Педагогический проект Воспитание речевого этикета у детей дошкольного возраста Тип, вид проекта: групповой, краткосрочный, ролево-игровой. Участники: дети, педагоги, родители. Проблема: дети, не владеющие навыками культуры общения менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.
Цель проекта: Создание педагогических условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета через использование метода проектов.
Задачи проекта:
• Овладение детьми правилами хорошего тона для построения настоящих и будущих межличностных отношений; • Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приемов, способствующих формированию навыков культуры общения у детей; • Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей; • Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности; • Воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям; • Привлечение родителей к воспитанию у детей культуры общения. Направления работы с детьми по формированию культуры поведения и общения у детей: • Воспитание культурно-гигиенических навыков; • Культура общения детей со сверстниками и взрослыми; • Культура деятельности (поведение в общественных местах, в трудовой деятельности, бережное отношение к вещам, к природе);
Скачать конспект
Продукт проекта:
• Издание совместно с родителями книги «Вежливые слова» • Проведение Праздника вежливости; • Проведение занятий на темы «Жители луга», «Букет вежливых слов», « Путешествие в страну вежливости» • Консультации для родителей • Изготовление информационных буклетов для родителей: «Словарик вежливых слов», «Как помочь ребенку стать вежливым»; • Изготовление с детьми настольных игр о культуре поведения: «Винни Пух и его добрые дела», «Помоги Незнайке сделать правильный выбор», «Подбери Эмоцию» • Выставка детских работ «Наши добрые дела»; • Придумывание сказок с детьми «Как стать добрым и вежливым?»; Благодаря созданной предметно-развивающей среде, дети, играя и занимаясь в различных зонах группы, учатся умениям оказывать помощь, слушать и слышать, не перебивать собеседника, извиняться, благодарить, уступать, договариваться (например, о распределении обязанностей, ролей, об этапах предстоящей работы). Этапы реализации проекта Подготовительный. Подбор литературы,атрибутов к сюжетно-ролевым играм,изготовление дидактических игр,подбор иллюстраций,разработка сказок,проведение тематических дней- “День спасибо”, “Приходите в гости” и т.д. 2 этап : Объединение детей в рабочие группы и распределение ролей. Обыгрывание сюжетных игр,сказок,решение ситуационных проблем. 3 этап: Автоматизация полученных навыков,использование их в процессе организации самостоятельных игр, режимных моментах,в общении между собой и взрослыми. 4 этап: Разработка презентации,постановка сказок,сценок,выставка детских работ.Работа с родителями Предполагаемый результат: • сформированность у детей чувства сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности друг к другу; • укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе сверстников; • появление у детей способности разрешать конфликтные ситуации; • улучшение отношений между родителями и детьми в семье; • использование детьми правил поведения в повседневной жизни: дети научились взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь; • повышение уровня педагогической культуры родителей; • Совместные беседы родителей с детьми на этические темы, чтение детям книг по данной теме
Приложение
Конспект занятия «Путешествие в страну Вежливости» (подготовительная группа)
Програмное содержание 1. Развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков. 2. Закреплять в речи детей употребление этикетных форм (приветствия, прощания, благодарности) 3. Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, , вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми. Оборудование: Телеграмма; маски «грубости, злости и радости»; 3 стрелки; картинки к игре «Как бы ты поступил?»; модель «Сухое дерево»; листочки; лепестки к цветку «вежливости»; Фея Вежливости- кукла; коробка; грамзапись голоса королевы Грубости. Предварительная работа: Словесная игра «Вежливые слова», беседа «Какого человека можно назвать вежливым?», чтение книги В.Осеевой «Волшебное слово». Ход занятия: - Дети, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? воспитанным? - А вы знаете, что словом можно рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен или обижен, то ему очень трудно с правиться с плохим настроением, а добрым словом можно утешить. - Ребята, а давайте мы с вами отправимся в страну Вежливости и проверим, можно ли нас с вами назвать вежливыми и воспитанными? - Ой, ребята, я совсем забыла, нам утром как раз пришла телеграмма от Феи Вежливости. Давайте ее прочтем: «Дорогие ребята! Меня захватила в плен злая Королева Грубости. Помогите мне, пожалуйста, выручите меня из беды. Ваша Фея Вежливости.» - Что же будем делать? - Значит, решили освободить Фею Вежливости, а трудностей вы не боитесь? Тогда не будем терять ни минуты, отправляемся в путь. ( идем под песню «Если с другом вышел в путь…») - Ребята, вот мы и пришли в царство Королевы Грубости. Голос - «Я, Королева Грубости, и вы попали в мое царство. Я захватила в плен Фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, злыми, невежливыми. Но вы сможете ее освободить, если выполните мои задания. - Ребята, вы не испугались? Вы хотите, чтобы все люди были грубыми, злыми, невоспитанными? Нет. Тогда будем выполнять задания. 1. «Выбери маску»
– Ребята, посмотрите на эти маски и выберите ту, которая больше подходит к Королеве Грубости, мы ее не видели, но голос слышали. - Что изображает эта маска? ( злость) - А какая маска подходит к Фее Вежливости? - Что изображает эта маска? (радость) - Молодцы – это задание мы выполнили правильно. Маску Королевы Грубости мы оставим здесь, маску Феи Вежливости возьмем с собой. 2. «Выбери правильный путь» (3 стрелки)
- Чтобы выручить Фею Вежливости нужно выбрать правильный путь. - Если прямо пойдешь - встретишь старушку, которой нужно помочь. - Налево пойдешь - грубить и драться ты начнешь - Направо пойдешь - найдешь игрушку, о которой давно мечтал. - Дети, какой путь мы с вами выберем? - Я согласна с вами, я бы тоже выбрала этот путь. Игра «Как бы ты поступил? (по сюжетным картинам) 1. - Что случилось со старушкой?
- Чем можно помочь старушке? - Как бы вы поступили, если шли мимо? 2. - Почему мальчик спрятал мороженое?
- Как бы вы поступили на его месте? - Что чувствовал мальчик, когда друг предложил ему конфету? ( стыдно) 3. - Почему у мальчика грустные глаза?
- О чем он мечтает? - Вы бы помогли ему? Как?
4. - Что делают дети на цветочной поляне?
- Кому из них нужно сказать: « Если все сорвать цветы, не будет в мире красоты». - Какое правило, мы знаем? - Дети, я рада, что во всех случаях вы поступили бы правильно. Мне кажется, что и это задание мы выполнили правильно. - Пойдемте дальше.
3. Модель «Заколдованное дерево» • Ребята, посмотрите какое деревце. Мне, кажется, его заколдовала злая Королева Грубости. Оно погибает, сохнет. Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное, печальное) « Что у дерева болит, Не веселое оно, Очень жалобно скрипит… Разве это все равно? Надо бы узнать верней Будем к дереву добры, Что случилось у корней Веток, листьев и коры? И кого теперь винить За его понурый вид? Очень хочется понять Что у дерева болит? - Дети, можно ли ему помочь? У меня есть зеленые листочки, они волшебные. Каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело, которое можно сделать для деревца. (полить, окопать, обрезать сухие больные ветки, замазать раны, завалить корни и ствол снегом, зимой повесить кормушки, побелить ствол…) - Посмотрите, как оно зазеленело, на нем выросло много листочков от добрых ваших пожеланий. Сухое дерево от вашей заботы и доброты стало «счастливым». Мы должны проявлять заботу и доброту не только к людям, но и к природе. Давайте подарим ему стихотворение, которое называется «Счастливое деревце» – В.Мусатов. « Шумит все лето деревце зеленою листвой И, пожелтев, разденется осеннею порой. Мороз не страшен деревцу, к стволу присыпан снег В нем деревце согреется, он дереву как мех. Весной побелкой светится, окопано вокруг… Растет счастливым деревце, у деревца есть друг.» - Какое сейчас настроение у деревца? Оно благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше. 4. Игра «Цветик - семицветик» - Дети, мы пришли с вами на полянку. Как вы думаете, чего не хватает на этой полянке? Чтобы украсило эту поляну? – (цветы) - Вот видите, в королевстве грубости даже цветы не растут. Нам надо постараться оживить полянку. Наше следующее задание такое: Если мы сможем выложить красивый цветок вежливости, то королева Грубости освободит Фею Вежливости. - Посмотрите здесь лепестки разного цвета выберите по цвету те лепестки, которые больше всего подойдут к цветку вежливости. Почему? - Выбрали, а сейчас давайте попробуем выложить цветок. У вас получился очень красивый цветок вежливости – «цветик – семицветик» А чтобы он никогда не завял, мы должны рассказать, какие пословицы и поговорки знаем о вежливости. - Вежливости открываются все двери. - Ласковое слово и кошке приятно. - Доброе слово лечит, а злое калечит. - Плохое слово, что грязная вода. - Ласковым словом и мед растопишь. - Доброе дело делай смело. - Ребята, мы с вами выполнили все задания. Посмотрите, каким стало королевство. Здесь цветут волшебные цветы, зеленеют деревья, совершаются только добрые дела и поступки. Голос: Да, вы выполнили все мои задания. Получайте свою Фею Вежливости (появление куклы – Феи Вежливости) - Ребята, Фея Вежливости благодарит вас за то, что вы ее выручили. Не испугались трудного путешествия, справились со всеми заданиями. Только воспитанные и вежливые дети смогли победить грубость. А Фея Вежливости приготовила для вас сюрприз. Она дарит вам вот такую красивую коробочку. Но открыть ее можно только с помощью волшебных слов. - Какие волшебные слова вы знаете? (дети достают из коробочки сердечки для каждого ребёнка) - Давайте поблагодарим Фею Вежливости, попрощаемся с ней. И нам пора возвращаться в детский сад. « То жара на планете, то вьюга Только вместе нас не испугать ^ Мы поближе узнаем друг друга И друг друга начнем уважать. Как бы ни было нам туго Нужно вежливость не растерять Мы окажем друг другу вниманье И друг друга сумеем понять» Конспект занятия “Букет вежливых слов” Цель: Учить детей выражать чувствах добрыми словами; формировать навыки вежливого обращения; воспитывать потребность в доброжелательном общении. Методы: беседа, игра, просмотров коллажей по стихотворению М. Алимбаева «Урок вежливости», с записи музыкальным материалом. Ресурсы: хрестоматия, ящик ощущений с предметами (мягкая подушечка, еловая шишка), цветная бумага, клей, ножницы, запись музыкальным материалом. Ход: Дети входят под запись песни «Дорогою добра», становятся в круг «Круг радости». Воспитатель: Дорогие дети, я приглашаю вас в круг, «Круг вежливых слов» Тот у кого в руках окажется этот красивый цвет скажет вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. (Дети по очереди произносят вежливых слова) Замечательно, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!» Как вы думаете дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова? Дети: — вежливые слова помогают найти друзей: я могу подойти и сказать: «Здравствуй, давай с тобой дружить!» — Вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости пожалуйста» — Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости я всегда здороваюсь с ними, говорю им «Проходите пожалуйста» Воспитатель: Скажите, где дети могут учиться вежливым словам? Дети: — Дома учат родители — По телевизору идут интересные передачи, о том, как нужно вести себя — Мультфильмы — Сказки — Книги. Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю замечательное стихотворение М. Алимбаева «Урок вежливости», а вы слушайте внимательно и постарайтесь запомнить вежливые слова из этого стихотворения. Чтение стихотворения, сопровождается показом иллюстраций на проекторе. Воспитатель: Ребята, какие вежливые слова, вы услышали в этом стихотворении. (ответы детей) Упражнение «Ящик ощущений» Воспитатель: Ребята, что лежит в этом ящике? Дети: Не видно, ящик закрыт. Воспитатель: А как можно узнать? Воспитатель: Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы) Воспитатель: Саша, погладь предмет. Что ты почувствовал? Ребенок: Этот предмет мягкий, теплый. Воспитатель: Мягкий, как что? Ребенок: Как облачко, мягкая игрушка, шарик. Воспитатель: Что ты почувствовал, когда его гладил? Ребенок: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее. Воспитатель: А ты, Никита, что нащупал в ящике? Ребенок: Не знаю, что-то колючее, с иголками. Воспитатель: Что же ты почувствовал? Ребенок: Я испугался, что иголки острый, я могу пораниться, мне будет больно. Воспитатель: Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно. Игра «Вежливые слова» Воспитатель: Дети встаньте, пожалуйста! Эта игра называется «Вежливые слова».Если я вас прошу выполнить действие и говорю слово «пожалуйста» вы выполняете, а если я забываю сказать это слово, вы не выполняете. Дети похлопайте «пожалуйста!» (дети хлопают) Воспитатель: Прыгайте! (дети стоят) Воспитатель: Дети, пожалуйста, подойдите к столами сделайте, пожалуйста, цветы. Дети походят к столам и делают цветы. Воспитатель: А сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне, посмотрите, Вот ваза: Чтобы поставить в нее цветы нужно назвать вежливое слово. (Дети называют вежливые слова и составляют букет) Воспитатель: Как вы, ребята, назвали такой букет. Дети: Букет «Вежливых слов» Ребята, мы с вами узнали, что добрые, вежливые слова приятно слушать и говорить; когда мы говорили вежливые слова, мы радуем людей и нас все хорошо понимают. Круг «От сердца к сердцу» Встаньте дети, пожалуйста, в круги повторяйте за мной слова: «Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: „Доброе утро!“ Доброе утро — солнцу и птицам! Доброе утро — улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым Пусть доброе утро — длится» Спасибо, дети! До свидания! Дети под музыкальную запись песни «Дорогою добра» выходят из кабинета.
Конспект занятия “Жители луга” ( средняя группа ) Програмное содержание: способствовать развитию представлений у детей о луге как о самостоятельном природном сообществе. Задачи: 1. Познакомить со всем разнообразием животного мира и растений луга. 2. Развивать познавательную активность у детей, их интерес, умения наблюдать, обобщать, сравнивать, и делать выводы. 3. Воспитывать у детей бережное отношение ко всем обитателям луга. Материал: картинки с изображением насекомых, растений, птиц и животных луга. Ход занятия Воспитатель читает стихотворение: Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, после вправо. Куда ни глянь – цветы вокруг, Вокруг по пояс травы. Зеленый луг, он чудный сад, Пахуч и свеж он в час рассвета. Красивой радуги цветов На нем разбросаны букеты. Как вы думаете, дети, почему я начала наше занятие этим стихотворением? Сегодня мы поговорим о луге как о природном сообществе. Мы узнаем, какие здесь обитают животные, растения. Представим себе, что ясным весенним деньком мы попали на луг. Припекает солнышко, щебечут птицы, радуются теплу насекомые и растения (воспитатель прячется за ширму, быстро надевает шляпу и бороду с наклеенными листочками и цветочками). Я, старичок-луговичок: Едкий Лютик, клевер – кашка! Что ж еще? Гвоздичка. Смолка, Колокольчик, хвощ – как елка. Что еще? Кошачьи лапки, Одуванчика тут шапки, Подорожник, васильки, Граммофончики-вьюнки, Еще много разных травок, У тропинок и канавок, И красивых, и пушистых! Луг – он мой родимый дом. Игра «Цветы луга» (разрезные картинки, собери цветок из частей).
Загадки 1. С утра жужжу, цветы бужу, вокруг кружу и мед вожу (пчела). 2. Сел на белый одуванчик голубой аэропланчик (стрекоза). 3. Она красива и изящна, легка и легкокрыла,Сама похожа на цветок И любит есть цветочный сок (бабочка). 4. Он – работник настоящий, самый-самый работящий,Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом (муравей). 5. Не зверь, не птица – нос как спица.Пищит, летит, а сядет – замолчит.Кто его убивает, свою кровь проливает (комар). 6. Живет на лугу скрипач,Он носит фрак и ходит вскачь (кузнечик). Можно использовать другие загадки о насекомых. По мере отгадывания загадок воспитатель выставляет на мольберт картинки с насекомыми. Как можно назвать одним словом всех, кого вы видите на картинках? (насекомые). Ребята, как вы думаете, насекомые все одинаковые или разные? Чем они похожи? (у них есть 6 лапок, крылья, усики, глаза, хоботок, туловище). Чем они отличаются? (окраской, размером, образом жизни, поведением, видом частей тела). Физкультминутка. Игра «Имитация движений» («кузнечики» – прыгают, «бабочки» – «летают», «паучки» – ползают и т.д.). Посмотрите, что я нашла, как вы думаете, что это? (яйца в гнездышке). Чьи они? Здесь живут птицы: коростель, трясогузка, перепелка. (Показ картинок). Дети находят норку. Как вы думаете, кто живет в норке? В норке на лугу живут мышки, полевки. (Показ картинок). А как вы думаете, чем они питаются? Ребята, а вы всегда вежливы с обителями луга?
|