Актуальность. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенку, получается, общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих. И в каждой эпохе свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности. Всё начинается с детства. Одной из задач гуманизации педагогического процесса является воспитание высокообразованного и хорошо воспитанного поколения, воспринявшего все достижения созданной человечеством культуры. Начинать воспитание культуры поведения следует в раннем детстве, но для этого педагогу самому надо быть культурным и хорошо воспитанным человеком, знать правила этикета, следовать его принципам, владеть методикой обучения. Нацелить педагогов на такую работу, подсказать верные и эффективные пути воспитания культуры поведения у детей, а, следовательно, и разрешения поведенческих проблем общества.
В «Концепции дошкольного образования» Республики Саха (Якутия) в разделе социально-нравственное воспитании указано, что педагогический процесс ориентирован на формирование у детей не только знаний, умений и навыков, но и потребности в общении с окружающими людьми, умения вступать в общение с взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, проявлять свои эмоциональные состояния на основе принятых в обществе норм поведения. Современный этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений и отражающихся в их внешнем виде, в обхождении с окружающими, формах приветствия и общения, в речи. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Знакомство с правилами этикета идет в практической деятельности детей. Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам . Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает русскую речь, получает информацию из истории русского народа. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнения представлений об окружающем мире. Совершенствование всех психических процессов, стимулирует переход детского организма в более высокую ступень развития. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, проявления, чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости и находчивости.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, с жеребьевками и потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическо. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузкой, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Игра на Руси была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель: разработать серию народных игр по обучению правил этикета у старших дошкольников.
Серия народных игр по формированию правил этикета у детей старшего дошкольного возраста Нашей работе предшествовал подготовительный этап. Цель: формировать первичные представления о поведенческих правилах. 1. Познакомить детей с правилами гигиены; 2. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка: -воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность; 3. Развивать речь: -расширять словарный запас детей; -формировать звуковую культуру речи; -формировать грамматический строй речи. 4. Серия занятий: • Вводная беседа «Страна Чистюляндия» • Занятие «Зубное приключение» • Игра «Кукла Лиза простудилась» • Занятие «Расти коса до пояса» • Развлечение «Город Чистой одежды» • Занятие «Грязные руки» Основной этап работы. Знакомство с правилами этикета и развитие культуры поведения детей дошкольного возраста. Цель: формирование культуры поведения детей и закрепление навыков в повседневной деятельности. 1. Продолжать формировать навыки речевого этикета; 2. Закреплять умение использовать правила поведения в повседневной жизни; 3. Развивать память, внимание, речь. Нами подобрана серия народных игр по обучению старших дошкольников правилам современного этикета. Серия состоит из 11 народных игр и основана на дидактических принципах: • принцип сознательности и активности, то есть в работе мы использовали такой характер обучения, когда дети не пассивно, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки; • принцип постепенности и систематичности знаний, то есть работа рассчитана на год, игры подобраны в соответствии с возрастом и распределены по месяцам с учетом от простого к сложному; • принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками, то есть систематически проводилась индивидуальная работа, и повторялся пройденный материал. В ходе игр обучали старших дошкольников правилам этикета, также детей учили подчиняться общим интересам, требованиям взрослого и установленным правилам поведения; развивали привычку играть вместе и дружно; воспитывали этикетные правила.
Начинается серия с игры «Бояре», в которой дети знакомятся с правилами речевого этикета, который отражает доброжелательное отношение друг к другу и желание обращаться по имени, и проводится в октябре месяце. Далее в ноябре следуют две игры: «Вежливый котик» и «Вежливый ручеек», знакомят детей со словосочетаниями, используемыми при приветствии и прощании. Игры «Здравствуй сосед» и «Как хорошо с тобой дружить» - раскрывают правила знакомства и воспитывают доброжелательное отношение друг к другу, и проводятся в декабре. В старшем дошкольном возрасте вводится важное этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть, этому способствуют такие игры, как «Лови мяч» и «Поменяемся местами», их следует разучивать в январе месяце. На февраль месяц определена игра «Алло, алло, кто говорит» - обучение правилам разговора по телефону, развивает память и воображение. Правила гостевого этикета раскрываются и закрепляются в игре «Третий лишний», в марте месяце. В апреле следует игра «Золотые ворота», где формируются навыки поведения на улице, закрепляются правила перехода через проезжую часть. Итоговая игра в мае месяце «Платочек» - закрепляет правила этикета через поговорки и пословицы. Каждая игра рассчитана от 10 до 15 минут. Обучение играм проходит в три этапа: 1-й этап – ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила); 2-й этап – дальнейшее изучение содержания и правил; 3-й этап – внесение дополнений и изменений в содержание и правил игры. В работе мы использовали следующие методы: • Рассказ – о русских играх, об обычаях; • Описание – знакомство с содержанием игры; • Объяснение – во время игр объяснение правил, исправление нарушения правил; • Беседа (вопросно-ответная) – после игр закрепление правил; • Практический метод – проведение игр с детьми. В нашей работе огромное значение имеет предварительная работа, которая состояла из чтения художественной литературы, разучивание стихов и текстов для игр, бесед, рассматривания иллюстраций, рисунков и фотографий, игровых упражнений. Предварительная работа привела к созданию правильных представлений об этикете, его значении в обществе, научила детей умению пользоваться правилами этикета. Для того чтобы обеспечить более глубокое усвоение этикетных навыков и развитие культуры поведения мы продолжили работу с серией игр.
В игре «Бояре» красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре. Во время этой игры у детей развивается сила и реакция, в сознании детей внедряется мысль о важности имени человека. Они испытывают позитивные чувства (радость, гордость, трепет), когда звучат их собственные имена. Дети в играх «Вежливый котик» и «Вежливый ручеек» проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их друг другу, помогают тому, кто забыл слово. Игры способствуют осознанию детьми того, что вежливые слова нужны для построения доброжелательных отношений и проявления любви. В процессе обучения игре «Здравствуй сосед» дети чувствуют, эмоциональное удовлетворение оттого, что самостоятельно знакомятся друг с другом, это делает их общительными и коммуникативными. «Лови мяч» - одна из самых обыкновенных и простых игр с мячом, в которую могут играть и мальчики, и девочки у всякой стены, даже в доме. Мяч должен быть невелик и достаточно упруг. Дети четко и внятно указывали на внешний вид игроков. Во время игры следует наблюдать за поведением каждого ребенка и подсказывать им нужные для описания внешнего вида слова. Для закрепления правил игры проводиться индивидуальная работа с застенчивыми и неуверенными детьми. В ходе игры «Поменяемся местами» можно меняться местами по самым различным поводам: кто любит животных и птиц, помогает бабушке, дружит с дедушкой, радуется комплементам друзей. В игре отрабатывается быстрота реакции, ловкость, координация движений, храбрость. Наблюдая за детьми, можно определить психологическую характеристику детей: ребенок не нуждается в общении с дедушкой, не хочет ни кому нравиться, не любит собак и тому подобное. С помощью инсценировки произведения К.И. Чуковского «Телефон» проводится игра «Алло, алло, кто говорит». Здесь главное правило быстро обежать круг и поднять трубку аккуратно и сказать в нее слово «Алло», так чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады. А само произведение следует читать с интонацией, используя мимику и жесты. Игра «Третий лишний», способствует закреплению навыков преподнесения подарка, а также развивает качества гостеприимства. В этой игре используется специальный атрибут веточка вербы, символизирующее веру в доброе, прекрасное. Эту игру можно связать с вербным воскресеньем, организовать экскурсию в парк, понаблюдать за вербой, провести игру на свежем воздухе. Игру «Золотые ворота» желательно проводить на прогулке во второй половине дня. Для этой игры требуется специально оборудованная площадка с разметкой проезжей части и пешеходного перехода. Данная игра не только закрепляет правила перехода проезжей части и знание цветов светофора, но и учит правилам поведения на улице: не кричать, громко не разговаривать, не сорить и не оставлять после себя грязь. В заключении проводится игра «Платочек», которая требует проведение большой предварительной работы, то есть знакомство с русскими народными пословицами и поговорками, и их разучивание. В этой игре закрепление народной мудрости послужит как усиление нравственного аспекта, воспитание культуры поведения, так и привлечение к богатству русского языка. В играх, в которых требуются водящие, используются считалки. На первом этапе знакомства с играми дети используют в речи однотипные и повторяющиеся слова и словосочетания. Это требует тщательной подготовки педагога: следует составить список самых различных приветствий, слов расставаний, вежливых слов, словосочетаний, пожеланий, извинений. В процессе знакомства с правилами этикета посредством народных игр, дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят правильное словосочетание и получают положительные результаты. Как видно из проделанной работы, мы старались создавать условия для расширения и углубления знаний по развитию этических представлений и норм поведения у детей 5-6 лет. В работе мы избегали прямого научения ребенка, а создавали условия только для расширения и углубления объема знаний по правилам этикета для развития ребенка. Основываясь на труды педагогов и психологов, мы нашли свои пути работы с родителями в детском саду. Цель работы: дать родителям педагогические знания по проблеме формирования у детей этикетного поведения с использованием народных игр. Для этого нами проведена следующая работа: 1. обеспечение информацией родителей о работе с детьми, отраженной на стенде: • рекомендуемый список для чтения; • “Это интересно” вырезки из газет и журналов; • фотовыставка “Дети и этикет” 2. для объема научных и практических знаний родителей об этикетной грамотности, проводить: • индивидуальные консультации; • родительское собрание с выступлениями родителей; • присутствие родителей во время проведения игр с детьми; • домашние задания для совместной работы родителей и детей (изготовление народных костюмов). Таким образом, проведенные игры дали положительные результаты. Дети стали доброжелательно относиться друг другу, часто по имени обращаться к сверстникам, научились использовать в речи вежливые слова, обращать внимание на внешнюю красоту ребенка, на хорошие, добрые поступки, видеть хорошие качества сверстников и т.д.
План занятий-Народные игры по обучению правил этикета у старших дошкольников
Губайдуллина Вера Николаевна
|