Открытый показ в старшей логопедической группе «Ярмарка народных промыслов» |
Фольклор | |||
Автор: Богатова Ирина Петровна | |||
07.10.2016 18:59 | |||
Открытый показ в старшей логопедической группе «Ярмарка народных промыслов» Автор: воспитатель 1 категории Богатова И.П. Цели и задачи:
Предварительная работа:
Разучивание стихов о дымковских игрушках, разучивание потешек, частушек. Рассказ о работе дымковских мастеров. Показ фильма «Дымковские игрушки». Выставка дымковских игрушек. Роспись силуэтов индюка, лошадки, роспись крупных деталей птички. Материал: Предметы народного творчества – городецкие изделия, гжель, хохлома, дымковские игрушки, самовар, картинки с изображением предметов народного творчества. гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки бумажные, заготовки объёмных фигурок птиц для раскрашивания, фонограмма русской народной музыки, минусовка с частушками. Ход занятия: Восп.: Эй, честные господа, (Дети заходят в группу под русскую народную музыку) Восп.: Ребята, на Руси издавна люди любили устраивать ярмарки. Ярмарки были весёлые: с плясками, частушками, шутками, пряниками да пирогами. А главное — с игрушками. Вот и я приглашаю вас на ярмарку. Дети подходят к выставке изделий народного творчества. (На столах расставлены изделия народного творчества) Восп.: Ребята, посмотрите, как много здесь интересных изделий. Обратите внимание какие они все красивые, яркие и все разные, потому что расписывали их разные мастера, которые живут в разных уголках России. Подойдите к первому столу. На нём находятся изделия городецких мастеров. Вы видите расписные дощечки, тарелки, бочонки, панно. На них изображены фантастические птицы, длинноногие кони необыкновенной красоты, цветы, ягоды. Расписывают городецкие мастера изделия чаще всего по неокрашенному дереву. Используют золотые, зелёные, жёлтые, голубые, синие, коричневые, розовые цвета. Есть на Волге город древний, Распускаются букеты, Если взглянешь на дощечки, Городецкий конь бежит, (Воспитатель переходит ко второму столу с хохломской росписью) Ребята, посмотрите на эти красивые изделия! Может быть кто-то узнает, какой росписью они украшены? Дети: Хохломской. Совершенно верно. Эта роспись называется хохломская. Хохлома, хохлома, А сейчас я расскажу вам хохломскую сказку: Давным-давно заметили люди, Материал всегда под рукой И солонички, и братины, По золотому полю На ярмарке мастер свою посуду продаёт А вот плошка – налей окрошку, Хохлома нынче город большой, А если посмотреть на это стол, то можно очутится в сине-голубой сказке. Посмотрите, сколько здесь разной посуды: чашки, чайники, сахарницы, кувшины и даже целый сервиз! Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель. Узор на всех изделиях выполнен только голубой и синей краской – цвета неба. Самый любимый рисунок – гжельская роза, а ещё травинки, былинки, цветы, почки, листочки: то, что мастерам дарит природа. Сине-голубые Чудо на фарфоре – (Воспитатель подходит к столу с дымковскими игрушками) Восп.: Посмотрите, сколько игрушек! Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее. Посмотрите на узоры этих игрушек, подумайте и скажите, как называются эти игрушки? Дети: дымковские. Восп: Правильно! Давайте посмотрим фильм о дымковской игрушке. (Демонстрируется презентация «Дымковская игрушка» с сопровождением рассказа) Восп.: Дым из труб идёт столбом, На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. C давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие, нарядные игрушки. Да игрушки не простые! Они сделаны из глины. Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая. Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твёрдой, как камушек. Остынет игрушка после печи – мастер красит её в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство! Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки. А игрушки выходят – просто загляденье! (Продолжается демонстрация слайдов, и по ходу демонстрации воспитатель предлагает детям) Ребята, кто может рассказать стихотворения про дымковские игрушки? Дети рассказывают: 1-ый ребёнок: Олень – золотые рожки! 2-ой ребёнок: Дымковский индюк хорош! 3-ий ребёнок: В красном новеньком седле 4-ый ребёнок: По двору петух шагает, На головке – гребешок. 5-ый ребёнок: Дымковская барышня Восп.: Вот какие весёлые, яркие, нарядные игрушки делают дымковские мастера! Ребята, мы сейчас на ярмарке. А какая же ярмарка без весёлых частушек? Ставьте ушки на макушки 1 реб.: Выйду, выйду я плясать 2 реб.: Мой милёночек хороший, 3 реб.: На окошке два цветочка: 4 реб.: Мы по ярмарке ходили Вместе: Мы частушки вам пропели. Восп.: Ребята, по дороге на ярмарку мне встретились дымковские мастера. Они попросили вас помочь расписать игрушки. Согласны помочь? Дети: Да! Восп.: Для того, чтобы у вас получились красивые узоры, мы сейчас разогреем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют движения в соответствии с текстом) Ну-ка ручки не ленитесь, Вот все пальчики мои, Постучали, повертели, Восп.: Я приглашаю вас в мастерскую дымковской игрушки и предлагаю вам стать на некоторое время мастерами. Сегодня вы должны постараться, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. Прежде, чем мы начнём украшать изделия, давайте вспомним, какими узорами украшают игрушки дымковские мастера? Дети: кольца, круги, точки, полоски… Восп.: Правильно, а напомните мне какие – же цвета любят дымковские мастера? Дети: красный, оранжевый, черный, зеленый, синий… Восп.: Да, мастера любят яркие краски, краски радуги: от них настроение поднимается. Все игрушки не простые, Простой, казалось- бы узор, Сегодня мы с вами продолжим расписывать птичку. На предыдущем занятии мы раскрасили крупные детали: гребешок, грудку, хвостик, а также глазки. Сегодня мы будем наносить разноцветные узоры. Рассмотрите расписанный образец. Крылышки расписаны с помощью кружочков, на шейке – волнистые полосочки, на хвостике – кольца. Вы можете использовать любые узоры. Приступайте к работе. Выбирайте любые краски, которые вам понравились. Дети расписывают своих птичек. В конце занятия все вместе рассматриваем готовые работы. Отмечаем, насколько птички изменились, стали красивые, яркие, нарядные! Такие птички всем понравятся. Восп.: Ребята, предлагаю ваши работы поставить на ярморочный стол дымковской игрушки, ведь сегодня вы были дымковскими мастерами! Вот и закончилась наша ярмарка. Реб: Мы по ярмарке ходили Восп.: Мы о дымковской игрушке До свидания! Все игрушки не простые, Простой, казалось- бы узор, Яркая, лучистая,
|