Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «В ожидании Пасхи» |
Этот день в истории | |||
Автор: Киреева Любовь Павловна, Кузнецова Елена Александровна | |||
25.05.2019 04:35 | |||
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «В ожидании Пасхи» с детьми подготовительной группе «Солнышко» Подготовили воспитатели:
Г. Морозовск 2019 г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 «Колобок» Цель: Знакомство детей с Христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями на Донской земле.
Задачи:
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Предварительная работа: подготовка выставки по теме «Встречаем Пасху!», беседы о народных традициях, чтение детской Библии, детских рассказов. Виртуальная экскурсия в храм, знакомство с иконами. Прослушивание Библейских записей, рассматривание иллюстраций. Материалы и оборудование: Музыкальная фонограмма П.И. Чайковского «Времена года», «Марш гусар», «Песнопение Пасхи», «Пасху радостно встречаем». Курень с домашней утварью, колокольная звонница. Проектор, экран, ноутбук, презентация по теме НОД. Весь материал для самостоятельной, творческой работы детей. Конверт с пригласительным, с заданиями: таблица «Вес-на»; мнемотаблица; набор открыток; пазлы. Ход образовательной деятельности: Дети получают конверт с приглашением от незнакомца. Воспитатель (читает): «Дорогие ребята! Я Вас приглашаю к себе в гости». Не понятно, кто приглашает? Куда? Читаем дальше… Попасть ко мне не просто, для этого нужно всего-ничего, выполнить некоторые задания и тогда Вы сразу догадаетесь, кто я и где я. Интересно, кто это? А Вам ребята? Задание №1: таблица «Весна». Воспитатель: Ой, смотрите, здесь есть таблица, которую нужно заполнить. Кто может прочесть её название? Дети (читают самостоятельно): «Вес-на». Воспитатель: Каждому из нас предстоит называть примету весны и отметить «галочкой» в таблице. Дети заполняют самостоятельно таблицу. Задание №2 Мнемотаблица (стихотворение о весне) Воспитатель: «Нам предлагают, каждому из нас с помощью рисунков мнемо-таблицы, прочитать по одной строчке из этого, знакомого нам стихотворения». Задание №3 «Музыкальная пауза» Воспитатель: А в этом задании просят прослушать фонограммы двух фрагментов из музыкальных произведений с тем, чтобы определить, какой из них по настроению больше подходит к данному стихотворению? Дети прослушивают музыкальные фонограммы:
Воспитатель: Композитор П.И. Чайковский назвал своё произведение «Весна», посвящено оно месяцу апрелю. С первых аккордов этого произведения, слышится уверенная поступь весны. Весна приходит не одна, а с русскими народными праздниками. Вот пришла, Весна – веснянка, С солнышком и ливнями С праздниками дивными. Задание №4 «Праздники» (набор поздравительных открыток) Воспитатель: Нам предлагают среди всех поздравительных открыток выбрать только весенние праздники. Какие праздники отмечаются весной? Дети выбирают открытки только весенних праздников, называют их. Воспитатель: Нет лишь открытки с «Пасхой»? Дети находят открытку с поздравлением с Пасхой. Вопрос: «Открытку, какого, нами ожидаемого праздника забыли нам поло-жить?» Дети: «Светлая Пасха» Задание №5 «Пазлы» (казачий курень и фото Е.А. в казачьем костюме) Воспитатель: Осталось последнее задание, последняя надежда. Нужно очень постараться, иначе мы так и не узнаем, кто и где нас ожидает. Дети сложили пазлы, определили, что неизвестный — это воспитатель Елена Александровна, в роли казачки. А ждёт она нас в курене. Воспитатель: В путь, теперь мы знаем к кому идём и куда! Дети подходят к мини-музею «Казачий курень». Встречает их Казачка Елена Александровна. Мини-музей «Казачий курень» Дети: Здорово ночевали? Казачка: Слава богу! Вижу вы получили моё приглашение, выполнили все мои задания. Сегодня я хозяйка куреня. А вы знаете, какими словами приветствуют друг друга на Пасху? Дети: «Христос воскрес» и «Воистину воскрес». Казачка: А пригласила Вас, чтобы рассказать о сегодняшнем дне. В этот день порядок в доме, Дружно весь народ наводит, Убирают и стирают, Всё от хлама очищают! Ванну принимают с пеной, Что за день такой в недели? Дети: Чистый Четверг Казачка: Великий Четверг традиционно называют «чистым», в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься. В Чистый Четверг широко распространен народный обычай очищения водой — купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца при этом читали молитву. Когда купали младенца, приговаривали (казачка, купая куклу-младенца, приговаривает): «Чистый Четверг, прошу тебя помочь мне избавиться от болезней и недугов. А ты природная вода унеси всё плохое собой в синее глубокое море. Пусть моё тело станет сильным и здоровым, а душа радостью от этого наполнится. Аминь». В этот день убирали в избе, всё мыли и чистили. Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню. Вот и я уже избу убрала, украсила весенними цветами. А вы знаете, какие традиционные блюда готовят на Пасху? Дети: пасхи, куличи, блины, мелкие изделия из муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Казачка: Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, которые специально заранее проращивали для праздника. Для крашения яиц применяли луковую шелуху. Вот и я не устояла и уже покрасила яйца. А вы знаете, как называются такие яйца? Дети: крашенки и крапанки Воспитатель: Дорогие ребята, а ведь и у нас с Вами тоже дел невпроворот. Так давайте не будем нарушать традиции Чистого Четверга и как положено, украсим оставшиеся яйца. Я хочу предложить вам украсить яйца по- новому, украсить бумажными салфетками в технике декупаж. Приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. Дети занимают места в художественной мастерской. Воспитатель: В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому декупаж получил название – салфеточная техника. Итак, казалось бы, а что можно украсить бумажными салфетками? Декупажем можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные, стаканы, разделочные доски (деревянные или пластмассовые). Даже одежда и обувь может быть украшена вами на свой вкус. Главное, что все вещи получатся красивые, яркие и могут служить подарком к празднику. Воспитатель демонстрируется наглядные примеры работ в технике декупаж. Воспитатель: Вырезаем из салфетки пасхальные мотивы. Снимаем нижние два слоя. Они нам не нужны. Нам нужен сам рисунок. Я взяла самую обычную салфетку. Очень понравился рисунок. Начинаем наклеивать. Но есть маленькая проблема – у нас нет клея!!! Что делать? Предложения детей Воспитатель: В старину использовали белок яйца как клей. Посмотрите, как я сейчас сделаю нам клей из яйца. Воспитатель разбивает яйцо и отделяет белок от желтка. Потом взбивает белок. Воспитатель: Вот и получился у нас клей. Потом берем часть салфетки, при-кладываем салфетку к поверхности яйца. Смазываем белком яйца, хорошенько её им пропитывая. Приклеиваем маленькими участками, постепенно. Кисточкой промазываем и разглаживаем морщинки, которые образуются, выгоняем пузырьки воздуха. Делаем это очень осторожно, так как салфетка сама по себе тонкая, а мокрая рвётся очень быстро. Даём высохнуть. Главное правило: «Поспешишь — людей насмешишь». Пальчиковая гимнастика. Прежде, чем рисовать Нужно пальчики размять. Указательный и средний, Безымянный и последний Поздоровались с большим. А теперь потрем ладошки Друг о друга мы немножко. Кулачки разжали – сжали, Кулачки разжали – сжали. Вот и пальчики размяли. А сейчас мастера За работу всем пора. Дети занимают места за столами, приступают к работе. Самостоятельная деятельность детей. Звучит музыкальная фонограмма П.И. Чайковского- «Времена года». Физминутка. Игра «Гори, гори ясно» После игры дети заканчивают работу Во время деятельности детей воспитатель помогает детям советами, обращает внимание на образцы, напоминает об аккуратности. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные пасхальные яйца у нас получились. Каждый из вас старался, и у каждого получилось уникальное яйцо! Ваши пасхальные яйца получились необыкновенно красивыми, очень разные и непохожие друг на друга. После того как ваши пасхальные яйца подсохнут, вы заберете их домой и подарите своим родным. Ваши родные будут рады такому подарку, потому что он сделан своими руками и от души. «Как люблю я праздник Пасхи! Приготовлюсь к четвергу – Бабушка яички красит, Я ей тоже помогу. На скорлупке хрупкой, тонкой Для людей, для красоты, Крашу кисточкой тихонько: Крестик, солнышко, цветы. В светлый праздник Воскресенья Подарю своим друзьям По яичку с поздравленьем И скажу: «Раскрасил сам!»
|