Проект «Животные нашего края» для детей средней группы ДОУ
Данный экологический проект поможет дошкольникам расширить знания о диких животных лесов Калининградской области. В итоге реализации проекта планируется создание книги «Дикие животные наших лесов».
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Животные нашего края».
Задачи проекта:
- Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах.
- Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
- Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
- Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.
Актуальность темы
Дети средней группы детского сада имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Животные нашего края» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, особенностях жизни зверей; развить связную речь, творческие способности детей.
Основополагающий вопрос: Может ли быть наша планета без животных?
Проблемный вопрос: Почему дикие животные не могут жить в квартире?
Участники проекта: воспитатели, родители и дети средней группы, эколог, музыкальный руководитель, руководитель физкультуры.
Характер деятельности по проекту: познавательно-творческий.
Предполагаемый результат для детей:
В процессе реализации проекта дети научатся:
- Знать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
- Владеть обобщающим понятием «дикие животные».
- Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.
- Составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы.
- Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки.
- Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.
В итоге реализации проекта будет создана книга «Дикие животные».
Предполагаемый результат для воспитателя:
Презентация проекта «Животные нашего края», оформление книги «Дикие животные».
Перспективный план проекта «Животные нашего края»
Направления работы
|
Совместная деятельность педагога с детьми
|
Игровая деятельность
|
1. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Зоомагазин», «На лесной полянке».
2. Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Чьи детки?», «Где чья мама?»
3. Игра – драматизация по русским народным сказкам «Теремок»
|
Коммуникативная деятельность
|
1. Составление рассказов о животных и создание книги рассказов.
2. Обогащение словаря детей.
- Беседа с детьми по темам: «Как животные готовятся к зиме?»;
- Рассматривание сюжетных картин по теме: «Дикие животные наших лесов»;
- Разбор и комментирование путаниц;
- Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме.
|
Чтение художественной литературы
|
Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», « Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса; заучивание стихотворений о животных: «Белка-парашютистка», «Лиса» И. Новикова.
|
Познавательно-исследовательская
деятельность
|
- Загадывание загадок о животных.
- Рассказы воспитателя на темы: «Зачем ежу иголки?», «Почему зайца называют косым?», «Что делают белки, если корма в лесу не хватает?».
- Просмотр слайдов по теме.
- Творческие задания «Спрячь зайца», «Помоги белочке сделать припасы».
- Обучение правилам поведения в природе.
- Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о животных.
- Ведение календаря природы.
- Проблемные ситуации по теме: «Как люди могут помочь животным».
- Рассказы педагога из личного опыта о животных, тематические прогулки.
- Групповой праздник «В гости к лесным зверятам».
|
Продуктивная деятельность
|
- лепка «Ёжик»,
- рисование животных наших лесов, аппликация «Зайчик в лесу»,
- оригами - Заяц,
- коллаж «Царство диких животных».
- ручной труд – изготовление настольного театра «Зоопарк» (картон, цветная бумага),
- книга детских рисунков и рассказов «Дикие животные».
|
Театрализованная деятельность
|
1. Настольный театр «Зоопарк».
2. Импровизация «Заюшкина избушка».
|
Двигательная деятельность
|
- П/игры: «Пустое место» , «Узнай по голосу», «Охотник и зайцы», « Волк во рву», «Охотники и звери».
- Загадки- движения «Угадай животное».
- Пальчиковые игры по теме: "Наш лужок", "Ёжик».
- Физкультминутки по теме: «Заблудились мы в лесу», « Между ёлок, между сосен…»; « Скучно белочке в дупле».
- Спортивное развлечение на прогулке «На лесной тропинке».
|
Творческая деятельность
|
- Разучивание песни: « Почему медведь зимой спит».
- Слушание музыкального произведения: Л. Ребиков «Медведь».
- Хороводная пляска: « Медведь с пирогами».
- Слушание DVDи аудиозаписи : «Звуки леса».
- Муз.ритм. движения «Зверюшки на дорожке», «Движения животных».
- Показ театра: «Шёл заяц по дорожке».
|
Содержание проекта «Животные нашего края»
Этапы проекта
|
Деятельность педагога
|
Взаимодействие с семьей
|
Деятельность с детьми
|
Вводный
|
Вводит в проблемную ситуацию: Почему лиса (заяц, волк, ёж, белка) не могут жить в квартире?
|
Анализируют ситуацию с детьми Посещение родителей с детьми зоопарка с целью изучения диких животных нашего края
|
Принимают участие в обсуждении
|
Планирование деятельности
|
Планирование содержания работы с родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Дикие животные».
|
Консультативная работа с родителями.
|
Построение системы работы с детьми: перспективное планирование развивающих ситуаций, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом, педагогом, родителями.
|
Реализация проекта
|
Педагог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, поощряет усилия обеих сторон.
|
Просмотр дома телепередач о животных.
|
Совместная деятельность педагога с детьми по перспективному плану.
|
Презентация проекта
|
Создание книги «Дикие животные»
|
Оказывают помощь в сборе бросового материала.
|
Активные участники.
|
Подведение итогов
|
Организует презентацию и представление созданной книги «Дикие животные».
|
Оформление рисунков с составлением описательных рассказов о животных.
|
Создание книги о диких животных.
Изготовление поделок диких животных из разнообразного материала для экспозиции в мини-музее «Краеведение».
|
Перспективный план работы с родителями в рамках реализации проекта «Животные нашего края»
Направление по повышению компетентности родителей
|
Совместная деятельность педагога с родителями
|
Совместная деятельность родителей с детьми
|
Результат
|
Информационно-аналитическое
|
Познакомить родителей с предполагаемым проектом
|
Поддерживают интерес к данной теме через беседы, наблюдения и др.
|
Получение родителями информации о предстоящей работе
|
Познавательное
|
Консультация:
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными»
|
Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных
Домашнее задание на выходные дни: «Оформление рисунков диких животных наших лесов с составлением описательного рассказа».
|
Воспитание у детей повышенного интереса и любви к природе
Пополнение предметно-развивающей среды:
- Настольный театр «Зоопарк».
- Книга «Дикие животные».
- Д/и: «Кто в домике живёт?»
|
Наглядно-информационное
|
Папка-передвижка: «Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных»
Информация для родительских уголков с сезонными изменениями в природе
|
Домашнее задание для родителей с детьми по активизации и обогащению словаря по данной теме
|
Развитие грамматического строя речи у ребёнка:
- упражнять в образовании притяжательных местоимений;
- образование существительных с помощью суффикса –ищ;
- образование сложных прилагательных;
- образование существительных мн. числа именительного и родительного падежей.
|
Приложение
ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»
ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»
Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом) Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая) За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках) За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд) За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку) За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку) За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах) Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках) Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы на Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одному Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку) Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу. Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и кулачками поочерёдно)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Пустое место» «Узнай по голосу»
Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. Мы по кругу идём, К одному я подойду и тихонько постучу. Мы лисичку зовём, - Тук-тук! Пусть глаза не открывает, - Кто там? Нас по голосу узнает. - ……..(Саша) - Зачем пришёл? - Побежали вперегонки, как ……. (зайцы, медведи, лисы и т.д.)
СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (Вл. Степанов)
Медведь. Белка.
По завалам, по оврагам Белка – с кисточками ушки- Ходит зверь хозяйским шагом. Гриб увидит на опушке - Любит он душистый мёд, Прыг за ним с густых ветвей Да малину с веток рвёт. И несёт домой скорей.
Кабан. Лось.
Опускается туман, Лось – рога ветвистые Просыпается кабан. Да копыта быстрые. Роет землю у реки, Головой качая, он Точит острые клыки. Задевает небосклон.
Ёж. Барсук.
Серый ёжик весь в иголках, Встанет за полночь барсук, Словно он не зверь, а ёлка. Обойдёт свой дом вокруг. Хоть колюч молчун лесной – Острый нюх и зоркий глаз - Ёжик добрый, а не злой. Наступил охоты час.
|