Сурина Ирина Геннадьевна Музыкальный руководитель 1К МБДОУ ЦРР - ДС № 28 "Золотой петушок" г.Тамбов
для детей от 2 до 7 лет срок реализации 5 лет
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1. Учреждение: МБДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 28 «Золотой петушок» 2. Полное название программы: «На родимой сторонке» 3. Сведения о составителях: 3.1. Ф.И.О: Сурина Ирина Геннадьевна 3.2. Место работы: МБДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 28 «Золотой петушок», г. Тамбов 3.3. Должность: музыкальный руководитель 3.4. Категория: первая 4. Сведения о программе: 4.1. Область применения: дополнительное образование, культурология. 4.2. Продолжительность обучения: 5 лет. 4.3. Сроки и результаты апробации: 5 лет
Едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор. Г.С. Виноградов
Пояснительная записка Мир русской народной песни удивителен и поэтичен, полон ярких красок, образов. Народная песня передает дух народа, его помыслы и мироощущения. Доступный, эмоциональный язык народной песни понятен и интересен детям, и поэтому русские народные песни, помимо активного влияния на музыкальное развитие, формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственностъ поколений. В данной программе представлены народные песни, интересные для детей разного возраста, начиная с младшего дошкольного. Последовательность песен, выстроенных по принципу от простого к сложному, позволяет в процессе их разучивания, использования в практике постепенно развивать музыкальные способности детей, решать многие музыкально-педагогические задачи. Так, простейшие попевки («Андрей-воробей», «Барашеньки», «Сорока, сорока» и др.), небольшой диапазон, простая фразировка, несложный ритм, построенный на четвертях и восьмых, удобны для певческого аппарата ребенка, позволяют успешно развивать интонационный слух. Усложнение мелодики, ритмики, большая содержательность текстов других песен, представленных в программе, способствуют дальнейшему развитию музыкально-слуховых представлений, расширению музыкального опыта в соответствии с индивидуальными способностями детей. Персонажи русских народных песен близки и интересны детям. Каждый ребенок найдет любимых героев: малыши - образы различных животных и птиц, многие из которых наделены чертами человеческого характера: сорока, которая и кашку варила и деточек кормила; дроздок, который по водичку пошел; ворон, который играет в золоченую трубу и др. Старших дошкольников, привлекут, прежде всего, песни «Где был, Иванушка?», «Как у нашей Дуни», «Как у наших у ворот», которые открывают большой простор для импровизации, их можно инсценировать. Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным («Коровушка»), гостеприимство, трудолюбие («Блины»), чуткость («Как пошли наши подружки») и другие. Сюжет почти каждой русской народной песни столь лаконичен и ярок, что на его основе можно легко создать сюжетно-ролевую игру, театрализацию, двигательную или музыкальную импровизацию, танец. Показывая веселых кузнецов («Во кузнице»), («Ваню с подружками»), («Как на тоненький ледок»), Муху, Комара и Стрекозу («Как у наших у ворот» или другие персонажей русских народных песен, дети фантазируют, сочиняют, и возникает удивительная атмосфера творчества. Во время исполнения песен дети сопереживают героям музыкальных произведений, передают личное эмоциональное отношение к происходящим в песне событиям. Исполнение песен-шуток «Я на горку шла», «Комарочек», «Дрема» всегда поднимает у детей настроение, а напевание песен «Во поле береза стояла», «Ты воспой в саду, соловейка», «Ой, мороз-мороз» настраивает детей на лирический лад, на размышление. Русские народные песни индивидуальны и неповторимы, интонационно богаты, эмоционально выразительны и мелодичны. Хочется надеяться, что с помощью песен, включенных в эту программу, педагоги-музыканты сделают путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ - создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и педагогов для развития творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в области фольклорного искусства. Цель программы реализуется решением следующих задач: - знакомство с русской народной песней; - развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: игре на детских музыкальных инструментах, импровизации различных песен, попевок, формирование самостоятельности, инициативности и стремления применять подготовленный репертуар в повседневной жизни детей; - воспитание творческих способностей дошкольников на основе осознанного восприятия фольклорной музыки; - установление доброжелательных межличностных отношений, чувства ответственности за совместную творческую деятельность. Все названные задачи образуют "комплексный метод" музыкального воспитания. Для реализации содержания программы "На родимой сторонке" используются различные формы проведения занятий: беседы; занятия – игры; развлечения; импровизации Перечисленные формы проведения занятий позволяют применить такие методы обучения: - словесные; - наглядные; - практические;
Задачи 1 года обучения обучающие: - ознакомление с простейшими попевками; развивающие: - формирование исполнительско - творческих навыков и умений воспитанников; воспитательные: - знакомство с персонажами русских народных песен.
Задачи 2 года обучения обучающие: - расширение музыкального опыта в соответствии с индивидуальными способностями детей; развивающие: - формирование потребности в музыкально-творческой деятельности; воспитательные: - продолжить ознакомление с простейшими попевками, песнями. Задачи 3 года обучения обучающие: - развитие и совершенствование исполнительско - творческих навыков и умений воспитанников; развивающие: - способствовать дальнейшему развитию музыкально – слуховых представлений. воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине с помощью русских народных песен.
Задачи 4 года обучения.
обучающие - формирование позитивных черт характера: гостеприимства, трудолюбия, чуткости. развивающие: развитие интонационного слуха. воспитательные: - прививать любовь к русской песне.
Задачи 5 года обучения. обучающие: - пропаганда народного творчества, лучших образцов народно-певческой культуры своего края. развивающие: развивать певческие, слуховые, двигательные навыки. воспитательные: - прививать любовь к русской песне и традициям. - формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, жизни и окружающим людям.
В программу «На родимой сторонке» заложены педагогические принципы: - гуманизации обучения, состоящей в том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо. - интеграции различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры. - широкого привлечения игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения. Фольклор, как форма народной педагогики, отвечает основным дидактическим принципам: - научность обучения: изучая календарный фольклор, дети изучают историю, традиции своего народа; -воспитывающий характер обучения: огромное количество произведений имеют ярко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, потешки, песни-игры готовят ребенка к взрослой жизни. Народные игры – это подражание трудовой, общественной деятельности («Сею, вею, посеваю», «А мы просо сеяли»); - наглядность обучения (атрибутика к обрядовым действам, играм); - сознательность и активность в обучении состоит в целенаправленном, активном восприятии, осмыслении, творческой переработки и применении изучаемого материала; Программа «На родимой сторонке» содержит 3 основных раздела. 1. Знакомство с миром русской народной песней. 2. Расширение музыкального опыта в соответствии с индивидуальными особенностями детей. 3. Культура речи Содержание программных материалов каждого раздела позволяет решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Знакомство с миром русской народной песни Обучающие: формировать систему ЗУН в области: - народного фольклора, его истории, отношения к человеку, природе, родному краю; - устного народного творчества; - жанров и видов музыкального фольклора.
Развивающая: - развивать любовь и чувство патриотизма к родному краю; Воспитательная: - воспитывать уважение к русским традициям.
Расширение музыкального опыта в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Обучающие: Научить: - манере народного пения, яркости, выразительности передачи; - правильного дыхания и звукообразования.
Развивающие: - развивать ритмические навыки; - развивать певческие навыки; - развивать музыкально – слуховые навыки.
Воспитательная: - воспитывать любовь к народному пению и обрядовым праздникам. - воспитывать у детей позитивные черты характера: бережливость, чуткость, трудолюбие, гостеприимство.
Культура речи
Обучающие: Научить: правильно произносить звуки, слова, работать над громкостью и скоростью речевого высказывания, ритмом, тембром, логическими ударениями. Развивающие: - развивать функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды.
Воспитательные: - воспитывать у детей умение содержать в порядке место, где они занимаются, играют; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к музыкальным инструментам, вещам, игрушкам.
В программе используются следующие методы: Наглядный: - плакаты, портреты, рисунки; -наглядно - слуховой (выразительное исполнение песни музыкальным руководителем); - наглядно – двигательный (показ игр, танцевальные движения) Словесный: - образный рассказ музыкального руководителя о новом произведении. Практический: - упражнение (варьирование музыкального материала); - последовательное усложнение материала, учитывая возрастные особенности каждого ребёнка; - метод индивидуального контроля.
Отличительная особенность В программе активно используются технологии арт - педагогики в сочетании с фольклором, которые позволяют: 1. Осваивать традиции и культуру русского народа; 2. Развивать коммуникативную сферу; 3. Развивать творческие способности; 4. Развивать образное мышление, память, внимание, координацию, мелкую моторику, усидчивость. Это слияние имеет не только образовательно-воспитательный, но и оздоровительный эффект для воспитанников, участвующих в мероприятиях. Постоянная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие каждую песню, несут в себе положительный заряд огромной силы. Фольклорное пение в выразительном, эмоционально ярком произнесении и пропевании народнопоэтических текстов, развивает голос, повышает речевую и певческую культуру. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию органов дыхания. Выполняя упражнения с пением, дети учатся распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается чувство ритма и музыкальный слух. В программе «На родимой сторонке» применяются логоритмические упражнения, где задействуются все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и спины и ног. Некоторые упражнения содействуют укреплению мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы ребенок не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела. В основе программы лежит авторская программа «У истоков старины» Акимовой Т.И., педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ «Юность» г. Тамбова». В программу «На родимой сторонке» введены изменения музыкального материала по принципу от простого к сложному, учитывая специфику образовательного учреждения и возраста участников образовательного процесса. В зависимости от дня недели, в который проходит занятия по программе «На родимой сторонке», подбираются ритмические и музыкально-ритмические упражнения, влияющие на уровень двигательной активности воспитанников. Музыкально - ритмические упражнения помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Программа «На родимой сторонке» предназначена для детей 2 – 7 лет и рассчитана на 5 лет обучения. Программа обучения включает 32 учебных часа в год. Форма проведения занятий групповая с использованием возможности индивидуального подхода к каждому ребёнку, добиваясь оптимальных результатов в обучении и воспитании. Из групп воспитанников формируется фольклорный ансамбль. Фольклорный ансамбль может состоять из одной или нескольких групп. Возрастной состав групп (ансамбля) может быть одно – и (или) разновозрастный, причем разновозрастный состав групп (ансамбля) позволяет построить учебный процесс в направлении взаимообогащения знаниями и социальным опытом обучающихся по программе. В каждой группе должно быть не более 8 человек. Занятия проводятся 1раз в неделю по регламентированному времени с каждой группой, с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей обучающихся. Для отслеживания результатов развития певческого голоса необходимо проводить в течение года диагностику уровня знаний, умений и навыков воспитанников. Результативность программы определяется по итогам анализа самостоятельной работы воспитанников при полном её прохождении. Предполагаемый результат обучения. После 1-ого года воспитанники должны Знать: - по слуху определять выученный материал. -знать название название шумовых инструментов( бубен, погремушка, деревянные ложки). Различать: - потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 2 звуков) -звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки). Уметь: -различать потешки, песенки по содержанию; - выполнять элементарные танцевальные движения; - подпевать музыкальному руководителю.
Предполагаемые результаты обучения После 2 –ого года воспитанники должны Знать: - названия музыкально – шумовых инструментов (бубен, колокольчики, погремушка, деревянные ложки); - понятие «Хороводный шаг»; - по слуху определять выученный материал. Различать: -звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки). - потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 3 звуков) Уметь: - различать потешки, песенки по содержанию; - выполнять элементарные танцевальные движения; - подпевать музыкальному руководителю.
Предполагаемые результаты обучения. После 3 –ого года воспитанники должны Знать: - названия музыкально – шумовых инструментов (бубен, колокольчики, погремушка, деревянные ложки); - понятие «Хороводный шаг», «топотушки», «кружение». Различать: -звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки); - потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 4 звуков). Уметь: -различать потешки, песенки по содержанию; - выполнять танцевальные движения; - петь вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно.
Предполагаемые результаты обучения. После 4 –ого года воспитанники должны Знать: - названия музыкально – шумовых инструментов (бубен, колокольчики, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки, гусли); -понятия «хороводный шаг», «топотушки», «кружение», «ковырялочка», танцевальный шаг. Различать: -звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки); - потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 5 звуков). Уметь: -различать потешки, песенки по содержанию; - выполнять танцевальные движения; - петь вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно.
Предполагаемые результаты обучения. После 5 –ого года воспитанники должны Знать: - названия музыкально – шумовых инструментов (бубен, колокольчики, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки, гусли); - понятия «хороводный шаг», «топотушки», «кружение», «ковырялочка», танцевальный шаг; - различать музыкально – шумовые инструменты по видам (с диатоническим и хроматическим звукорядом). Различать: -звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен,гусли, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки); - потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 8 звуков). Уметь: -различать потешки, песенки по содержанию; - выполнять танцевальные движения; - петь вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно.
Список используемой литературы: Для педагогов: 1. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1974. 2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988.
3. Государственный образовательный стандарт (Научно-региональный компонент образования). 1999. 4. Кузьмина Н.В. «Способности, одаренность, талант учителя», Л. 1985. 5. Куприянова Л.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом (Методические рекомендации). М., 1981. 6. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987. 7. Мешко Н.К. Вокальная работа с исполнителями русских народных песен. – В кн.: Клубные вечера. Вып.II. М., 1976. 8. Назарова Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000. 9. Немов Р.С. «Психология», М. Владивосток 1999. 10. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка. М., «Просвещение», 1986. 11. «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика 1991. 12. Русские народные песни для детского или женского хора без сопровождения Сост. Н.В.Калугина и В.С.Попов. М., 1971. 13. Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998. 14. Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации занятий», 1991. Для родителей: 1. Браз С. Русская народная песня. Хрестоматия. М., 1975. 2.«Короб чудес. Детские деревенские посиделки», Чебоксары, 1997 3. «Мир детства. Младший школьник», М. Педагогика 1988. 4. «Музыкальная шкатулка», серия «Праздник в школе», Минск, 2001. 5. русский фольклор, серия «Классики и современники», м., 1985. 6. Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Отделение пед. Общества 1994. 7. Д.Рытов «Популярные русские народные песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста», Ярославль, Академия развития 2002
Скачать полную версию конспекта
|