Воспитатель 1. По широкой Руси нашей матушке Колокольный звон разливается Нынче братья Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Воспитатель 2. Вспоминают Кирилла и Мефодия, Братьев славных равноапостальных В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Воспитатель 1. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Воспитатель 2. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
Дети: 1. 1. Русоволосые, сероглазые, Лицом светлые и сердцем славные, Древляне, русичи, поляне, Скажите, кто мы? Мы – славяне! (хором) 2. 2. Своею статью все пригожие, Все родные и все похожие, Зовемся ныне россияне, Издревле кто мы? Мы – славяне! (хором) 3. 3. Мы чтим березы белоствольные, Мы любим песни наши вольные, Зовемся Маши, Юли, Тани, Скажите, кто мы? Мы – славяне! (хором) Песня «Родина». Воспитатель 1. Гой, вы славные наши гостьюшки, разлюбезные милые детушки, расскажу я Вам о Святой Руси, о далеких временах, Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы! Умели они пахать, да косить, дома-терема рубить. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать, да письма писать. В это же время жили-были два брата: ох и мудрые были. Старший – Мефодий, а младший – Кирилл. Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Дети: 1. 1. В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. 2. 2. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ. Воспитатель 2. Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди». (показать картинки букв). Мальчик Ваня разглядывает старославянские буквы, любуется ими: - О какие буквы дивные! Красивые, видимо, старинные! Были они когда-то важны, Теперь уже никому не нужны. Под музыку вбегают буквы (у детей короны с буквами кириллицы). Ваня удивленно: -Вы кто? Буквы: 1. Я – буква ижица, 2. Я – фита, 3. Я – кси, 4. Я – пси, 5. Я – ять. Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной, Но наш алфавит стал иной. Мне очень жаль и скорбно весьма, Что из нашего исчезли вы письма. Буквы: 1. Что значит исчезли? Что мы не важны? А старые вещи вам не нужны? 2. Керосиновая лампа тоже старье, Но ты же не выбросил её. Ваня: - Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт. Буквы: 3. 1. Эти вещи стали редкость, Это память о наших предках. 4. Ну и мы такая же память, Нас нельзя забыть и нельзя оставить. Нас Пушкин, Лермонтов писал, И светом грамоты наш путь освещал. 5. 2. Мы в старинных книгах живем, И не только видом красивы, Православный дух храним, На страже церкви нашей будем. Воспитатель 1. Священное писание Библия – это книги Ветхого и Нового завета. В них указано, как жить, что значит православным христианином быть. Уходят. Песня «Бог любит всех людей». Дети: 1. 1. В России, в Африке и в Англии. Читают с радостью Евангелие. Что лучше книжки нет на свете – Об этом знать должны все дети.
А тем, кто любит слово Божье,
Господь всегда во всем поможет.
2. 2. Я учусь читать слова –
Разболелась голова!
Вместо «булка» - вышло «бука»,
Вместо «Мурка» - вышло «мука».
Вот мученье так мученье!
Не дается мне ученье.
Я не плачу, я креплюсь,
Часто Господу молюсь.
Песня «Положи свой камень».
Дети:
1. 1. Богоматерь! Пречистая Дева!
Ты учила младенца Христа,
Вдохнови нас на доброе дело –
Звуки букв нам пошли на уста.
2. 2. Просвети, Богоматерь, народы,
У которых и книг ещё нет,
Дай им веру, любовь и свободу,
И ученья христианского свет.
3. 3. (Молитва «Богородице, Дево, радуйcя»)
Богородице, Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.»
Воспитатель 2. Русь талантами богата.
Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята,
Значит будет жить она.
Песня «Весна».
Загадки: Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (книга).
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где пройдется –
Там след остается (карандаш).
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей (алфавит).
Черные, красивые, от рожденья все немые.
Станут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)
Песня «Веснянка»
Воспитатель 1. А теперь встречайте современную азбуку (Двое ребят выносят плакат с алфавитом).
Дети:
1. 1. Буквы каждому нужны,
Буквы каждому важны,
Формируем из них слово,
А из слова будет речь!
2. 2. Не писать и не читать
Люди б не умели,
Если б не было букв,
Не было б общенья.
3. 3. Два брата Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,
Что научили нас читать! err
|