Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста |
Коммуникация | |||
Автор: Безвинная Ксения Геннадьевна Егорова Маргарита Александровна | |||
28.10.2022 22:40 | |||
Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста Семейное воспитание играет большую роль в формировании коммуникативной сферы ребенка. Роль общения (коммуникации) для развития речи и личности ребенка в целом имеет огромное значение. Речь формируется в процессе коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, воображение. Семья – важнейший институт воспитания, социализации ребенка, так как именно семейное воспитание дает ребенку широчайший круг представлений о жизни. Семья – первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.
Важнейшая функция семьи – психологическая. Она создает условия для взаимной открытости, снимает необходимость в психологической защите, обеспечивает открытое самовыражение и взаимное сопереживание. С момента рождения малыша окружает мир людей, природы, вещей. Но особое значение отводится кругу общения. В него, несомненно, входят родители, близкие люди, привносящие в жизнь малыша чувство защищенности, любви и ласки. С момента начала общения ребенка со взрослыми и со сверстниками меняется и само общение. Оно обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью. Благодаря процессу общения ребенок усваивает ценности, определяющие его дальнейшее развитие. Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития (речевого, интеллектуального, психического, эмоционального и т.д.). Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребенка должна возлагаться на них. Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития. Раннее обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка. Необходимо отметить, что в процессе гармоничного развития личности особая роль отводится искусству, художественной силе, с помощью которых возможно расширить умственный кругозор ребенка, обогатить его словарный запас, развить художественный вкус. Первые шаги в мире прекрасного ребенок делает в своей семье, опираясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей. Огромное значение приобретают произведения народной культуры (считалки, скороговорки, потешки, частушки, сказки, стихи и т.д.). Дети очень легко воспринимают и фольклорную поэзию. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, в отличие от телевидения. Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов должно стать семейной традицией, которую ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного. В семье должны постоянно иметь место беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мышления. Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью: читают вслух, лепят, сочиняют сказки, поют, получают больше шансов для развития полноценного общения. Таким детям будет легче общаться с другими детьми в дальнейшем. Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями. Задачи родителей – расширить круг общения ребенка. При совместном времяпровождении ребенок получает радость от общения с близкими людьми, которые должны принимать активное участие в культурной жизни ребенка. Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и сформировать конкретные речевые умения и навыки, которые помогут ребенку в развитии коммуникативной сферы при дальнейшей социализации.
|