Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Коммуникация
Автор: Кузьмина Марина Евгеньевна   
29.08.2022 21:11

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возрастаВлияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Кузьмина Марина Евгеньевна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 1»

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

 

Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей. В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:

  • игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными;
  • игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства;
  • важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:

  • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)
  • коммуникативную: освоение диалектики общения
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т. д. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения — равноправия, подчинения или управления — вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшего возраста игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Руководя сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы, педагог решает следующие задачи:

  • воспитание желания и умения совместно играть
  • воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища)
  • воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть), совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.
  • Мы предлагаем вам некоторые методики, позволяющие выявить качества личности ребенка и его приоритеты непосредственно в сюжетно-ролевой игре.

Методика 1. Беседа «Я и мои друзья…»

Цель: выявить определенные качества личности ребенка, его интересы и наклонности непосредственно в сюжетно-ролевой игре.

Вопросы:

В какие игры ты любишь играть? Кем бы ты хотел быть в игре? Почему нравиться эта роль? Кого бы ты выбрал старшего в этой игре? Почему ты выбрал именно этого (у) мальчика (девочку)? Что тебе нравится в этой (м) девочке/мальчике? Какие его поступки ты одобряешь? А какие ты считаешь плохими

Методика 2. Для выявления в общении эмоциональной окрашенности, экспрессивности, динамичности. Обследование проводится в группе с оппонентами и требует подготовки. Речь идет об инсценировке – «силами» кукол – рассказа В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка».

Цель: спровоцировать реакцию на действия персонажей – защитить уточку, предупредить ее об опасности. Все наблюдения заносятся в протокол, заведенный на каждого ребенка: количество высказываний, в том числе и эмоциональных, быстрота реакции на сложившуюся ситуацию (выступил в числе первых или последним, вместе со всеми или молчал). Все наблюдения заносятся в протокол, подготовленный на каждого ребенка.

Обработка данных. Высокий уровень: ребенок активен, эмоционален, высказывается в числе первых. Средний уровень: активен, эмоционален в меньшей степени, высказывается о поступках персонажей вместе со всеми. (Отметим: если в ситуации опасности, грозящей уточке во втором или третьем случае, ребенок включается в число первых, можно считать: уровень высокий.) Низкий уровень: в ситуацию включается всегда последним или вовсе не реагирует на происходящее действие.

Методика 3. Для определения умения ориентироваться в социальной ситуации и понимать поведение других людей (проницательность). Обследование проводится в два этапа. Первый – исценирование сказки братьев Гримм «Заяц и Ёж»; второй – индивидуальная беседа по содержанию сказки: ее проводят двое взрослых – один задает вопросы ( «О чем договорились Ёж и Заяц? Кто победил в соревновании? Кто в действительности быстрее бегает? Кто более привлекателен – Ёж или заяц? Почему? Почему Ёж обманул Зайца?»), второй записывает ответы в протокол.

Обработка данных. Высокий уровень: ребенок отвечает на все вопросы. Средний: принимает, понимает поступок Ёжа, но не в состоянии точно охарактеризовать ситуацию. Низкий уровень: а) не понимает сути поступка героя (почему Ёж обманул Зайца), но при этом импонирует ему; б) поступок Ежа оценивает отрицательно.

План организации и проведения сюжетно-ролевых игр:

  1. Чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья» и последующая беседа о нем. Сюжетно – ролевая игра «Дружба как стекло – разобьешь, не сложишь»
  2. Исценирование сказки «Колобок»
  3. Сюжетно – ролевая игра «Телефонные разговоры». Беседа о труде родителей с использованием иллюстраций, фотографий.
  4. Создание альбома «Наши мамы и папы трудятся», организация фотовыставки.
  5. Исценирование стихотворения С.Михалкова «А что у вас?
  6. Составление детьми творческих рассказов «Как я живу дома»?
  7. Беседа с участием куклы Петрушки «Моя помощь взрослым».
  8. Изготовление игрушек – самоделок, кукольный мебели, телевизора, пианино и др.
  9. Сюжетно – ролевые игры: «Вместе весело шагать…» Оказание помощи в распределении ролей.
  10. «Раскроем тайну пословиц» — совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье. Сюжетно – ролевая игра «Помогай другу везде, не оставляй его в беде»
  11. Сюжетно – ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки- матери».
  12. Беседа: «Я и мой дом». Сюжетно – ролевая игра «Если бы у меня была волшебная палочка».
  13. Чтение – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама».
  14. Сюжетно-ролевая игра «Морские путешествия»
  15. Заключительная беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Нравственное воспитание». Сюжетно – ролевые игры «Мир без друга», «Семья слов», «Живая радуга».

Для развития ролевого диалога проводится беседа с участием куклы Петрушки «Моя помощь взрослым».

Цель: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам.

Ход беседы: дети отвечают на вопросы Петрушки, строится ролевой диалог между участниками беседы.

Также детям может быть прочтен рассказ В.Осеевой «Синие листья» и проведена последующая беседа о характеристике героев, их поступках, о названии рассказа и т.п.

Цель беседы: охарактеризовать поступки героев, дать им личностную характеристику, усвоить нормы морали.

Ход беседы: чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья», беседа.

Для развития сюжетосложения с детьми старшего дошкольного возраста была проведена игра-придумывание. Мы предлагали детям составить творческий рассказ о себе. Рассказ проходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для меня было важным, чтобы ребенок передал общий смысл.

Затем мы предложили детям: «Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать одну общую «Бабушкина избушка».

По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события, стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием (например, доктор звонит бабушке чтобы узнать, как ее самочувствие после недавнего заболевания). В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера.

С целью снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников создавалась обстановка разрешения. Для этого использовали метод мозгового штурма и метод гирлянд. Мозговой штурм возникал незапланировано при решении какой-либо задачи, при обсуждении нравственного поступка, случая или события из художественного произведения. Дети сами по ходу, обсуждая, корректировали высказанные идеи, анализировали их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко и т.д.). В такие моменты, наблюдая за детьми, можно было отметить более внимательное отношение их друг к другу в условиях совместной деятельности, что связано с появлением интереса к партнеру-сверстнику как носителю нового.

Гирлянды ассоциаций формировались в виде списка слов. Это могли быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, дети составляли цепочку, которая могла закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Например: дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкое – горка – снег – пустыня – сахар – вкусно – компот – фрукты – много – заболеешь – больница – лекарство – горькое – лук – грядка- огород – дорога.

Или: яблоко – сладкое – мороженое – холодное – снег – мокрый – дорога – длинная – сказка – Баба Яга – метла – улица – весело – день рождения – праздник – гости – вечер…

Метод гирлянд позволяет дошкольникам творчески мыслить, проводить параллели между предметами, не отвлекаться от своих ассоциаций, выявлять сходства предметов по каким-либо свойствам или отношениям. Интерес к совместной деятельности толкает их к обсуждению ассоциаций. В заключении детям предлагается беседа «Нравственное воспитание» на основе полученных знаний, умений и навыков.

Цель: обогатить лексику, учить детей связывать значение о дружбе с конкретной жизненной ситуацией; активизировать мыслительную и речедвигательную деятельность детей; формировать социально-коммуникативные (сотрудничество, гибкость, терпимость); закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.

Ход беседы: рассказать о дружбе Шапокляк, построить Дом Дружбы, провести игру «Семья слов», игру «Мир без друга», игра «Живая радуга», выучить пословицы и поговорки о дружбе.

Фрагменты занятий с сюжетно-ролевыми играми

Фрагмент занятия №1 Беседа о труде родителей с детьми старшего дошкольного возраста с использованием иллюстраций, фотографий

Цель: активизировать словарь по теме; познакомить детей с разными профессиями, научить детей доброжелательному общению с людьми, поговорить о профессии родителей, научить детей уважать труд родителей, понимать их и помогать им.

Ход беседы

Воспитатель: Сегодня ребята мы поговорим о разных профессиях людей и профессиях ваших родителей. Сначала посмотрим на картинки. Кем работают изображенные на них люди?

Дети (берут по одной картинке, выставляют их на доску)

Воспитатель: на первой картинке у нас изображен продавец. Где работает продавец?

Дети: в магазине.

Воспитатель: А что он там делает?

Дети: Продает товар

Воспитатель: Правильно. Продавец работает в магазине и продает товар. Обратите внимание на его одежду. На голове имеется колпак, на груди — фартук. Давайте посмотрим на следующие картинки. Кто изображен на них?

Дети: Врач, шофер, учитель, библиотекарь, парикмахер, повар, плотник

Воспитатель: Да, правильно. Где работает врач?

Дети: В больнице.

Воспитатель: Что он делает?

Дети: Лечит людей.

Воспитатель: А где работает шофер? Учитель? Библиотекарь? А что они делают? Шофер — водит машину, учитель — учит детей в школе, парикмахер…

Воспитатель: Нам в группу прислали посылку. Давайте посмотрим, что в ней? В посылке предметы одежды. Сегодня вы будете работать. Для этого необходимо выбрать то, что вам нужно для работы, назвать предмет, сказать, кто вы по профессии.

Дети: Сегодня я врач. Мне нужны халат и укол.

Сегодня я парикмахер. Мне нужны ножницы и расческа. Сегодня я....

Воспитатель: Ребята, ваши родители, бабушки и дедушки каждый день ходят в магазин, парикмахерскую, больницу и т.д. Они общаются с продавцами, врачами, парикмахерами и т.п. Давайте и мы тоже поучимся правильно разговаривать со взрослыми людьми. Вы все знаете, что когда заходишь в магазин или в другое заведение, нужно говорить: «Здравствуйте!». Если хотите что-то попросить, то говорите: «Дайте мне, пожалуйста,.... например, полкило конфет.» или «Сделайте мне, пожалуйста, стрижку». За оказанную вам услугу вы должны непременно поблагодарить взрослого человека, сказать: «Спасибо!» или «Большое вам спасибо». Прощаясь, не забудьте сказать: «До свидания!» Все запомнили?

Дети: Да!

Воспитатель: Надеюсь, теперь вы будете культурными и доброжелательными людьми. Дома, ребята, вы должны были узнать о профессии ваших родителей, принести фотографию и рассказать нам.

Дети: Мой папа — милиционер. Он следит за порядком, наказывает хулиганов.

Моя мама — продавец. Она работает в магазине и продает товар

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте соберем ваши фотографии и сделаем фотоальбом.

Воспитатель: Ребята, ваши родители проводят весь день на работе. Они очень сильно устают. Родителей надо жалеть, помогать им в домашнем хозяйстве, любить их и уважать. Когда вы приходите домой, что вы делаете?

Дети: Смотрим телевизор, играем в компьютер, читаем книжки

Воспитатель: Это не правильно. Где же забота о ваших родителях? Любовь? Уважение? Прежде всего, придя домой, вы должны помочь маме на кухне: помыть посуду, подмести пол, полить цветы, протереть пыль. Помогая маме, не забудьте помочь и папе, о чем он не попросит. Помните, родители это ваша опора, как вы будете чаще заботиться и беречь своих родителей, так они меньше будут болеть. Любите и уважайте своих родителей! Беседа подошла к концу, не забудьте показать фотоальбом своим родителям.

Фрагмент занятия №2 Беседа с детьми старшего дошкольного возраста с участием куклы Петрушки "Моя помощь взрослым"

Цель: — формировать доброжелательность вежливость, уважение к окружающим; S развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам.

Материал: — кукла Петрушка

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о том, как вы любите и помогаете своим родителям. Сегодня у нас в гостях Петрушка. Давайте поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуй, Петрушка!

Воспитатель: А как вы еще умеете здороваться?

Дети: Доброе утро, Петрушка!

Петрушка: Здравствуйте, дети! Сейчас мы с вами немного пофантазируем. Представьте себе, что Иванушка и Елена Прекрасная поженились и у них родились дети, мальчик и девочка. Однажды сын спросил маму: «Кто в нашем доме главный?». Что ему ответила Елена прекрасная? Дети: (отвечают)

Петрушка: (выслушав ответы детей, обобщает их) Главным, или главой семьи является папа: он выполняет самые тяжелые работы по дому, кормит семью, заботится обо всех. Но главной является и мама: она главная по хозяйству в семье (убирает, кормит, жалеет), и дети тоже главные. Воспитатель: А кто главный в вашей семье?

Дети: Папа.... Мама...

Воспитатель: Надо ли слушаться родителей? Бабушек и дедушек?

Дети: Да!

Петрушка: Можно ли спорить с ними?

Дети: Нет!

Петрушка: А вы помогаете дома своим родителям, бабушкам и дедушкам?

Дети: Да!

Воспитатель: А что вы делаете?

Дети: поливаем цветы, кормим собачек...

Петрушка: Молодцы! Родителям, бабушкам и дедушкам нужно всегда помогать: мыть посуду, подметать пол, протирать пыль, ходить в магазин за покупками, особенно тогда, когда они болеют.

Воспитатель: Бабушки и дедушки больше всех нуждаются в помощи. Почему? Дети: (отвечают)

Петрушка: Правильно, потому что бабушки и дедушки пожилые, старенькие, их нужно уважать.

Воспитатель: Если дети слушаются родителей, помогают им, за свои плохие поступки просят прощения, то в такой семье царят мир и согласие. Такую семью можно назвать счастливой.

Петрушка: Ребята, давайте поиграем! Я буду называть разные поступки, а вы оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Один хлопок — хорошо; два хлопка — плохо. Начинаем?

Дети: Да!

Петрушка: Мальчик подмел пол.

Дети: (хлопают)

Петрушка: Мальчик не вымыл руки перед едой. Помог сестренке одеться. Девочка с мамой мыла посуду.

Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. Девочка кричала на маму. Не слушалась бабушку и кричала. Мальчик сломал машину и порвал рубашку. Девочка подарила маме цветы. Мальчик помог маме полить цветы. Девочка читала дедушке книгу. Мальчик разговаривал с бабушкой ласково. Девочка для бабушки приготовила чай. Мальчик помог маме накрыть на стол. Девочка уступила место в автобусе.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! Давайте подведем итог. Как нужно помогать родителям? Что нужно делать? Сейчас все встают по очереди и называют по одному доброму делу.

Дети: Накрывать на стол... Мыть посуду... и т.д.

Воспитатель: Надеюсь, ребята, вы усвоили сегодня, что взрослым нужна ваша помощь и поддержка. Берегите ваших самых родных и близких. На этом мы завершим с вами нашу беседу. Давайте попрощаемся с Петрушкой!

Дети: До свидания, Петрушка!

Петрушка: До скорой встречи, ребята!

Фрагмент занятия №3 Цель: — формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; — воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Оргмомент

“Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. ”

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Галина Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).

- Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я приглашаю поиграть.

Психогимнастика

- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

- А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?

- ……

Сообщение темы занятия

- Ребятки, тема нашего занятия «Семья». Мы с вами будем сегодня говорить о маме, папе, бабушке и дедушке, о своих сестрах и братьях. Но для начала давайте поиграем.

Этюд «Изобразить походку младенца, взрослого и пожилого человека»

Игра «Собери цепочку» Разложить фотографии согласно возрасту и полу:

  • младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка
  • младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.

Развитие диалога «Телефонные разговоры»

- Сейчас ребятки мы представим себя взрослыми, большими дядями и тетями. Я буду задавать вопрос каждому из вас, а ваша задача – придумать оригинальный ответ.

Ситуация №1. "Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас ни кто не болен). Я знаю, но вашей дочери пора сделать прививку. (А когда мы к вам должны придти?) Завтра утром…"

Ситуация №2. "Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка. Как у вас дела? (хорошо). Может быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете парного молока…

Рассказ «Моя семья»

- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “Моя семья”. Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображён).

По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья. — С кем ты живёшь? — Кто самый старший в вашей семье? — Кто самый младший? — Кто кому мама? — Кто кому сын (дочка)? — Для мамы ты кто? — А для бабушки? — Для брата, сестры? — Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые) — Кто чем занимается в семье? — Кто о тебе заботится? — Как ты заботишься о других?

Игры на сюжетосложение

- Ребятки, а вы много знаете сказок. Помните сказку про Серого Волка? Давайте ее все вместе расскажем…

- А вы пробовали сами сочинять различные сказки? Помните сказку «Заюшкина избушка»? Мы с вами ее рассказывать не будем, а придумаем сказку, которая будет называться «Бабушкина избушка»

Мозговой штурм

- Ребятки, наша сказка получилась с счастливым концом. Бабушкина избушка осталась цела и невредима. Серого Волка прогнали дровосеки. Бабушка напекла своим внучкам сладкие пирожки.

- Сказку мы придумали. Теперь помогите решить мне следующую задачу. Бабушка купила много кукол своим внучкам. Мебель для кукол есть, но очень большая, места для нее нет. Необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и мебель должна быть маленькая, чтобы она помещалась в игровом уголке.

- Молодцы!!! Справились с трудной задачей.

- Сейчас хочу вам предложить следующую игру, которая называется «Гирлянды ассоциаций». Я вам говорю слово, а вы придумывайте к нему ассоциативное. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, необходимо составить цепочку Например: мама – любимая – красивая – добрая – бабушка – пирожки – сладкие – конфеты – и т.п.

Развитие связной речи.

Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого это…

“Сыро, хмуро за окном, дождик моросит. Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют. У нас своя погода тут. Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло. ” — Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама. — Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

Этюд «Ласковый ребёнок» — дети дарят свою любовь маме.

- А как ты обычно называешь свою маму (мамочка, мамуля)? — А как ты называешь своего папу (папочка, папуля)? — Как называют твою маму, бабушка с дедушкой (Леночка, доченька)? — Как зовут твоих бабушку и дедушку? — Как называют их твои родители (мама, папа)? — А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вместе – дружная семья!

Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.

“При солнышке тепло, при матери – добро. ” “Нет милее дружка, чем родная матушка. ”

“Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют. ” А какие вы знаете пословицы о семье?

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

(пожелания детей своей семье)

- Ребятки, дорожите своей семьей, любите маму и папу, дедушку и бабушку, брата и сестренку. Они самые близкие и дорогие вам люди. В счастливые минуты вашей жизни они порадуются за вас, в горести всегда придут к вам на помощь. Помните, только ваши родные и близкие всегда вас поймут и всегда вас простят.

Фрагмент занятия №4 Заключительная беседа с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственное воспитание»

Цель: обогатить лексику, учить детей связывать значение о дружбе с конкретной жизненной ситуацией; активизировать мыслительную и речедвигательную деятельность детей; формировать социально- коммуникативные (сотрудничество, гибкость, терпимость); закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.

Ход беседы

Педагог показывает бандероль, которую принес в детский сад почтальон. Дети распечатывают ее, достают кассету и смотрят сюжет, в котором старуха Шапокляк просит рассказать, что такое дружба и как найти друзей.

Воспитатель: Давайте расскажем Шапокляк про дружбу все, что знаем. Надеюсь, вы понимаете, что работа эта не такая простая: нам предстоит пройти длинный путь и выполнить не одно задание, чтобы показать Шапокляк, как мы строим Дом Дружбы. Есть еще одна проблема: как же она увидит все, что мы ей будем показывать и рассказывать?

Дети: Нам нужен человек, который все будет снимать на видеокамеру, а кассету мы вышлем Шапокляк.

Воспитатель: Начинаем по кирпичику строить Дом Дружбы. Дети подходят к столу, на котором расположены пиктограммы

Воспитатель: Догадались, о чем мы сейчас будем говорить?

Дети: О настроении.

Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, веселое, радостное

Воспитатель: Почему вам весело и радостно?

Дети: Потому что нам интересно в детском саду, у нас много друзей.

Воспитатель: А с кем можно дружить?

Дети: С ребятами, воспитателями, родителями, бабушками, сестрой...

Воспитатель: Как вы думаете, с чего начинается дружба?

Дети: С доброго взгляда, хорошего поступка, оказанной помощи, улыбки.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на эти лица и найдите одинокого

человека. Каким должно быть выражение его лица?

Дети. Грустным, мрачным, безрадостным, обиженным, печальным.

Воспитатель. С чем можно сравнить его настроение?

Дети. С серой тучей, пасмурным небом, дождем, тающей сосулькой, увядшим цветком.

Воспитатель. А теперь найдите человека, по выражению лица которого можно предположить, что у него много друзей.

Дети. Вот он! У него лицо веселое, счастливое.

Воспитатель. С чем можно сравнить его настроение?

Дети. С солнышком, распустившимся цветком, пушистым облачком в голубом небе, радугой, доброй птицей.

Воспитатель. Молодцы! Мы прошли первый этап пути и можем заложить первый кирпичик Дома дружбы.

Под музыку дети подходят ко второму кирпичику, возле которого нарисовано дерево, в его корнях написано слово «дружба».

Воспитатель. У слова «дружба» есть слова-родственники. Давайте подумаем и назовем слова, похожие на него.

Проводится игра «Семья слов» (дружить, подружка, дружок, дружочек, дружище, дружелюбный, дружеский).

Воспитатель. Молодцы! Справились и с этим заданием. Хочу предложить вам еще одну игру, которая называется «Мир без друга». Я буду начинать предложение, а вы — заканчивать его.

  • Мир без друга был бы неинтересным, потому что... Мир без друга был бы безрадостным, потому что.. Мир без друга был бы скучным, потому что...

Второй кирпичик в наш Дом дружбы можно заложить. Идем дальше. Дети подходят к третьему кирпичику и видят разноцветные карточки. Организуется игра «Живая радуга» (дети выбирают те цвета, которые им напоминают дружбу).

Воспитатель. Третий кирпичик заложен! Продолжаем путешествие, идем по направлению к четвертому кирпичику. Здесь мы поговорим о пословицах и поговорках. О чем чаще всего они говорят?

Дети. О труде, книге, грамоте, хлебе, маме, дружбе.

Воспитатель. Сейчас мы попробуем вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

  • Там, где дружат, живут не тужат.
  • Дружба и братство дороже всякого богатства. •Крепкую дружбу и топором не разрубишь. •Нет друга — ищи, а нашел — береги.
  • Сам пропадай, а товарища выручай. •Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
  • Человек без друзей как птица без крыльев.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. •Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.
  • Человек без друга что дерево без корней. •Дружба в делах помощница.

Воспитатель. Молодцы! Много знаете пословиц и поговорок о дружбе. Теперь выполним еще одно задание: составим рассказ или сказку, используя одну из пословиц. Дети сочиняют, фантазируют, затем относят четвертый кирпичик к дому, идут дальше. Воспитатель предлагает игру «Выбери себе в друзья сказочных героев». Дети подходят к столу, на котором лежат картинки, изображающие сказочных героев: Кота в сапогах, Красную Шапочку, Незнайку, Буратино, Карабаса-Барабаса, Шапокляк и др., выбирают сказочных персонажей и объясняют свой выбор.

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год