Сценарий фольклорного праздника "Святки" |
Фольклор | |||
Автор: Гудкова Марина Юрьевна | |||
22.12.2014 23:11 | |||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ» Сценарий развлечения «Святки». Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь Пояснительная записка: Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством. Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа. Цель: Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа. Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Задачи: 1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством. 2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество. 3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях. 4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку). 5. Формировать социально-нравственное здоровье детей. 6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства. 7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей. 8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора. 9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления. 10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей. 11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав. Предполагаемый результат: Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.
План мероприятия: 1. Разыгрывание сценок колядования. 2. Пение колядок и святочных частушек. 3. Аттракцион «Перетягивание каната». 4. Шумовой оркестр. 5. Сценка «медведь и Коза». 6. Игра «Хвост Бабы Яги». 7. Игра «В цапки».
Материалы и оборудование: 1. Предметы русского быта и прикладного искусства. 2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков. 3. Костюм для Ведущей. 4. Детские костюмы Медведя и Козы. 5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки. 6. Корзины для угощения. 7. Канат.
Действующие лица: 1. Ведущая (взрослый). 2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»). 3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).
Предварительная работа: 1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок. 2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году. 3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений. 4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Литература: 1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г. 2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г. 3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г. 4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г. 5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г. 6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г. 7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г. Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки. Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья. Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.
Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них — Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси. Итак, праздник начинается!
Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли. Хозяйка. Голос из-за двери: Дома ли хозяева? Хозяин и Хозяйка: Дома!
Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».
Все хором говорят:
Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/: Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом! Чтоб здоровы были, много лет жили! Говорят: Желаем всем счастья, здоровья!
Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/: Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!
Колядовщик: В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться, Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать. Уж, как наша коляда ни мала, ни велика! Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт! Коляда – молода, зашла в новы ворота. А за ней и Мороз через тын перерос.
Поют: Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс. Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!
Ведущая: Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки. Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее. Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
1 Колядовщик: Были мы в Париже, были ещё ближе. Гостей угощайте, пироги нам давайте. Мешок ватрушек, коробку игрушек, Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./: Коляда-моляда, золотая борода. Позолоченный усок, по рублю за волосок, Подай, тётушка, подай, матушка, На тарелочке, да на блюдечке.
4 Колядовщик: Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок! Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы, Хозяин: Да денежка копьем, да рубль серебром! Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница! Дай Бог тому, кто живёт в этом дому! Ведущая: С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел! Рождество - это праздник детей и взрослых,
Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./: Как Христово Рождество подкатилось под окно. А как наша коляда ни мала, ни велика. Под окошком шьёт, пироги подаёт. Открывайте окно, запускайте Рождество!
Ведущая: А сейчас я предлагаем вам игру — мерить силу, как бывало в старину. Ведущая: Максим, что ты хочешь нам сказать? Колядовщик: Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте! Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!
Ведущая: Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/ Медведь: Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали. (Дети подкрадываются к мишке). Играют с мишкой несколько раз. Ведущая: Мы сегодня пришли и козу с собой привели. Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала. Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./: Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая. Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила? Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам. Медведь. Ведущая: Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги». Игра «Хвост Бабы Яги». /Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./
Ведущая: А какой же праздник без весёлых частушек. Дети поют "Частушки". И частушки пропоём всем на удивление. 2. По деревне я шла и Ванюшу видела, Мы народные таланты, нами край наш славится. Ведущая: Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано! Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/: Да и где же это видано, да и где же это слышано. Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс! Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс! Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох! Да и где же это видано, да и где же это слышано! Ведущая: А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки». Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят: Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап! При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры. Ведущая: Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу. Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать. Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть. Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех, И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех. Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!
|