовара, угощением печеньем «жаворонки» и т. д. Большую радость приносили детям народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яркие матрёшки. Малышам рассказываем о красоте, яркости, об особенностях игрушки. Постепенно подводим к осмыслению понятия «народная игрушка». Старшие дети знакомились с её мастерами, историей возникновения. Детей младшего возраста знакомим с предметами быта, их названиями, предназначением, способами действий с ними, а старшим детям объясняем историческую преемственность с современными аналогами. Например, лучина-керосиновая — лампа-электрическая лампа, валек-чугунный утюг-электрический утюг. Кроме того показываем зависимость использования предметов от образа жизни и от места проживания (бедные — лучиной, богатые – свечами; в лесистой местности больше деревянной посудой, а в местах богатых глиной-глиняной). Организация таких моментов предполагает активность самих детей, так как им надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадываем загадки, используем пословицы, поговорки. Особое внимание уделяем расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, скамейка, табурет..) Для большей доступности (особенно малышам) устных фольклорных произведений в «избе» поместили расписную кровать с младенцем-куклой. Именно так обыгрываются колыбельные песни, потешки, прибаутки. Чтобы заинтересовать детей, используем прием присутствия игрового персонажа. Это могут быть и игрушечные животные, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок…, и сказочные герои, и персонажи кукольного театра. Конечно, обязательно включаем сюрпризные моменты (сундук со сказками, пришли гости, волшебный сундучок…), игровые приёмы (отправляемся в гости, преодолевая различные препятствия, путешествия на разных видах транспорта, оказание помощи хорошо знакомому персонажу, приготовление подарков для кого-то, превращения и т. д.) Для того, чтобы познакомить детей с достаточно сложными понятиями, например, о роли обрядов и традиций в жизни людей, о значении поговорок и народных примет, используем отличный приём — диалог между воспитателем и игровым персонажем. Воспитатель выполняет как бы связующую роль между детьми и игровым персонажем. Персонаж, в зависимости от ситуации, может выступать в роли знатока, который обучает детей, а может быть и наоборот — дети обучают глупого или ленивого, игрового или сказочного персонажа. На таких примерах, как правило, решаются и воспитательные задачи. Игровой персонаж не всегда ведёт себя наилучшим образом: может быть капризным, непослушным, невежливым. Поучая и урезонивая его вместе с воспитателем, дети утверждаются в положительном поведении, способах общения. В «избе» более интересно и качественнее стала проходить совместная деятельность по знакомству с народно-прикладным искусством. Формы разнообразны: интегрированные, по замыслу, тематические, коллективные работы, организация выставок, народные праздники, развлечения. Для повышения эффективности усвоения техники рисования, лепки, аппликации используем игры, игровые приемы и упражнения (смотреть выше). Обязательно необходимо полюбоваться выполненными работами, похвалить детей, поблагодарить за труд. Важно учить анализировать свои работы и работы товарищей. Для этого вместе с детьми готовые работы вывешиваем, выставляем, чтобы каждый ребёнок, найдя свою работу, смог сравнить её с другими работами, увидеть преимущества и недостатки. Формы анализа могут быть разными: выбор работ по вопросам воспитателя, сравнение узора на предмете и рисунке, и.т. д. После проведения некоторых фольклорных мероприятий заметили интерес родителей, бабушек к этой теме. Предложили более свободным от работы бабушкам принять участие в проведении таких праздников, ведь кто как ни они воочию знают народные песни, игры, хороводы и.т. д. Результат превзошел все ожидания. Были в восторге не только дети, но и бабушки. Ребенок был горд, что выступает вместе с бабушкой, а бабушки, в свою очередь, получили огромный положительный эмоциональный заряд. Изучение искусства родного края во всём его многообразии представляет собой сложный познавательный комплекс, в котором большую роль играет использование творческого потенциала культурно-просветительских учреждений г. Омска. Поэтому мы обратились за помощью в Омский государственный историко-краеведческий музей, составили совместную культурно-образовательную программу «Детство» для дошкольников. Нами была проведена следующая работа:
На выездных занятиях научный сотрудник музея Жмурко О.А. подробно рассказывала историю появления тех или иных предметов, их усовершенствование со временем, сопровождая рассказ показом привезённых экспонатов. Дети с увлечением не только слушали, но и выполняли практическую работу. Например, при «вышивании» полотенца дети познакомились с основными элементами знаковой росписи, научились изображать знаки солнца, земли, воды и.т. д. Была возможность сравнить свои работы с настоящей вышивкой. Очень понравилось занятие о народных игрушках. Дети увлечённо с интересом рассматривали игрушки, в которые играли их бабушки и дедушки. Мы считаем, что это наиболее удачная и эффективная форма работы по приобщению детей к истокам народной культуры родного края.
Для воспитателей близлежащих детских садов провели весеннее фольклорное развлечение «Сороки» (праздник птиц) с участием бабушек детей. В рамках работы городской творческой группы показали фольклорное развлечение «Именины у рябины» с участием бабушек детей, праздники: «Осенины», «Сретение», «Колядки». Практический опыт показал, что при отборе фольклорного материала нужно учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», всё большее место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа. После окончания определенного отрезка проделанной работы можно сказать, что у детей появился интерес, возросла работоспособность, всё более смелее стали применять пословицы, поговорки не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Результаты проведенной диагностики показали, что приложенные усилия совместной работы воспитателя, музыкального работника, родителей, бабушек, работников музея, библиотеки не прошли даром. В своей работе мы, конечно, опираемся на помощь родителей, стараемся сотрудничать с ними. Поэтому, приступая к работе над темой, составили план работы с родителями: 1. Организовать консультации на темы:
2. Привлечь родителей к сбору предметов народного быта для оформления уголка «избы» в детском саду 3. Заинтересовать и привлечь бабушек к проведению фольклорных мероприятий в детском саду 4. Пошив родителями, бабушками элементов русского народного костюма (юбка, кокошник, фартук) 5. Провести родительское собрание «Посиделки у самовара» с обсуждением совместной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры 6. Родителям вместе с детьми принять участие в выставках и конкурсах, проводимых Омским государственным историко- краеведческим музеем. Опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, так как в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи (сера вутица, потопела малых детушек, вор-воришко залез в амбаришко, полез в окошко, упал в лукошко..). Для этого необходимы наглядные средства. Вот почему так нужна организация предметно- развивающей среды. Поэтому останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо заниматься дальнейшим пополнением «избы» предметами народного быта, деталями народной одежды, образными игрушками-персонажами, куклами, привлекая и сотрудников, и родителей. Продолжить работу по подбору книг с фольклорными произведениями, в том числе книг-раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам. Сведения об авторах:
Воспитатель,
Музыкальный руководитель БДОУ г.Омска «Детский сад № 392 общеразвивающего вида»
|