Использование технологии Л.В. Свирской «Детский совет» для формирования ключевых социальных и коммуникативных компетентностей старших дошкольников |
Коммуникация | |||
Автор: Надеждина Наталья Анатольевна | |||
01.12.2021 20:32 | |||
Использование технологии Л.В. Свирской «Детский совет» для формирования ключевых социальных и коммуникативных компетентностей старших дошкольников Надеждина Наталья Анатольевна воспитатель МБДОУ д/с 88 г. Белгород В настоящее время в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который требует условий для позитивной социализации ребенка и его личностного развития, поддержку индивидуальности и инициативы через создание условий для свободного выбора детьми вида деятельности, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, актуализируется использование технологии Л.В. Свирской «Детский совет». «Детский совет» представляет собой технологию обучения, объединяющую детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, т.е. предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых [1].
Данная технология выступает современным эффективным педагогическим средством, обеспечивающим формирование ключевых социальных и коммуникативных компетентностей старших дошкольников. Компетентность – способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная [2]. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их – это сфера проявления социальной компетентности [2]. В основе коммуникативной компетентности (по Г.Р. Хузеевой) лежит сформированность адекватного образа сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты: познавательный аспект образа сверстника включает знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками; дифференцированный образ сверстника (знание внешних особенностей, желаний, потребностей, мотивов поведения, особенностей деятельности и поведения другого); знание и понимание эмоций другого человека; знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации [3]. Нами разработана система мероприятий педагога с детьми с применением технологии А.В. Свирской «Детский совет», направленная на развитие у старших дошкольников личностных качеств, позволяющих организовывать свою самостоятельную деятельность совместно с другими детьми в рамках самостоятельно организованной деятельности, объединившую совместной единым интересом. Ключевая цель, которую мы ставили перед собой заключалась в формировании ключевых социальных и коммуникативных компетентностей детей старшего дошкольного возраста посредством технологии Л.В. Свирской «Детский совет». Для достижения цели были определены следующие задачи. Организационно-методической направленности:
В организации сотрудничества с родителями воспитанников:
В организации образовательной деятельности педагога с детьми:
«Детский совет» проходит утром (перед началом образовательной деятельности) и вечером – в завершении дня. Структура «детского совета» (Рис. 1): Рис. 1. Структура «детского совета» Длительность проведения детского совета зависит от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Все будет зависеть от того, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы планирования или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня. При ведении детского совета взрослый является его модератором: поддерживает интерес в итоговом сборе, задает детям вопросы, побуждающие их делиться между собой впечатлениями от прошедшего дня, строить выводы. Главная задача педагога – услышать желание каждого ребенка выступить, поделиться, высказаться. Используемые методы и приемы во время проведения утреннего и вечернего группового сбора. Приемы активизации детей в диалоге:
- приведение примера воспитателем проявления детьми сочувствия по отношению к сверстникам в трех фазах: сочувствие – констатация (я вижу, что ему плохо); сочувствие–переживание (мне жаль его, мне небезразлично, что ему плохо) и сочувствие–действие (я помогу, я постараюсь помочь). Основными методами в организации видов деятельности:
- игровой (для того, чтобы дети ближе узнали друг друга, необходимо воспитателю организовывать игры творческие игры с правилами). Основным приемом, побуждающим детей к деятельности и к его активному участию являются вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы, помогающие прояснить ту или иную ситуацию, а также прием «Сюрпризный момент»: волшебный мешочек, волшебный клубочек, волшебный цветок, свеча, фонарик и другие атрибуты, поддерживающие детский интерес к участию в групповом сборе. Подводя итоги, пришли к заключению, что технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО, в частности формировать ключевые социальные и коммуникативные компетентности старших дошкольников. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным делом. У детей формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения. Библиографический список
|