Формирование коммуникативных навыков у дошкольников |
Коммуникация | |||
Автор: Старочкина Татьяна Павловна | |||
08.03.2021 22:40 | |||
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников Имея социально-общественное начало, человек в современном обществе испытывает потребность в общение и в взаимодействии с другими людьми, для ребенка дошкольного возраста эта потребность является еще более нужной и актуальной, так как коммуникативные навыки являются важнейшим условием для полноценного развития, индивидуализации и социализации ребенка, формирования его личности [5]. При отсутствии элементарных коммуникативных навыков затрудняется общение ребенка со сверстниками и со взрослыми, повышается его уровень тревожности, нарушается процесс общения в целом [6].
Коммуникативные умения – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, т.е. – это умение общаться. Само слово «общение», согласно краткому психологическому словарю, имеет следующее определение – это сложный многоплановый процесс, направленный на установление и развитие контактов и связей, включающий обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание собеседника. По мнению Г.М. Андреевой, коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами [1]. В более широком смысле коммуникация понимается, как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц» [8]. В период от рождения до семи лет последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, вне ситуативно — познавательная, вне ситуативно — личностная. Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей коммуникативного общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития» [2]. Коммуникативное общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов [3]. Развитие коммуникативного общения ребенка 4 — 7 лет со сверстником также проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка [4]. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое проявляется в параллельных действиях детей. На втором этапе (4 — 6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность – потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (6 — 7 лет) общение со сверстником приобретает черты вне ситуативности – содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В коммуникативном общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. К концу старшего дошкольного возраста в жизни ребенка все большее время и внимание занимают сверстники. Возникают различные группы, сообщества, обмениваются своими мыслями в зависимости от задач, случая. Часто ребенок за год меняет несколько таких групп, имеет многочисленные знакомства, но еще не настоящую дружбу. В этом возрасте дружба скорее напоминает сотрудничество в каком-то деле. Заканчивается дело – заканчивается и сотрудничество. Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО [7], на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
Сформированность коммуникативных навыков помогает дошкольнику стать образованным, легко адаптироваться в социуме.
Список использованной литературы:
|