Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда |
Логопедия | |||
Автор: Родионова Светлана Викторовна | |||
25.08.2021 07:10 | |||
Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда Родионова Светлана Викторовна — учитель-логопед высшей квалификационной категории, МАДОУ «Чебурашка» (ул. Прибалтийская, д. 7) Одна из задач современного дошкольного образования – «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка». Решить данную задачу реализуют все педагоги нашего дошкольного учреждения, в том числе и логопед. В реализации этой задачи помогает использование ТРИЗ – технологии. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, которая направлена на воспитание творческой личности, подготовленной к решению проблем в различных областях деятельности. ТРИЗ также тренирует память и внимание, развивает смекалку, логику, воображение.
Развитие речи детей тесно связано с познавательными процессами и коммуникативными навыками дошкольников. Поэтому на логопедических занятиях я использую игры и упражнения технологии ТРИЗ. Они помогают логопеду стимулировать у дошкольников:
В своей работе я использую следующие игры и упражнения. Игра «Логический поезд» (для детей 5 – 7 лет) Цель: автоматизация поставленных звуков; совершенствование лексико-грамматического строя речи; развитие фонематического слуха. Оборудование: предметные картинки, картинка паровоза. Ход игры. Логопед раздает картинки, в названии которых есть поставленный звук, поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней ( «лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок и правильно произносил в словах поставленный звук. Можно предложить детям выбрать предмету по качественным признакам: форма, цвет, материал. В данную игру можно играть и с одним ребёнком. «Круги Луллия» (для детей 5 -7 лет) Цель: формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы; развивать связную речь детей; совершенствовать лексико-грамматический строй речи; автоматизация поставленных звуков. Оборудование: круги Луллия, картинки с изображением предметов, карточки – символы (схемы предлогов, слоги, обобщающие понятия, схемы слоговой структуры слова и другие). Ход игры. На большом и среднем кругах размещены объекты природы и рукотворные объекты; на малом круге – карточки-символы. Ребёнок должен найди реальное сочетание. При объединении картинок в рамке формируется реальная картина мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Варианты заданий для детей зависят от карточек-символов, размещённых на малом круге. Вариант № 1 На малом круге находятся схемы предлогов (см. фото). Ребёнок раскручивает малый круг и выбирает схему. Затем он подбирает картинки на среднем и большом кругах. Далее он составляет предложение: «Кукушка вылетела из гнеда. Мама поставила цветы в вазу. Ложка упала под стол.» Вариант № 2 На малом круге находятся слоги: «РА», «РУ», «РЫ», «ЛА», «ЛУ», «ЛЫ».. на среднем и большом кругах – картинки, в названии которых есть данные слоги. Ребёнок раскручивает малый круг и выбирает слог. Затем на среднем и малом кругах он подбирает картинки, в названии которых есть выбранный слог (РА – ракета, радуга; ЛА – кукла, лампа…) Игру можно продолжить – предложить ребёнку придумать предложение, фантастическую историю или сказку. Существует большое множество вариантов игр с кругами Луллия. Игра «Чем было, чем станет?» (для детей 5 – 7 лет) Цель: формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, и его будущее; развивать смекалку, мышление; автоматизировать звуки в словах и фразе; упражнять в образовании формы Творительного падежа существительных. Оборудование: игра в виде книги, у которой все страницы разделены на три части. Ход игры. Логопед показывает предмет (объект). Ребёнок называет этот предмет (объект) и находит, чем он был в прошедшем времени. Затем педагог предлагает назвать, чем предмет (объект) будет в будущем и подобрать соответствующую картинку. Например: женщина (девочка, бабушка); мука (колос, хлеб); одуванчик (жёлтый, лысый) … Можно предложить ребёнку объяснить необычное сочетание. При перелистывании картинок рассматривается случайное соединение объектов и как можно более достоверно объясняется необычность их взаимодействия. Игра «Сочиняем истории» (для детей 3 – 7 лет) Цель: развивать логическое мышление, совершенствовать лексико-грамматический строй речи и связную речь у дошкольников и творческое мышление; автоматизировать поставленные звуки. Оборудование: набор из 9 кубиков с изображением «живых» и «неживых» предметов. Ход игры. Ребёнок 3-4 лет бросает 3-4 кубика, а ребёнок 5-7 лет – до девяти кубиков. По выпавшим картинкам он сочиняет историю смешную, страшную, фантастическую, про друзей… Можно бросать по 1 кубику и строить историю на ходу. Игра «Что за дверью?» (для детей 5 – 7 лет) Цель: закреплять навык правильного произношения и дифференциации поставленных звуков в слогах; развивать связную речь и творческое мышление. Оборудование: карточки со слогами; карточки со сказочными сюжетами. Ход игры. На столе лежит колода картинок с автоматизируемым звуком. На них нарисована дверь и написан слог, который её открывает. Последней в колоде лежит карточка с вопросом на двери. На этой карточке нарисован «волшебный мир». Цель ребёнка — добраться до «волшебного мира». Для этого ребёнок чётко произносит слог, убирает карточку и «открывает» следующую дверь. сначала проговаривает слоги, предложенные на карточках (читает или повторяет за логопедом). Когда ребёнок дойдёт до последней карточки, логопед просит назвать предметы, придумать, как они там оказались, и сочинить историю. Игра «Королевская башня» (для детей 5 – 7 лет) Цель: знакомство с лексической темой «Семья», развитие связной речи и творческого мышления, развитие лексико-грамматического строя речи (предлоги, сравнительная степень прилагательных), развитие зрительной памяти и внимания. Оборудование: карточки с персонажами – обитателями башни и частями башни. У каждого персонажа есть двойник, который отличается одной деталью. Ход игры. Во время игры ребёнок выстраивает башню по образцу логопеда или свою. Затем ребёнок ищет одинаковые карточки или различия у персонажей (у одной принцессы в вазе тюльпан, у другой – ромашка…). Логопед задаёт ребёнку вопросы о расположении персонажей (выше или ниже) или их возрасте (старше или младше). Далее ребёнок сочиняет рассказ или сказку об этих персонажах. Игра «Половинки» (для детей 5 – 7 лет) Цель: развивать зрительное восприятие и внимание; закреплять правильное произношение звуков; развивать лексико-грамматический строй речи (образование сложносоставных существительных – полчайника, полфартука, самоварогрузовик...); развивать связную речь и творческое мышление. Оборудование: предметные картинки, разрезанные на две части. Ход игры. На столе разложены карточки с половинками предметов. Логопед предлагает ребёнку назвать половинку изображенного предмета (полсапог, полторта, полсовы…). Затем ребёнок находит вторую половинку данного предмета, соединяет их и называет, что получилось (сапоги, торт, сова…). Логопед предлагает составить предложение с этими словами и контролирует правильное произнесение звуков. В другом варианте игры ребёнку предлагают соединить половинки предметов произвольно и придумать название получившемуся предмету. Например, самоваолгрузовик, совосапоги, тортосахарница…). Ребёнок придумывает, для чего этот предмет был бы нужен. Игра «Коза Сима» (для детей 5 – 7 лет) Цель: развивать фонематический слух и лексико-грамматический строй речи (овощи, фрукты); развивать связную речь и творческое мышление. Оборудование: большая картинка с изображением козы Симы, предметные картинки с изображением овощей и фруктов. Ход игры. На столе лежат картинки. Логопед называет ребёнку имя козы – Сима, и просит определить, с какого звука начинается это имя. Затем он просит ребёнка выбрать овощи или фрукты, в названии которых есть звук «С», назвать их и придумать историю «Про козу Симу». Можно предложить ребёнку придумать имя для козы на заданный звук (Ш, Л, Р…) и отобрать овощи и фрукты с данным звуком. Игра «Собери картинку» (для детей 5 – 7 лет) Цель: закреплять у детей навык правильного произношения поставленных звуков; развивать фонематический слух, внимание и наблюдательность; развивать связную речь и творческое мышление. Оборудование: игровое поле с предметными картинками, двухсторонние карточки – с одной стороны предметные картинки с заданным звуком, с другой – фрагмент сюжетной картинки. Ход игры. На столе лежит игровое поле и двухсторонние карточки. Ребёнок берёт по одной карточке, называет картинку и находит её место на игровом поле. Условие: картинку необходимо перевернуть на ту сторону, где находится фрагмент сюжетной картинки. Когда игровое поле закрыто полностью, ребёнок рассматривает получившуюся сюжетную картинку и называет на ней все предметы с заданным звуком. После этого логопед предлагает придумать историю, рассказ по этой картинке. В арсенале ТРИЗ существует огромное количество приёмов и методов. Часть из них успешно используется мною на индивидуальных и подгрупповых коррекционных логопедических занятиях. Все описанные игры формируют у дошкольников умение рассуждать, развивают творческое мышление, находить решения проблемы. ТРИЗ направлен не только на развитие смекалки, творчества и креативности, но помогает решить коррекционные задачи и помогает развивать связную речь у дошкольников.
|