Сценарий образовательной ситуации по разделу "ребенок в семье и сообществе" для детей средней группы |
Коммуникация | |||
Автор: Кучерявец Ирина Валентиновна | |||
17.11.2016 22:21 | |||
Сценарий образовательной ситуации по разделу "ребенок в семье и сообществе" для детей средней группы Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Тема: «Наша дружная семейка». Оборудование: Для детей: фотографии мамы, папы, бабушки, дедушки семей воспитанников,
заготовки для аппликации: деревья вырезанные из бумаги, клей, кисти, салфетки, клеенки, сердечки, вырезанные из фетра по количеству детей. Для педагога: пустая рамка для фотографии, иллюстрации с изображением членов семьи (папа, мама, бабушка дедушка), магнитная доска, мешочек из яркой ткани, cердечки по количеству детей, презентация по теме. Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие. Цель: Углублять представления детей о семье и её членах. Задачи:
Ход образовательной ситуации. I. Создание мотивационного поля (организационный момент) (Воспитатель находит в группе пустую рамку для фотографий и обращает на неё внимание детей). Воспитатель: Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало)! А интересно, кто знает, для чего используют такие рамки? (Ответы-предположения детей.) Ребята, подскажите, откуда у нас моглапоявилась эта рамочка? Может быть, здесь была чья-то фотография и теперь она потерялась? (Предположение детей). Воспитатель: Интересно, чьи фотографии здесь могли быть? (Ответы детей). II. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки: 1 загадка. Излучает она свет, от улыбки ямочки, Никого роднее нет, чем родная … (мамочка). Воспитатель выставляет на магнитную доску иллюстрацию с изображением мамы. -Вы правы, это мама. Я хочу с вами посекретничать. Кто из вас сможет лучше рассказать о своей мамочке? (Ответы детей 2-3 человек. Если дети затрудняются можно предложить наводящие вопросы: Как зовут твою маму? Кто ты для мамы? Как ласково называет тебя мама?). Воспитатель: У вас хорошо получается! Спасибо, мне было очень интересно. 2 загадка. Добрый, сильный, ловкий, смелый. Воспитатель выставляет на магнитную доску иллюстрацию с изображением папы. Воспитатель: Теперь секрет про папу, у кого он самый лучший? (Ответы детей). -А кто сможет рассказать нам о своем папе? (Ответы детей 2-3 человек. Если дети затрудняются можно предложить наводящие вопросы: Как зовут твоего папу? Кто ты для папы? Твой папа какой? Как тебя называет папа?). Воспитатель: Мне понравилось, как вы рассказываете о своих мамах и папах. Есть еще загадка, готовы её послушать? 3 загадка. Кто любить не устает, пироги для нас печет, Воспитатель выставляет на магнитную доску иллюстрацию с изображением бабушки. (Воспитатель предлагает детям рассказать о своей бабушке и как они проводят с ней время). Воспитатель: Мне кажется, мы еще о ком-то забыли рассказать? (ответы детей). Ну конечно это дедушка. Вот про него будет следующая загадка. Мочит в теплом молоке он кусочек хлебушка, Ходит с палочкой в руке наш любимый… (дедушка). Воспитатель выставляет на магнитную доску иллюстрацию дедушки и предлагает желающим рассказать о своем дедушке. Воспитатель: Как здорово вы рассказываете о своих близких. У вас хорошо это получилось! Я узнала, что вы очень их любите и они вас. Только вот беда, смотрите у нас фотографий много, а рамка только одна. Затруднение в ситуации. Воспитатель: Как же нам всех родных людей поместить в одной рамке? (Дети высказывают свои предположения). Введение в игровую ситуацию: Снимем вас всех Только не надо моргать, И будет у вас портрет Которого лучше нет. (Дети выполняют движения по тексту.) Воспитатель: Как вы догадались! Правильно, нужно сделать одну общую фотографию. Как одним словом назвать родных людей? (семья). И в таких дружных семьях принято делать друг другу что-нибудь приятное. Вы можете сделать что-нибудь приятное своим близким? А что именно? (Ответы детей). Воспитатель: У меня есть волшебный мешочек, в нем можно хранить все, что угодно. (Показывает мешочек, сшитый из яркой ткани). А что бы вы могли положить в него для своих близких? (Ответы детей). Вы хотите еще посекретничать? Тогда давайте сегодня в него сложим ласковые слова для близких своей семьи. Как думаете, у вас получится? (Ответы детей). Вы сможете это сделать? Тогда можно я начну первая? У меня тоже есть мама, она уже старенькая и очень заботливая. Вот это слово «заботливая» я хочу положить в мешочек. (Воспитатель наклоняясь к мешочку произносит нужное слово, как-бы опускает его в мешочек). А ваша мама она какая, когда вас целует и обнимает? (Ответы детей: добрая, нежная…Дети «опускают» свои слова в мешочек.) Воспитатель: Когда папа улыбается, он какой? (Ответы детей: веселый, добрый, мудрый…). Воспитатель: И волшебные слова для папы, тоже кладем в мешочек. А если вы вдруг заболеете и бабушка вас лечит, дает вам теплое молоко с медом, лекарства, она какая? (Ответы детей: заботливая, внимательная…). Воспитатель: Мешочек стал совсем тяжелый, почему? Вы правы, мы сложили туда много ласковых и добрых слов для своей семьи. У вас это хорошо получилось! Воспитатель: Как вы думаете, пальчики на руках мы можем назвать семьей? Давайте узнаем! Пальчиковая гимнастика. Этот пальчик –дедушка, Этот пальчик-я. Дружно пальцы разжимай Воспитатель: Видите, какие дружные у вас пальчики, они всегда рядом и никогда не ссорятся. Так и в больших дружных семьях никто не ссорится. А еще есть пословица: «Говорят, что у крепкой семьи крепкие корни». III. Открытие детьми нового знания. Воспитатель: У чего еще есть корни? (Ответы детей… у дерева). Как их можно найти? (Раскопать землю и посмотреть). В таком случае, как можно найти корни семьи? (Можно спросить у родителей, можно посмотреть старые фотографии, можно посмотреть в интернете.) А если у семьи есть корни и у дерева мы можем их сравнить? Можно сравнить семью с деревом? (Воспитатель подводит детей к выводу о том, что у дерева и семьи есть корни). Воспитатель: Как думаете, что можно из этого составить? Воспитатель достает заготовки частей деревьев, вырезанных из картона (корни, ствол, ветви). Деревья, вы правильно сказали. А что это у дерева, как вы думаете? (Воспитатель показывает на корни). (Ответы) -Верно, это корни. А это? (Ответы). Ни одно дерево не может обходиться без корней, каждое дерево имеет свой корень. Вот так же и каждая семья имеет свои корни. Кто в семье самый главный и важный-дедушка и бабушка. А как называется эта часть дерева? (Воспитатель обращает внимание на ствол). (Ответы). Да, из корней растет ствол – это родители. -Что еще есть у дерева, чего мы не назвали? Верно, это веточки, а веточки это мы с вами. IV. Самостоятельное применения нового знания на практике. (Моделирование семейного дерева). Воспитатель: Вы сможете составить из этих частей дерево? У вас получится? Дети самостоятельно выкладывают модель дерева, а воспитатель предлагает определить место на этом дереве для членов семьи. (Используются фото членов семьи детей, заготовленных заранее). Включение нового знания в систему знаний ребенка. Воспитатель: Какие интересные деревья у вас получились! Как же они могут называться? Ни береза, ни рябина…Вместо листиков вы наклеили семейные фотографии. Помогите мне дать название этому дереву. (Варианты детей). Воспитатель: Вы правы! Семейное дерево-это самое подходящее название. А вы не забыли про наш волшебный мешочек? Хотите достать наши ласковые слова? (Дети с удивлением заглядывают в мешочек). Воспитатель: Мне кажется, у нас произошло чудо. Сказанные вами добрые слова превратились в сердечки. Я не имею права держать их здесь в мешочке. Возьмите себе по сердечку и отнесите его домой. Дома подарите любому члену семьи, кому захотите, но не забудьте сказать свои волшебные ласковые слова. Рефлексия. С каким новым деревом мы сегодня познакомились? -Замечательно! Мне очень понравилось, как вы справились с заданием.
|