«Формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора» |
Фольклор | |||
Автор: Терещенко Наталья николаевна | |||
18.02.2015 09:11 | |||
«Формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора» воспитатель первой квалификационной категории: Терещенко Наталья Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Вадского муниципального района Нижегородской области 1. Пояснительная записка Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети очень плохо стали говорить. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др. Таким образом, с целью развития речи детей раннего возраста, мною была определена тема методической разработки «Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора». 2. Цели и задачи: Цель работы: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста. Для успешной работы по развитию речи мной были поставлены следующие задачи: Познавательные:
Развивающие:
Воспитательные:
К трём годам в развитии речи детей происходит существенный скачок – совершенствуется познавательная сфера, расширяются функции речи. Речь становиться не только средством общения с взрослыми, но и средством общения детей друг с другом. Это результат дальнейшего развития предметно-орудийной деятельности и становления других видов деятельности (игра, рисование, конструирование, труд, наблюдение). В связи с овладением речью малыш учиться удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он может слушать, понимать и выполнять инструкции взрослого, более сложные поручения, чем раньше. В этом возрасте продолжает совершенствоваться не только коммуникативная, но и обобщающая функция слова. Дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается количество прилагательных, наречий. Можно говорить, что в речи детей к концу года появляются все части речи, кроме причастий и деепричастий. Это позволяет ребёнку оформлять свои мысли и выражать их в предложении. В этот период начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Малыш на основе имеющегося опыта понимает и запоминает каждое отдельное слово, входящее в произнесенную взрослым фразу, т.е. развивается регулирующая функция речи. Значительно совершенствуется коммуникативная функция речи. В рамках предметно-орудийной деятельности ребенок осваивает основную форму общения - диалогическую. Он учится инициативно высказываться. К концу третьего года жизни ребенок начинает задавать много вопросов, что говорит также о развитии речи и мышления, интенсивно развивается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая, основанная на потребности разного рода эмоциональных, в том числе и речевых, контактах. В фонематическом отношении речь, как правило, еще несовершенна, дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят часто с искажением. На третьем году ребенок понимает все, о чем с ним говорят взрослые, что связано с его переживаниями. С ним можно говорить о его прошлых впечатлениях, о будущем. Складывается внеситуативная форма речи. Ребенок слушает и понимает литературные произведения, рассказы взрослого, сказки. Все, что ребенок воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи. Формируется описательная речь и речь-монолог. Появление ее связано с расширением круга представлений, с ростом самостоятельности ребенка, с развитием воображения. Данный возраст является началом развития словотворчества. Это реальная практика овладения языком как предметной действительностью. К концу года речь становится более выразительной, ярко отражает различные чувства, переживания ребенка. Все это влияет на развитие его личности. 4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы. Интегративные показатели развития речи ребенка. Пассивная:
Активная:
Ожидаемый результат Познавательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. Моя работа нацелена на то, чтобы дети ещё с дошкольного возраста приучались к народной культуре, красоте русского слова. Ведь, как сказал великий классик М. Горький: «Начало искусства слова – в фольклоре». Именно поэтому тема данной работы мне очень близка. Для меня очень важно донести до ребенка красоту русского народного слова, уважительное отношение к старинным праздникам и традициям. Прекрасная русская пословица гласит: "Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле". Я согласна с этой мудростью русского народа и считаю, что начинать знакомство ребенка с фольклором нужно уже в группах раннего возраста. Выделяю следующие виды работы с использованием фольклора:
В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички. Сказка - средство речевого развития и воспитания детей разных возрастов, она развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Русские народные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры. Пальчиковые игры не только формируют речь, но и развиваются мелкую моторику кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским. Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие. Чтобы потешка, прибаутка, песенка, байка или сказка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Вся работа с фольклорными произведениями включает несколько этапов: 1 этап – Предварительная работа - знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза):
На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. 2 этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка):
Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью. 3 этап - Повторение потешек, сказок - повторения необходимы не только на одном и том же занятии, необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время, это помогает закрепить и расширить знания детей:
Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. 4 этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности:
Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность. В начале учебного года проанализировав речь детей своей группы, я увидела, что большинство детей не владеет навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, они только называли ее персонажей. Мной была проведена диагностика развития речи детей 1 младшей группы. Диагностика составлена на основе критериев речевого развития по программе «Истоки» под ред. Л.А.Парамоновой. Диагностика показала, что развитие речи детей находится не на должном уровне: дети в основном пользуются в речи короткими фразами, при общении со взрослыми пользуются трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только несколько детей (Приложение1). Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, использовала такие потешки как, например: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней я заметила, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся. Находясь в группе целый день, дети устают, иногда ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит: Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки). Укладывая детей спать детям в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки: Люли, люли, люли, Прилетели гули. Используя этот прием укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне. Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой. На кисоньку потягушечки На деточку подрастушечки. Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Всеми эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику в кроватке после сна (картотека с упражнениями для массажа и бодрящей гимнастики прилагаются). Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку. Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаются потешками такими, как: Водичка, водичка, Умой мое личико … Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды: Умница Сашенька, Ешь кашу сладеньку… Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее. Вот они сапожки, Этот - с правой ножки… Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. В потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому. Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение. С целью развития внимания к звучащей речи велось обучение детей совместному произношению слов, договариванию и подговариванию, умению выделять голосом некоторые слова и звуки в тексте. В печи калачи Как огонь горячи… Неизменный интерес на играх-занятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: «Кувшин молока», «кусок пирога … », «белый платочек на шею ...». Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку, существовал даже обычай: прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал. Уж, ты, котенька - коток, Котя - серенький хвосток! Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки – потешки: «Ладушки», «Сорока», «Идет коза» и др. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. В ходе проведения непосредственно образовательной деятельности по фольклору с детьми использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, мы учим их на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д. Родовые корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Они рождены языческой верой во всемогущие силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу. И каждая из природных стихий, каждое из природных явлений запечатлелось в них как чудесная сила, к которой обращались с просьбами об урожае, хорошей погоде, о дожде, который шел бы «не там где жнут, а там где ждут!». Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге: А ты радуга-дуга, Ты высока и туга! Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Уродись, бобы Велики круты… Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе: Сосна, сосна Отчего ты красна? В потешках и песенках оживают явления природы «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «На небе появилась радуга-дуга…», действуют животные (кисонька - мурысынька, курочка - рябушечка, сорока - белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка - рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; сорока - белобока кашу варит - деток кормить; котик идет на Торжок и покупает пирожок; заинька горелку лижет и т.д. Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняли содержание колыбельных песенок. Во время кормления куклы приговаривала «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». Хорошо известны детям потешки, я использовала в играх - забавах, в утренней гимнастике и подвижных играх, на занятиях по ИЗО деятельности. Это всегда помогало детям проявить речевую и двигательную активность (конспекты игр и занятий прилагаются). В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями по этой теме: в беседах, в папках - передвижках объясняю им ценность русского фольклора для воспитания детей; знакомлю с потешками, колыбельными песенками, ведь многие родители не помнят их содержания.
|